Найти тему
МКБ

Финансовая грамотность для детей — вредные и невредные советы

Оглавление

Иногда нагляднее всего получается что-то объяснить с помощью вредных советов. Они как будто вызывают бесспорное ощущение, что следует все делать с точностью до наоборот.

Вредные советы для родителей, которые хотят обучить финансовой грамотности детей, могли бы звучать так:

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Почувствовали волну внутреннего протеста от таких рекомендаций? Тогда перейдем к невредным, хорошим советам.

Как научить ребенка ценить деньги и управлять ими в будущем

Прежде всего говорите о деньгах. Уже в возрасте 3-5 лет, когда ребенок начинает использовать магическое слово «купи», ему можно рассказывать, откуда берутся деньги и как заканчиваются; что на них можно купить, а что нельзя.

Понятие «дорого» не имеет значения для тех, кто не умеет сравнивать цены. Обращайте внимание ребенка на то, сколько стоит его любимое лакомство или развлечение, чтобы потом сравнивать с другими покупками. Например, банка мороженого стоит как 5 шоколадок или 1 билет в кино. Новый велосипед стоит как 14 билетов в кино. А самый интересный конструктор в магазине стоит как 4 велосипеда, и если купить пару коробок, то закончится вся мамина зарплата.

Ребенка младшего школьного возраста можно брать с собой в магазин и периодически устраивать такую игру: вручите ему список обязательных покупок и назовите сумму, которую нельзя превысить. Пусть он сам наполняет корзину продуктами и подсчитывает цены. Если останется неизрасходованная сумма, ее можно отдать ребенку в качестве карманных денег.

Как быть, если хомячки и котята дома заводятся, а наличные деньги — нет?

Выдавать ребенку купюры, когда вы сами пользуетесь только банковской картой, необязательно. К тому же их проще потерять или забыть на кассе. Пусть ребенок знает, как выглядят банкноты и монеты, но копит деньги на карте. Подойдет как детская, так и обычная, дополнительно выпущенная к вашему счету.

Выдавать карманные деньги ребенку можно раз в неделю, а также делать нефиксированные разовые поощрения. Например, за выполнение домашних поручений (пропылесосить, почистить картошку, вынести мусор и т. д.). Так ребенок привыкнет к системности и поймет, что деньги любят труд.

Расскажите о том, что вещи ребенка стоят денег. Надоевшую игрушку можно не хранить под кроватью, а продать, а вырученные деньги отправить в свою копилку. Кстати, это также поможет контролировать место в вашем доме. «Хочешь новую игрушку — продай ту, к которой не прикасался уже полгода».

Чтобы у ребенка появился стимул сберегать, а не тратить, помечтайте вместе с ним. Пусть он выберет цель, на которую хочет накопить. Может быть, это будет игрушка, а может, что-то более масштабное, например посещение парка аттракционов или день рождения со всеми одноклассниками. Главное, не критикуйте желания ребенка. Просто посчитайте вместе, сколько всего нужно денег и сколько еще не хватает.

Карманные деньги выдавали, игрушки продавали, и бабушки с дедушками еще надарили денег. На детской карте накопилась большая сумма, стоит ли ее всю доверять ребенку?

Доверяйте ребенку, но не доверяйте злоумышленникам. Можно рассказывать о мошенниках каждый день, но все хитрые схемы предвидеть невозможно. Поэтому храните большую часть накопленного ребенком там, где безопаснее, — на вкладе или накопительном счете. В конце концов, Гарри Поттер тоже не носил при себе все свое золото, а держал его в Гринготтсе.

Расскажите ребенку о том, как деньги растут, т. е. о банковских накопительных продуктах. Сравните, чем они отличаются, посчитайте возможный доход и предложите что-то выбрать. Но пусть решит ребенок, а не вы. Так он не потеряет доверия к вам и будет делиться своими планами. А чтобы у ребенка не пропала связь с деньгами, которые хранятся «где-то там», заходите периодически в приложение и смотрите вместе, сколько процентов уже накопилось.

Попросите ребенка вести свой личный бюджет. Пусть записывает в блокнот все покупки (даже если это жвачка) и доходы, чтобы следить, как меняется накопленная сумма. Эта практика поможет ему лучше понимать цену денег и вещей.

Задавайте вопросы из серии «Как бы ты сделал, если…», рассматривая различные финансовые ситуации. Некоторые из них достаточно просто проговорить, чтобы ребенок сделал правильный выбор в будущем.

И не ругайте за ошибки — все мы учимся на них. Ребенок потратил карманные деньги на чипсы? Спустил накопленное на игрушку, к которой потерял интерес в тот же день? Позвольте ребенку самому осознать оплошность, ведь именно у него осталась пустая карта и долгие дни накоплений впереди. Совершит ли он такую ошибку повторно? Скорее всего, да. Но такие «шишки» тоже учат ценить деньги и быть ответственным.


Еще больше полезного материала, читайте в
Телеграм-канале МКБ.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего интересного.