Найти тему

Формы слова и однокоренные слова | БЫСТРЫЕ ПРОВЕРКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ЛЮБОМУ ШКОЛЬНИКУ

Оглавление

Сегодняшний материал будет особенно полезен ученикам 5-6 классов, потому что речь пойдёт о разграничении таких понятий, как ФОРМА СЛОВА и ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

ВНИМАНИЕ: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРОЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦУ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ДО КОНЦА. ЗДЕСЬ ЕСТЬ РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ БЕЗ ПРОБЛЕМ РАЗГРАНИЧИВАТЬ ФОРМЫ СЛОВА И ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Может быть, нам, взрослым людям, педагогам, смысл этих понятий кажется очевидным и несложным, но каждый год, работая с учениками 5-6 классов, я сталкиваюсь с таким запросом: "Что такое форма слова? Как формы отличить от однокоренных слов?" Ответ уместился бы в одно предложение, но, учитывая формат площадки, решила написать целую статью с подробными разъяснениями.

Родителям пятиклассников или шестиклассников данный материал точно будет в помощь.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Для начала ответим на вопрос: что мы получим, если изучим понятия ФОРМА СЛОВА и ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА?

Если разберёмся с терминами ФОРМА СЛОВА и ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА, то

✔️ сможем избежать ошибок при выполнении морфемного разбора (искать окончание, основу, корень и т.д.),
✔️ сможем правильно выполнять словообразовательный разбор слова (указывать производящую основу, способ словообразования),
✔️ сможем применять нужные орфографические правила при написании слов, ведь половина орфографии опирается на строение слова (для написания окончаний свои правила, а при написании корней пользуемся уже другими).

Почему понятия ФОРМА СЛОВА и ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА занимают одно из лидирующих мест среди трудных вопросов у 5,6-классников?

Ответ прост: вместо того, чтобы подойти к решению данной проблемы с головы, в школе подходят к решению вопроса с хвоста.

Что я имею в виду?

Я своим ученикам понятия ФОРМА СЛОВА и ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА объясняю ПОСЛЕ того, как расскажу про разницу между ГРАММАТИЧЕСКИМ и ЛЕКСИЧЕСКИМ значениями слов.

Термины кажутся сложными, но в реальности, когда на простых примерах и ассоциациях разберём, что это такое, всё становится очевидным и ПРОСТЫМ (я люблю именно простые решения).

Говорю сразу: я не буду в этой статье цитировать учебники и умными словами рассказывать о простом. Просто делюсь своим опытом объяснения данной темы.

С чего начинаю? Это может показаться странным, но с философии.

Я уже в одной из предыдущих статей говорила, что некоторые темы школьной программы я бы изучала чуть позже, когда сознание школьника действительно сможет их ПОНЯТЬ. Я всегда начинаю с наблюдения над словом, предложением, пытаюсь найти какие-то ассоциации с реальным опытом школьника.

Сначала пытаюсь показать ученикам, что в языке, как и в жизни, у каждой медали две стороны (иногда показываю две стороны книги, тетради, телефона, так как с абстрактными предметами 5-6-классникам ещё тяжело работать): плохой-хороший, жизнь-смерть, день-ночь, белый-чёрный, левый-правый, внешний-внутренний.

Язык подчиняется тем же законам: любое самостоятельное слово имеет два значения: ЛЕКСИЧЕСКОЕ и ГРАММАТИЧЕСКОЕ.

Лексическое значение – это нутро слова, его суть, смысл, его "тело".

Грамматическое значение – это внешняя оболочка слова, одежда, в которую мы заключаем "тело" нашего слова.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – ЭТО ТО, ЧТО СЛОВО ОБОЗНАЧАЕТ.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВА КАК ЧАСТИ РЕЧИ.
👉ДОМ – сооружение, предназначенное для жилья – ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
👉ДОМ – существительное единственного числа, именительного-винительного падежа – ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Если и на данном этапе кто-то из учеников не понял показанной разницы, всегда "перевожу стрелки" на самого ученика:

👉Передо мной сидит Петя Иванов, ученик 5 класса, N школы, города N, у него родинка на щеке, он любит пюре с сосисками и не представляет свою жизнь без футбола и любимой компьютерной игры. Такой мальчик ОДИН на всей планете, и перестать быть Петей он не может.
✔️ Так и у каждого слова своё неповторимое ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, которое оно не может поменять.
👉Сегодня Петя Иванов одет в белую рубашку, как и сотни других учеников, а завтра он придёт в синей рубашке, но при этом Петя останется Петей и в Сашу не превратится.
✔️ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – это рубашка слова, которую в любой момент можно поменять, не нарушая смысла слова.

Поняв это, переходим к самому главному: где в слове прячется ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, а где ГРАММАТИЧЕСКОЕ?

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Все школьники безоговорочно говорят о том, что лексическое значение находится В КОРНЕ.

Вот в этом месте и зарыта та собака, которая потом мешает правильно понять разницу между ФОРМОЙ СЛОВА и ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ.

Даю ученикам понаблюдать за уже известным словом ДОМ, в котором корень -ДОМ-. Пишем рядом слова ДОМОВОЙ, ДОМАШНИЙ, ОДОМАШНИТЬ, которые также имеют корень -ДОМ-, а значит и ОДИНАКОВОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ?

