Специально для журнала "Негаполис" колумнист, журналист, популярная телеведущая Елена Ханга берёт интервью у народной артистки России Надежды Бабкиной.
О статусе
— Сегодня мы в гостях у царицы русской народной песни Надежды Бабкиной. Что даёт звание народной артистки в нашей стране? В советское время это были надбавки, а сейчас?
— "Народная артистка" — разве это за надбавки? Звание народной артистки надо ещё заработать. Для меня народная артистка значит то, что я в ответе за тех людей, которых к себе приручила.
Я обязана выходить к ним и как можно чаще общаться. Это выливается в масштабные мероприятия — большие крупные фестивали, которые проходят ежегодно в регионах. Я отрабатываю звание народная артистка перед народом — это моя совесть.
— Откуда пошло звание Царица русской песни?
— Это забава. Настоящая Царица у нас была до революции. Я вообще за то, чтобы монархия оставалась до бесконечности. "Царица русской песни" — придумала режиссёр Люба Гречишникова. Так что даже как-то неудобно становится. Я из крестьянства — так, на всякий случай.
— Я в советское время, когда в анкете спрашивали, откуда я, писала: я из рабов.
— А я деревенский человек. Но для меня Царица — это не моя тема, но звучит почётно. Ввели в ранг, ну и Слава Богу.
О театре
— Надежда, расскажите о своём театре.
— Государственный академический театр «Русская песня». У нас в стране нет ни одного такого театра. Думаю, что мы являемся достойным примером и надеюсь, что ещё будут появляться такие театры. Но тогда, когда изменится отношение к народной культуре.
— Вот мы сейчас об этом и поговорим. Мне кажется, что популярность народной русской песни со времен моей молодости значительно упала. Мы помним известные имена: Зыкина, Воронец, Шаврина, Баянова, а сейчас вы, да Пелагея. Из тех, кто в таком пространстве. Чем вы это объясняете?
— У Пелагеи в этой ситуации более обширная деятельность. Она ещё на английском языке поёт. У меня совершенно другие масштабы, идеи и мысли.
О русской песне
— Почему за столом поют русские песни, а на концерты люди не идут?
— На мой взгляд, такая проблема реально существует. Во времена Советского союза был бум национальной культуры, народных традиций. На концертах выступали симфонический оркестр, оперные певцы, балет большого театра. Затем выходили народники: государственные коллективы, хор Пятницкого, "Берёзка", "Песняры".
Вот вам, пожалуйста. Мы все были в этих списках! Я ни разу не пропустила ни одного Кремлевского праздника. Это была правда жизни, уважительное отношение к истокам. Но как только свершились 90-е года, мы взяли курс на запад. Тогда появилось очень много англоязычной музыки.
О свободе
— Почему на западе любят ходить на концерты кантри, там собираются миллионы, а у нас не так?
— Это политика нашего государства. Поменялись времена, руководство. Молодёжи хочется свободы. Зря они так думают, ведь свобода — в нас самих.
Более свободных людей, чем мы, в мире нет — это правда
Но это другая свобода к чему привела: "Давайте модно, креативно!", "Всё не так!", "Кому это наше надо?", "Да я стесняюсь!", "Да не дай бог я сарафан увижу где-то на улице или кокошник!"," Балайка— фу!" и т.д. Это всё с поколениями пришло к сегодняшнему дню.
Но это не умерло, никуда не делось. Я езжу с фестивалями на протяжении всей своей жизни. Сейчас у меня фестиваль, который узаконен Министерством культуры Российской федерации. Называется "Песня России". Так меня в регионах ждут! Я там сижу по 10 дней!
О конкурсе
— Надежда, я разговаривала с несколькими молодыми ребятами. Они утверждают, что прорваться просто невозможно. Что делать молодым людям, которые хотят заниматься народным творчеством?
— Недавно я объявила конкурс. Мне нужен был один человек в коллектив — второй альт, крепкий красивый тембр. Но у меня есть условие — образование. У меня все консерваторцы. Я выношу народную песню на сцену, воспитываю людей, и у меня должны быть инструменты. Образование очень необходимо: нужно знать произношение, историю, диалектику, должно быть понимание, как это преподнести. Это целый пласт труда.
