Найти тему
Булавка для бабочки

Для чего люди ходят в театр? И про то, как некультурно ведут себя театралы

У нас с мужем за последнюю неделю было целых три выхода в театр.

Позавчера, например, мы ходили в театр на Таганке на «Вишневый сад». На этот спектакль мы еще в августе взяли билеты и сидели в центре первого ряда втроем: я, муж и его дочка. Именно она хотела увидеть в театре «Вишневый сад» Чехова. А мы с мужем хотели, чтоб Ниаль посмотрела спектакль по любимой пьесе с первого ряда. Поэтому и покупали билеты так заранее.

А вот на два других спектакля нас с мужем пригласили. Это были премьеры «Пиросмани. Праздник одиночества» в театре «МОСТ» и «Иуда?» в театре «Модернъ». Но мы смотрели не сами премьеры, а показы для прессы, которые обычно проводятся за день до премьер. И по сути ничем не отличаются от премьерных спектаклей, кроме того, что все зрители в зале пришли по приглашениям, и весь спектакль слышны вспышки фотоаппаратов.

Хотя наш знакомый драматург, с которым мы познакомились на «Иуде?» сказал, что во время официальной премьеры публика реагирует на спектакль более живо, и аплодисменты звучат громче. Ведь для обычного человека, купившего билет в кассе, посещение театра - это событие, это праздник, это выход в свет. А для театрального критика - это уже обыденность и рутина.

В театре на Таганке. Буфет в театре я тоже люблю. Но хожу в театр не ради бутерброда с икрой и бокала шампанского:)
В театре на Таганке. Буфет в театре я тоже люблю. Но хожу в театр не ради бутерброда с икрой и бокала шампанского:)

Мне тоже показалось, что на пресс-показах зрители отличаются. Они менее нарядны, менее восторжены, более серьезны.

По сути, для них это не праздничное событие, не развлечение, а работа. Ведь после просмотра спектакля им его надо оценить, написать рецензию, статью, так сказать, отчитаться.

Но для меня эти пресс-показы пока еще все же являются событиями. И я бы сказала, что даже более важными, чем просто поход в театр за собственные деньги, где я являюсь обычным зрителем.

Приходя на предпремьерный прогон, находясь на пресс-конференции, я чувствую себя причастной к театру больше, чем просто зритель. Я рада, что мое театроведческое образование мне пригодилось, и я могу применить его, пусть не в основной профессии, но хотя бы здесь, на моем канале в Дзен.

И я очень счастлива, что меня зовут на пресс-показы. Хотя вижу, что для многих, кто приходит туда вместе со мной, это уже рутина.

Мало того, для меня стало настоящей неожиданностью увидеть, как некрасиво могут вести себя театроведы.

Например, на спектакле «Иуда?» критики чуть было не подрались прямо во время спектакля. Одна пара, сидевшая на третьем ряду, активно фотографировала то, что происходит на сцене. Собственно, этим занимался почти весь зал, ведь для своих отчетов и рецензий всем нужны фотографии. И большинство делало их на собственные смартфоны. Но другой паре критиков, сидевших на четвертом ряду, прямо за первой парой, не понравилось постоянно видеть перед собой смартфон и они начали ругаться. Прямо в голос. Говорили, что смартфон - это не фотоаппарат, поэтому фотографировать им нельзя. Грубили и дерзили, а в конечном итоге мужчина даже ударил по руке женщину, которая делала фотографии.

Театралы ждут начала спектакля в театре «Модернъ»
Театралы ждут начала спектакля в театре «Модернъ»

Было очень неприятно быть свидетелем этой сцены. Тем более мне казалось, что я в кругу интеллигентных театралов, которым воспитание не может позволить так некрасиво себя вести.

А вчера, на премьере «Пиросмани. Праздник одиночества» тоже был момент, который меня возмутил. Режиссер перед спектаклем очень попросил присутствующих смотреть спектакль не как критики, а как зрители, поменьше делать фотографий, отключить вспышки и, конечно, мобильные телефоны.

Но в первые же минуты спектакля в небольшом зале, где находилось человек 70, раздалось целых два громких звонка. Это, конечно, не редкость в театре. К сожалению, достаточно часто зрители забывают отключать звук у телефона. Но было очень удивительно обнаружить такую забывчивость у театроведов, которые регулярно ходят в театр и, казалось бы, знают, как себя вести.

Театралы в театре «МОСТ»
Театралы в театре «МОСТ»

Ну а просьбу режиссера не фотографировать, кажется, услышала только я. И послушно не сделала ни одной фотографии во время спектакля, а полностью погрузилась в происходящее на сцене. Но несмотря на то, что спектакль захватил с первых же секунд, я все равно краем уха слышала постоянную работу фотоаппаратов. Причем один человек, сидящий на первом ряду, казалось, щелкал просто непрерывно. Муж сказал, что его это очень сильно отвлекало. Хотя спектакль ему все равно понравился, даже несмотря на постоянный треск от фотоаппарата.

Про этот спектакль я еще напишу отдельную статью. Вот только дождусь, когда мне пришлют фотографии, которых я послушно не сделала. О чем ничуть не жалею. Ведь куда интересней смотреть спектакль, не думая, что надо будет писать о нем статью.

Ведь в театр я хожу не для того, чтоб потом о нем написать. Я хожу туда для того, чтоб насладиться результатом совместной работы творцов и художников. Я испытываю восторг от того, что в одном спектакле сочетается и работа драматурга, и работа режиссера, и актерская игра, и сценография, и музыка, и свет. Мне нравится поразмышлять после спектакля о том, что же хотел донести до меня режиссер, что каждый из актеров вложил в свою роль, как гармонично все это дополняла музыка и все сценическое пространство.

На обеих пресс-конференциях режиссеры говорили о том, что театр - это диалог со зрителем, разговор с думающим человеком. Это всегда размышление и поиск ответов на сложные вопросы.

После прекрасного спектакля
После прекрасного спектакля

И интересно, что оба режиссера так или иначе говорили, что в театре важно показывать человеку, что он хороший, что он лучше, чем сам о себе думает. Театр должен нести свет, должен показывать хороших людей, должен проводить зрителя путем добра и любви и открывать в нем лучшие качества.

Вот я для этого хожу в театр. Не для развлечения, а для работы собственной души. Поэтому я люблю драму больше, чем комедии и музыкальный театр. Для меня важно выйти из зала не отдохнувшей, а задумавшейся. И меня может изменить спектакль. Как меняли в свое время книги. Поэтому я до конца своих дней, видимо, останусь театралом. Это мое.

Невероятное знакомство, прекрасный вечер и мои впечатления после премьеры «Иуда?» в театре «Модерн».
Булавка для бабочки30 октября 2023