Найти тему
окно в икону

В начале и в конце: Солнце и Луна в изображении творения мира и конца света

С праздником, уважаемые читатели! Для нас солнце и луна являются константами нашего чувственного мира. Понятно, что мир духовный не нуждается в этих небесных телах. Но интересно, что в иконописи они появляются там, где изображается творение мира, и там, где изображается Страшный Суд, означающий конец чувственного мира. Как именно они изображены в этих сюжетах?

В Библии есть четкое указание на то, когда сотворены солнце и луна. Это произошло в четвертый день творения. "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы." (Быт.1: 14-19).

Как бы не толковать книгу Бытия: буквально или аллегорически, но изобразить творение светил нетрудно. Одно большее, другое - меньшее. Одно - как правило, красное, другое - синее или блёклое, либо цвет одинаковый, но серп на круге указывает, что перед нами именно луна.

Самыми распространенными формами представления дней творения мира в Византии были фрески, мозаики, книжные миниатюры. С пятого по одиннадцатый века они встречаются с разной периодичностью.

На Руси изображение дней творения мира поначалу не прижилось. Но с семнадцатого века, под влиянием прежде всего западных гравюр, к этому сюжету обращаются. Достаточно редко при этом пользуются персонифицированными Солнцем и Луной с человеческими ликами.

Можно возразить, что на Руси был популярен сюжет "Шестоднев". Действительно, литературные произведения с таким названием обязательно содержат рассказ о творении мира. Но с иконами не так. В иконописных "Шестодневах" показаны, как правило, дни недели, соответствующие дням творения, через литургическое наполнение дней. Так, понедельник изображается в виде собора ангелов, потому что понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – святому Иоанну Предтече, он и изображается, и так далее. Только с восемнадцатого века в "Шестодневах" в России появляются изображения дней творения, и то далеко не всегда. Зато возникает в девятнадцатом веке отдельный сюжет - именно в иконе - "Сотворение мира".

Как в начале мира солнце и луна появляются не первыми, также и не последними исчезнут они из мира в событиях Страшного Суда. Они будут не нужны, потому что прекратится течение времени, а они связаны с исчислением времени. В толкованиях на слова 103 Псалма: "Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой" (Пс.103: 19-21) авторы сходятся в том, что эти небесные тела нужны для расчёта времени, они помогают знать времена года и месяцы, части дня. И раз времени не будет, наступает вечность, надобность в них отпадает.

В Апокалипсисе солнце и луна упоминаются, когда Агнец снимает шестую печать (всего их семь):"И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь". (Откр.6:12). Чернота солнца и темный и кровавый вид луны указывают, по толкованию отцов, на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божий. Уже не смогут они получить благ этого мира, потому что его время закончилось. И дальше: "И небо скрылось, свившись как свиток" (Откр. 6:14). Не тлению или погибели будет подвержено небо, но изменению к лучшему. Оно не сгорает, не исчезает, потому что творение Божие хорошо. Об этом ясно говорится в книге Бытия. В иконах и росписи небо свивается не само, но это делают ангелы или один ангел. Характерно, что светила не черные и не кровавые, а вполне узнаваемые.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!