Учиться надо. На конкурс пришло более сорока человек на одно место. Но они все первый альт — высокий, а я объявила низкий, нужен такой как я. В результате я только двоих приметила и то, есть вопросы. У меня высокие требования. Но молодые и упорные всегда найдут путь.
Голос — это божественный инструмент, за ним нужен уход
— Но без денег очень сложно пробиться. Они вынуждены сдаваться на спонсорство, продюсерам, ведь на всё нужны деньги. Тот же клип не снять без денег.
— У меня нет ни одного клипа. Кроме «Порушка-Параня» с Ариэлем. За который меня осудили: что ты себе позволяешь, платье задрала и стираешь. Разгон был такой, что я думала, сотрут с лица земли. Но не стёрли. Я осталась. У меня никогда не было финансирования, чтобы снимать клипы. Я вот как-то прорвалась.
Я в своей жизни очень много сделала бесплатных концертов, и никогда этим не гнушалась
Я подросла и без денег больше не работаю, но есть особые случаи, когда сделаю это с удовольствием. И я это делаю.
О продюсерах
— С чего начать молодому человеку, который хочет пойти в народную песню?
— Обращаться в государственные учреждения культуры, Департамент культуры и договариваться с ними. Есть, конечно, удальцы, счастливчики, у которых всё получается, и они прекрасно справляются сами. Но у нас не в цене народный жанр и необходимо придумать формы, надо непременно что-то делать и встраиваться в сегодняшний день: надевать красивые платья, делать аранжировки. Самим вкладывать свои вложения. Первые свои приработки я тратила на аранжировку.
— Как быть с предложениями от продюсеров интимного характера? Вы бы посоветовали начинающим, воспользоваться таким путем?
— Нет. Ну, если не жалко своё тело трепать, то вперёд и с песней!
О женщинах
— Почему русские женщины склонны терпеть хамство от мужчин?
— Это традиции. Как раньше было: выдавали замуж за нелюбимого, брак по договору. И женщина подчинялась. У меня вот родители прожили пятьдесят лет и не ссорились. Мама — спокойная, папа — огонь. Мама говорила: «Надя, когда ты выйдешь замуж, то должна понимать, что вы разные люди». Как у меня было: он — коренной москвич.
Я — казачка, приехала покорять Москву. Деревенщина, правда, с образованием. У меня была огромная жажда учиться. Мы поженились. Он гастролировал. Семнадцать лет прожили. Сказать, сколько из них я была счастлива? Полтора года. А всё остальное: стерпится-слюбится. Как родители научили: мало ли что в жизни бывает! Надо терпеть, промолчи, всё потом наладится. Я старалась.
— После измены мужа вы всё равно остались с ним и жили семнадцать лет.
— Я собиралась уезжать, но приехали его родители и стали слёзно меня умолять. Забрали меня к себе. Я прожила у них несколько дней. Потом начались роды. Да, мы остались вместе.
— Почему он так поступал?
— Не знаю. Я привозила деньги. Думаю, он дико ревновал к моему карьерному росту, популярности, но вслух этого не говорил. У него была агрессия.
Кем я мечтала быть с самого детства, я той и стала. У меня нет никаких разочарований по этому поводу
Об отношениях
— Когда мы познакомились со свекровью, она мне сказала: ты никогда ко мне не приходи с рассказами, что тебе что-то не понравилось с моим сыном. Потому что вы проснётесь, и у вас всё хорошо. А я тебе тогда не прощу. Я поняла, жаловаться свекрови не вариант. Дружите с невесткой?
— Дружу. Но когда она что-то неправильно делает, говорю, что этого делать нельзя.
— Мне нравится анекдот:
Сын привёл троих девушек домой, и говорит маме:
— Мама угадай, которая из них моя невеста.
— Вон та с краю.
— Как ты догадалась?
— Она как зашла, сразу мне не понравилась.
