История семьи Романовых многогранна и интересна, сколько тайн, секретов, хитросплетений, интриг, любви, боли и горя... Начну не по порядку, а издалека.
1 ноября 1864 года в городе Дармштадт, Германия родилась Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская.Великая Княгиня Дома Романовых.
Девочка выросла в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, второй дочери английской королевы Виктории. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, дядю российского императора Николая II.
Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и всей душой полюбила новую родину. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, приняла православие. Отец не благословил дочь менять веру, но женщина уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.
Новобрачные поселились в купленном Сергеем Александровичем дворце Белосельских-Белозерских, проведя медовый месяц в подмосковном имении Ильинское, где также жили и впоследствии. По ее настоянию в Ильинском устроили больницу, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян. Еще исповедуя протестантизм, княгиня посещала православные богослужения. В 1888 году, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую Землю.
Елизавета Федоровна в 1892 году организовала Елизаветинское благотворительное общество, учрежденное для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую область. Елизаветинские комитеты оказались образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской области.
Кроме этого, Елизавета Феодоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а затем назначена председательницей Московского управления Красного Креста. У княгини не имелось родных детей, но пара воспитывала детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.
В отличие от супруги Сергей Александрович не снискал симпатий у подданных. Внешне князь производил впечатление человека равнодушного к нуждам и бедам горожан. Кроме того, его имя связывалось с провалом организации пира на Ходынском поле и последующей катастрофой, где погибли в давке сотни людей.
Подливали масла в огонь и политические взгляды: князь выступал ярым противником реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 года стал последней каплей. Месяц спустя, террорист из партии социалистов-революционеров Иван Каляев бросил бомбу в карету с князем. Вместе с Сергеем Александровичем погибли дядя императора Николая II, а также его кучер.
Елизавета оказалась на месте трагедии одной из первых, так как взрыв произошел рядом с губернаторским дворцом. Женщина пыталась собрать останки мужа. Несколько дней вдова князя провела в молитве, а затем посетила арестованного в камере. Вдова Сергея Александровича просила императора помиловать преступника, но царь отказался.
Трагедия с мужем изменила ее жизнь. Светские развлечения, прежние знакомые, поездки: все потускнело и Елизавета избрала путь, к которому шла всю жизнь. Продав ювелирную коллекцию частью знакомым, частью казне, в 1909 году купила особняк на Большой Ордынке, окруженный несколькими строениями. Здесь разместилась основанная княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия. Елизавета стала ее настоятельницей.
Учреждение не являлось монастырем в полном смысле слова. Работавшие здесь сестры милосердия приносили ряд обетов, но, в отличие от монахинь, в любой момент могли оставить служение и навсегда вернуться к жизни в миру. Все послушницы, наряду с духовным напутствием, изучали медицину и выбирали одно из трех направлений работы.
Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. На третий день после Пасхи, 7 мая 1918 года, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха великая княгиня оказалась арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Феликса Дзержинского. Патриарх Тихон пытался добиться ее освобождения, но тщетно. Романову заключили под стражу и выслали из Москвы в Пермь.
В том же месяце ее, вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера», где в настоящее время расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области. В начале июля 1918 года отправили в город Алапаевск. Женщина не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Федоровна была расстреляна большевиками и сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли: великий князь Сергей Михайлович; князь Иоанн Константинович; князь Константин Константинович (младший); князь Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей; Федор Семенович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича; сестра Марфо-Мариинской обители Варвара.
Белая армия 31 октября 1918 года заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви. Однако с наступлением Красной армии тела перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий. Оттуда два гроба: великой княгини Елизаветы и сестры Варвары прибыли в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид.
Наконец гробы прибыли в Иерусалим, где в январе 1921 года состоялось погребение под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Церемонию совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан. Тем самым исполнилось желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества ранее.
В 1981 году великая княгиня канонизирована Русской православной церковью за рубежом, а в 1992 году и Русской православной церковью. Генеральная прокуратура России 8 июня 2009 года посмертно реабилитировала Елизавету Федоровну