Найти тему

Как избежать кассовых разрывов в бизнесе

Небольшой ликбез.

Кассовый разрыв простыми словами, это когда сроки поступления денег не совпадают с необходимостью платить по счетам, временная нехватка средств на погашение текущих обязательств. То есть в ближайшем будущем деньги должны прийти на счет, но так как платить нужно прямо вот сейчас, а нечем, приходится влезать в долги, использовать кредитные средства или пытаться договориться об отсрочке платежа. В общем, крайне неприятная ситуация. Кстати говоря, случиться такое может как в бизнесе, так и в личных финансах любого человека.

Причины возникновения кассового разрыва:

  • Отсутствие платежного календаря, и как следствие контроля над финансовым потоком.
  • Работа по постоплате. Лучше всё-таки выбирать либо 100% предоплату, либо аванс не менее половины, а окончательный расчет по факту исполнения работ или отгрузки. «Утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья».
  • Несвоевременное погашение задолженности от контрагентов (в первую очередь клиентов).
  • Ошибки в расчетах по закупке товара. Нужно планировать сроки реализации закупаемого товара и следить, насколько хорошо он раскупается по факту.
  • Сезонность работ. С учетом круглогодичных постоянных затрат нужно еще и заложить подушку безопасности на непредвиденные расходы (поломка оборудования, вероятная инфляция на комплектующие, аренду и пр.). Сезонный бизнес требует более жесткого контроля и планирования, слишком большой риск уйти в минус.

Способы выйти из кассового разрыва:

Экстренно можно:

  • Урезать необязательные траты (на корпоративы, представительские расходы, снеки для сотрудников и пр.).
  • Заморозить на время непервостепенные расходы (повышение квалификации, закупка новой техники и т.д.).
  • Проинформировать заинтересованных лиц (попросить отсрочку платежа у поставщиков, предупредить сотрудников об отсрочке выплаты премии).
  • Профинансировать разрыв из внутренних источников (как правило, личных средств собственников).

На долгосрочную перспективу стоит:

  • Предусмотреть в договорах с клиентами комфортный график платежей с предоплатой.
  • Анализировать регулярно цикл товарооборота (закупка, хранение, продажа), не копится ли неходовой или сезонный товар.
  • Вести платежный календарь, используя разные инструменты (таблицы Excel, специальные автоматизированные системы).
  • Разработать систему профилактики и сбора долгов (дебиторской задолженности), регулярно напоминать и стараться урегулировать вопрос в досудебном порядке.
  • Предварительно оценивать добропорядочность и платежеспособность новых клиентов.
  • Выделить резервный капитал на непредвиденные ситуации.
  • Привлекать компетентных консультантов.

Ошибочные, но иногда рабочие, решения:

  • Резкое повышение цен, может отпугнуть заказчиков. Собственно, как и резкое снижение цен ниже себестоимости, в коротком отрезке времени поможет нарастить объем продаж, но как итог, отрицательно скажется на рентабельности.
  • Продажа активов (оборудования, недвижимости), допустимо только если эти активы больше не приносят дохода и по сути являются уже пассивами.
  • Срочный кредит или займ под %, это допнагрузка на бизнес в будущем, кроме того, обычно на сильно невыгодных условиях. Лучше заранее позаботиться об открытии в банке кредитной линии с одобренным лимитом и лояльным %.

Сталкивались с подобным явлением в своей работе? А бывают ли у вас кассовые разрывы в семейном бюджете? Написать отдельную статью про то, как избежать его в личных средствах?