Некоторые рыболовы сильно недооценивают мозг окуней, особенно его способность к изменениям. В действительности, поведенческая реакция окуня на любой конкретный опыт оставляет физический след на нем. Другими словами, эти рыбы со временем обучаются.
Некоторые рыбаки, очевидно, считают, что рыба слишком глупа, чтобы чему-то научиться. Но процесс обучения не имеет ничего общего с интеллектом.
Допустим, окунь слышит грохочущий воблер или крэнкбейт. Чем дольше или чаще окунь подвергается дребезжанию, тем более запоминается ему звук. Если рыба атакует воблер и цепляется за него, то травма от зацепления будет ассоциироваться мысленно со звуком. С каждым последующим воздействием и последующим зацеплением вероятность того, что он будет атаковать приманку, уменьшается из-за роста негативной ассоциации с приманкой. Однажды окунь просто начнет избегать эту приманку.
Однако окуни сильно различаются по скорости их обучения, например, восприимчивость отдельных особей к тому, что их ловят более одного раза. В одном четырехлетнем исследовании коэффициентов повторного вылова на озере в штате Иллинойс, средний крупный рот вылавливался дважды каждый сезон. Тем не менее, некоторые окуни были пойманы до 16 раз за один сезон.
Эта рыба может постепенно становиться менее чувствительным к определенным ситуациям стимула. Один общий пример окуни в больших аквариумах магазина, где они регулярно видят огромное количество людей каждый день. Когда они впервые попадают в аквариум, они уклоняются от проходящих мимо людей, особенно от тех, кто любит постукивать по стеклу или подходить к нему вплотную. Со временем окуни учатся игнорировать людей. Другим примером был бы эксперимент изучения окуней, в котором со временем рыбы начали избегать, присутствие движения на лодке по поверхности воды в озере.
Когда это возможно, окуни часто отмечают границы домашних территорий. Это происходит для того, чтобы они знали разницу между домом и вне дома. Для этого они изучают расположение различных структурных ориентиров. Без этого обучения окуням пришлось бы начинать заново каждый раз, когда они отправлялись на поиски отдаленного источника пищи или перемещались из предпочтительного места обитания. В лаборатории окунь пробился через подводный лабиринт, чтобы достичь желаемой точки.
Наконец, как хищники, у окуней есть сильная склонность к обучению изображениям поиска добычи. Говорят, что рыба разрабатывает поисковое изображение, если оно активно ищет определенный объект с неопределенной визуальной, акустической, вибрационной или химической сигнатурой. Учитывая достаточный положительный опыт с определенным типом добычи, окунь постепенно придет к тому, чтобы активно искать эту конкретную добычу.