— Нет, я другая. Да, при первой встрече она мне не понравилась, но потом отношение к ней изменилось.
— А если бы не приглянулась, позволили бы жениться сыну?
— Конечно. У меня так женился мой брат. На моей подруге. Брат стал генералом.
— Как думаете, можно ли изменить мужчину под себя, чтобы брак был счастливым?
— Для этого у женщины есть все инструменты. Надо приручить этого мужчину. Сделать так, чтобы он поверил тебе и в тебя. Способствовать, чтобы он добился того, чего хочет. Помочь ему себя реализовать. Поддерживать его стремления. Мужчина всё чувствует.
— Вы можете простить измену?
— Конечно. Ну я же простила.
— Вы его ненавидели?
— Ну и что?! На похороны-то я пришла. Хоронила его.
Об измене
— Чтобы вы сказали женщинам, которым муж изменяет, что им делать в этой ситуации?
— Надо уйти от него. И Бог ему судья.
— А если измена случилась по пьяни, случайно, так сказать?
— Тут без разницы! Если у человека нет ТАКОГО стремления, он никогда ЭТОГО не сделает. Всё это происходит запланировано и обоюдно.
— Стоит ли жене проверять карманы своего мужчины, его телефон?
— Нет, никогда! Зачем?!
— Если есть подозрения в измене, стоит ли поговорить с супругом?
— Да кто же признается в измене?! Если только в гневе, когда уже всё надоело.
— Можно ли ребёнком удержать мужчину?
— Мужика ничего не держит!
Блиц о разном
— Гражданский брак на ваш взгляд отличается от официального?
— Психологически — это важно. Полноценная семья должна быть хоть раз в жизни.
— Надежда, есть ли что-нибудь такое, чего вы не попробовали, и о чём сожалеете?
— Не жалею ни о чем. Но конечно, я ещё не всё попробовала.
— Если бы вам запретили петь. Чем бы вы тогда занимались?
— Руководила театром.
— Представьте, что у вас появляется возможность не зарабатывать, продолжили бы работать?
— Да, я бы ставила спектакли, делала шикарные костюмы, вкладывала средства в рекламу.
— Вы, верите в мистику? Происходило ли с вами что-нибудь мистическое?
— Верю в тонкий мир, который гораздо сильнее. Мы просто в нём живем. Мы часть этого тонкого мира. Когда мы играли Гоголя, был случай: я в роли Солохи взлетаю наверх. Чёрта пристегнули, но у него один ремень оторвался. Он схватился за край моего месяца, как раз в момент диалога Солохи с чёртом. Ну это же Гоголь! Обошлось.
— Как вы относитесь к фонограмме?
— Хорошо отношусь. Если нет качественной аппаратуры, то почему бы и не воспользоваться фонограммой.
— Есть ли человек, кем вы восхищаетесь, на которого хотите быть похожей?
— Отец. Несмотря на его строгость. Он любое дело доводил до конца. Я не видела его трудностей. Он для меня является примером. Отец оставил мне слоган на всю жизнь:
Если уверена, доводи до конца, если сомневаешься — даже не затевай. Не трать своё и чужое время.
— Я с ним согласна.
— Происходило ли в вашей жизни что-то ужасное, как вы думали на тот момент, но оказалось, что это к лучшему?
— Конечно, взаимоотношения с мужем. Жизнь нас постоянно учит. По написанному её не проживёшь. Либо ты смиряешься, либо становишься тем, кто ты есть и живёшь совсем по-другому.
— Вы бы хотели дружить с такой женщиной как вы сами?
— Я дружу с такими женщинами как я сама. Я себя очень люблю. Надо быть тем, кем ты являешься, и реализовываться по возможности. Если не получилось, то значит — не надо. А получилось — будьте счастливы!
Друзья, если вам понравилась наша статья, присоединяйтесь к нашему комьюнити! Подписывайтесь на наши соцсети: Телеграм-канал, Дзен, ВКонтакте
Ещё больше полезных статей читайте в журнале "Негаполис"
Автор Елена Ханга