И в этот момент многие понимают, что не корень отвечает за смысл слова, ведь лексическое значение ОДНО, единственное и неповторимое, и у каждого слова оно своё. А значит нужно в каждом слове найти ту часть, которая будет уникальной.

И поверьте, 99% школьников сами дают правильный ответ. Это ОСНОВА СЛОВА.

ДОМОВ-ой, ДОМАШН-ий, ОДОМАШНИ-ть – у всех слов разные основы и разное лексическое значение.

На этом этапе все понимают, что именно изменение ОСНОВЫ приведёт к изменению СМЫСЛА СЛОВА.

ВЫВОД: ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 👇👇👇

👍Индивидуальное значение конкретного слова (у каждого слова оно своё, неповторимое, именно оно выделяет данное слово среди сотен тысяч других слов).
👍Лексическое значение "спрятано" в ОСНОВЕ слова.
👍Хочешь изменить лексическое значение (смысл слова) – меняй ОСНОВУ.
👍При изменении основы получаем НОВОЕ СЛОВО с новым лексическим значением.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Теперь понаблюдаем за словом ДОМ с точки зрения его грамматического значения (помним, что это рубашка нашего Пети Иванова, которую он может менять по сто раз в день).

Почти все ученики характеризуют слово ДОМ как часть речи следующим образом:

ДОМ – существительное мужского рода, единственного числа, именительного падежа (некоторые ещё добавляют 2 склонение).

Где "прячется" грамматическое значение слова? Какая его часть подсказала число, падеж слова? Почти все тут же говорят, что это ОКОНЧАНИЕ.

Приходим к выводу, что менять окончание можно только при условии, что смысл слова, то есть его основа, останется неизменной (меняя рубашку, Петя остаётся Петей).

Но здесь нужно учеников предупредить, что грамматическое значение, то есть окончание, – это то, что в слове в любой момент можно изменить. У слова ДОМ можно изменить число, падеж ( ДОМ-ДОМ-а, ДОМ-ДОМ-у), а изменить род или склонение нельзя, а потому и окончание за них не отвечает.

Значит грамматическое значение слова связано только с непостоянными признаками, и у каждой части речи они свои.

ВЫВОД: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 👇👇👇

👍Значение целой группы слов, которые принадлежат к одной части речи (сотни существительных имеют такое же грамматическое значение, что и слово ДОМ: стол, карандаш, пенал и т.д.).
👍Грамматическое значение "спрятано" в ОКОНЧАНИИ и некоторых ФОРМООБРАЗУЮЩИХ СУФФИКСАХ.
👍Хочешь изменить грамматическое значение – меняй ОКОНЧАНИЕ и ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ.
👍При изменении окончания и формообразующих суффиксов получаем НОВУЮ ФОРМУ с новым грамматическим значением, а лексическое значение остаётся прежним.

Зная это, понять разницу между ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ и ФОРМАМИ СЛОВ легче лёгкого.

🔥 Поиск ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ – это изменение лексического значения слова, то есть изменение ОСНОВЫ.
🔥 Поиск ФОРМ СЛОВА – это изменение грамматического значения слова, то есть изменение ОКОНЧАНИЯ и некоторых ФОРМООБРАЗУЮЩИХ СУФФИКСОВ, информация о которых есть вот в этой статье:

👉 Состав слова – головная боль учителей и школьников на все времена | ЧАСТЬ 1: ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ УСПЕХА – ЧЁТКИЙ АЛГОРИТМ

СРАВНИМ:

❤️ ДОМ – ДОМАШН-ий, ДОМОВ-ой, ОДОМАШНИ-ть (Меняем основу слова ДОМ, то есть лексическое значение, тем самым находим общую часть основ – корень -ДОМ-).

❤️ КРАСИВ-ый – КРАСОТ-а, УКРАША-ть, УКРАСИ-ть (Меняем основу слова КРАСИВЫЙ, то есть лексическое значение, тем самым находим общую часть основ – корень -КРАС-).

👉ВЫВОД: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА – ЭТО СЛОВА С РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ.

❤️ ДОМ - □ – ДОМ-а, ДОМ-у, ДОМ-ом (Меняем окончание слова ДОМ, то есть грамматическое значение, основа же остаётся неизменной).

❤️ КРАСИВ-ый – КРАСИВ-ая, КРАСИВ-ого, КРАСИВ-ые (Меняем окончание слова КРАСИВЫЙ, то есть грамматическое значение, основа же остаётся неизменной).

👉ВЫВОД: ФОРМЫ СЛОВА – ЭТО СЛОВА С ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАМИ.
-2

А теперь напомню, что нужно изменить в слове, чтобы изменилась форма, то есть окончание:

✔️ у существительных – падеж, число
✔️ у прилагательных, причастий – падеж, число, род
✔️ у числительных – падеж (род, число меняется не у всех)
✔️ у местоимений– падеж (род, число меняется не у всех)
✔️ у глаголов – число, лицо (для наст./буд. времени); число, род (для прошедшего времени).

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь материал был полезен и ребятам, и взрослым.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?

ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!