Найти тему
Лахта Центр

МРАМОР УКРЫТ, НА БРОНЗОВЫХ АНГЕЛАХ ШАРФИКИ И ШАПОЧКИ

Сначала скульптуры оборачивают в холст.
Фото: https://vk.cc/cs5rRv
Сначала скульптуры оборачивают в холст. Фото: https://vk.cc/cs5rRv

Излюбленный сюжет ленинградских и петербургских фоторепортеров — укрытие скульптур Летнего сада на зиму. Возможно, потому что во время процедуры складываются непосредственные и выразительные композиции для снимков.

Первой в Летнем саду укрыли единственную на сегодняшний день подлинную скульптурную композицию «Мир и Победа» («Ништадт­ский мир»).
Фото: пресс-служба Государственного Русского музея, https://vk.cc/cs5r0Z
Первой в Летнем саду укрыли единственную на сегодняшний день подлинную скульптурную композицию «Мир и Победа» («Ништадт­ский мир»). Фото: пресс-служба Государственного Русского музея, https://vk.cc/cs5r0Z

Собрание скульптур Летнего сада — первое в России. Царь Петр I еще во время Великого посольства в Европу был очарован искусством ваяния, и по его распоряжению в Петербург везли бюсты — «грудные штуки» и фигуры античных богов и богинь, покупали скульптуры сначала в Северной Европе, затем заказывали в венецианских мастерских. В Летнем саду при Петре I было установлено больше сотни статуй и бюстов, последний заказ — серия скульптур во славу победы России в Северной войне — прибыл на корабле в Петербург уже после смерти императора, в 1726 году.

Статуи Летнего сада в экспериментальных колпаках из пластика, 1970-е.
Фото: https://vk.cc/cs5rY8
Статуи Летнего сада в экспериментальных колпаках из пластика, 1970-е. Фото: https://vk.cc/cs5rY8

Традиция утепления богинь и богов давняя, берет начало в XVIII веке. Во времена императрицы Анны Иоанновны мрамор оборачивали в рогожу. В 1826 году скульптор Василий Демут-Малиновский, автор статуи «Похищение Прозерпины» у Горного института, Минервы над фронтоном Публичной библиотеки, спроектировал специальный футляр для скульптур Летнего сада. Эту конструкцию со скошенной крышей используют и сегодня. Футляры служат по 20–30 лет, затем их изготавливают заново. Интересно, что в 1970-е годы были предложения сделать укрытия прозрачными, из пластика, чтобы прогуливающиеся могли наслаждаться видом скульптур круглый год. Изготовили образцы с подсветкой, но оказалось, что в таких укрытиях возникает микроклимат, который вредит мрамору, и от предложения отказались.

Царское Село.
Фото: ГМЗ «Царское Село», https://vk.cc/cs5sd7
Царское Село. Фото: ГМЗ «Царское Село», https://vk.cc/cs5sd7

Сегодня подлинные скульптуры Летнего сада находятся в экспозиции Михайловского замка, но и дорогим копиям из мраморной крошки и полиэфиров на зиму тоже требуется спасение от непогоды, и традиция упаковки в футляры продолжается.
Практика укрытия мрамора деревянными футлярами после Летнего сада распространилась и на другие садово-парковые ансамбли. После помывки детским шампунем в холщовые ткани и деревянные футляры помещают до весны все скульптуры в парках Царского Села, Гатчины, Петергофа, Павловска, Ораниенбаума.
Кстати, весной, освобождение скульптур от футляров и помывка тоже проходит торжественно и собирает охотников на оригинальные сюжеты.

Памятник потерянной книге во дворике на Литейном накануне новогодних праздников.
Фото: https://vk.cc/cs5rCr
Памятник потерянной книге во дворике на Литейном накануне новогодних праздников. Фото: https://vk.cc/cs5rCr

Укрывать скульптуру в холода и ненастья переняли от музейщиков и горожане. Бронзовому Петербургскому ангелу, усевшемуся на одну из скамеек Измайловского сада в 2012 году, принято повязывать теплый шарф. Автор работы Роман Шустров говорил, что скульптура посвящена «старикам из моего ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности», и шарф символизирует доброе отношение к старшему поколению. Другой, Печальный ангел Романа Шустрова установлен на набережной Карповки у Первого медицинского университета в 2020 году. Этому ангелу зимой надевают шапочку и тоже повязывают шарф.

Петербургский ангел.
Фото: https://vk.cc/cs5ru4
Петербургский ангел. Фото: https://vk.cc/cs5ru4

Во дворе дома 55 на Литейном проспекте в 2021 году установили памятник потерянной книге. Книга сидит на скамейке, свесив ноги. По легенде, поэт Николай Некрасов в 1863 году торопился в типографию с романом Николая Чернышевского «Что делать?» и в спешке обронил рукопись. Некрасов дал объявление в газету, рукопись нашлась неподалеку от Мариинской больницы, возле типографии № 3, во дворе которой и находится сейчас памятник. На зиму книгочеи вяжут арт-объекту носки, ведь читать удобно, когда ноги в тепле.

Петербургский ангел, скульптор Роман Шустров.
Фото: https://vk.cc/cs5rl4
Петербургский ангел, скульптор Роман Шустров. Фото: https://vk.cc/cs5rl4

Желание согреть зимой городские скульптуры приходит в голову и блогерам. Был случай, когда молодые люди приодели Диоскуров перед Конногвардейским манежем в красные вязаные варежки и носки. Шутников задержали, а потом отпустили, не найдя в их действиях ничего предосудительного.

Уличное вязание в Петербурге.
Фото: https://vk.cc/cs5rba
Уличное вязание в Петербурге. Фото: https://vk.cc/cs5rba

Набирает популярность зимой и новый вид уличного искусства — уличное вязание. Художники украшают яркими вязаными украшениями городские пространства, чтобы поднять настроение прохожим. Веселые произведения искусства из пряжи размещают на деревьях, фонарных столбах и остановках общественного транспорта. Впервые деревья в Петербурге одели в цветные вязаные одежды на фестивале «Императорские сады России» в 2012 году. Так что, увидев нечто яркое на ветру и в сумерках, не стоит удивляться: это зимнюю хандру разгоняют неутомимые и анонимные вязальщицы. Ничто так не согревает, как нежданная радость.

Памятник потерянной книге.
Фото: https://vk.cc/cs5rJh
Памятник потерянной книге. Фото: https://vk.cc/cs5rJh

Текст: Михаил Борисов

#чистопитерскийхарактер