Во всем мире обострился дефицит операционной рабочей силы. На неофисный персонал приходится 80% всех трудовых ресурсов в мире. Однако способы удержания неофисных сотрудников, практикуемые на Западе, в России часто бесполезны.
🔹Эти люди не сидят за компьютерами, а трудятся на переднем крае: в торговых залах магазинов, производственных цехах, больницах, на складах, стройках, в автопарках и т. д. Поэтому в исследованиях, изучающих поведение таких сотрудников, их называют «работники без рабочих столов» (deskless workers) или «работники на переднем крае бизнеса», «линейный персонал» (frontline workers).
🔹Долгие годы работодатели относились к линейным сотрудникам пренебрежительно, считали их временными и легко заменимыми работниками, львиная доля корпоративных бонусов – внимания, премий, льгот – выделялась не им, а офисным сотрудникам.
🔹Компании воспринимали высокую текучесть deskless workers – в 60–100% в год, а в отдельных сферах и гораздо выше – как неизбежность. Им было выгоднее заменять выбывших работников свежими силами, нежели вкладываться в улучшение условий труда. К тому же персонал без рабочих столов – неудобный для работодателей контингент. Он гораздо менее лоялен и легче принимает решение об уходе, нежели офисные сотрудники.
🔹Большинство неофисных работников сейчас недовольны условиями труда и изначально не настроены задерживаться у нанимателя надолго. Они не связаны с корпоративной культурой организации, безразличны к корпоративным ценностям или не имеют о них представления.
🔹В России дефицит неофисного персонала в среднесрочной перспективе будет больше, чем в ЕС или США, из-за гораздо менее благоприятных демографических тенденций и усиливающегося гендерного дисбаланса: в массовых неофисных профессиях, не требующих квалификации, преобладают женщины.
🔹Количество россиян без высшего образования сокращается на 2% в год, молодежь не хочет заниматься неквалифицированным трудом. Сейчас линейных работников deskless в России 35 млн человек, а через 10 лет их будет 28 млн человек. Среди тех, кто сейчас уходит на пенсию, 20% с высшим образованием, а среди молодежи, выходящей на рынок труда, таких 40%, и они не хотят стоять у станка.
🔺По данным hh.ru, в сентябре 2023 г. на одну вакансию в розничной торговле в России приходилось 1,6 резюме (это означает острый дефицит соискателей по трактовке hh.ru), тогда как годом раньше это соотношение равнялось 3,2 (дефицит соискателей, согласно hh.ru). А на одну вакансию для рабочего персонала в сентябре 2023 г. на hh.ru было 1,9 резюме кандидатов, годом ранее – 3,4 резюме. Это значит, что дефицит кадров для розничной торговли и рабочего персонала за последний год сменился острым дефицитом.
🔹То же самое происходит на транспорте и в логистике: год назад на одну вакансию приходилось 4,8 резюме (что соответствует умеренной конкуренции на рынке труда, согласно hh.ru), в сентябре 2023 г. – всего 2,4 (т. е. имеет место дефицит соискателей). Работники без рабочих столов хотят иметь конкурентоспособную зарплату, социальный пакет, приемлемый баланс между работой и личной жизнью, удобный график.
🔹Но эмоциональная отдача от труда для них гораздо важнее, чем для любых других сотрудников, по данным исследований. Уровень знания нужд и настроений линейного персонала у российских нанимателей хуже, нежели у западных. Только 49% опрошенных линейных работников утверждают, что в их организации офисные и неофисные сотрудники пользуются одинаковым социальным пакетом и набором прав.
🔹Однако нематериальные факторы для удержания российских работников deskless все же не столь существенны, как для удержания западного линейного персонала, прежде всего потому, что условия труда в России хуже, чем на Западе, – не хватает даже материальных факторов удержания.
Найти подходящего кандидата проще с Talantix.