Фаина Раневская, безусловно, личность легендарная. Ее называли королевой эпизодов, порой ей достаточно было минутного появления на экране, чтобы перетянуть всё внимание на себя и затмить главную героиню. Раневскую до сих пор цитируют даже те, кто не смотрел ни одного фильма с ее участием.
- Женщина умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
- Лучше быть хорошим человеком, "ругающимся матом", чем тихой, воспитанной тварью.
- Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» — у меня ничего не получается.
- Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
- Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. А на сцене жить нужно.
Это выборка приличных цитат Раневской, в большинстве же присутствует слово «ж..па», «сра..ь» и матерные слова. Но сегодня мы поговорим не о творчестве Раневской и ее близкой подруги Ахматовой. Кстати, мне стихи Ахматовой очень не нравятся. Уровень школьницы, которая рифмует строчки для девичьего дневника:
Солнце комнату наполнило
Пылью жёлтой и сквозной.
Я проснулась и припомнила:
Милый, нынче праздник твой.
Оттого и оснежённая
Даль за окнами тепла,
Оттого и я, бессонная,
Как причастница спала.
Как я уже обозначила речь пойдет не творчестве этих известных женщин, а о их моральных качествах, отношении к России и русскому народу. В период Великой Отечественной обе дамы были эвакуированы из Ленинграда и Москвы в Ташкент. В своей книге воспоминаний «Записки об Анне Ахматовой» Лидия Чуковская, дочь Корнея Чуковского, рассказывает, что в то время, как люди умирали от голода в блокадном Ленинграде, Раневская с Ахматовой, считавшие себя богемой, объедались жареной уточкой и пьянствовали:
«Вечером. Поздно, зашла к Ахматовой. У нее застала Раневскую, которая лежала на постели Ахматовой после большого пьянства. Ахматова, по-видимому, тоже выпила много. Она казалась очень красивой, возбужденной и не понравилась мне. Она говорила не умолкая и как-то не скромно: в похвалу себе…»
«Раневская в пьяном виде кричала во дворе писательским стервам: Вы гордиться должны, что живете в доме, на котором будет набита памятная доска».
«Затем явились Беньяш, Слепян, Раневская. Сидели мы как-то скучно, по-обывательски. Раневская рассказывала похабные анекдоты. При всем блеске ее таланта это невыносимо…»
Пока Ахматова с Раневской пьянствовали, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Любовь Орлова и многие другие талантливые русские актрисы выступали на фронте, поднимали бойцам дух. Клавдия Шульженко дала более 500 концертов, и в каждом исполняла знаменитый «Синий платочек». Она всегда возила с собой концертные платья, которые поражали защитников Родины и напоминали о мирной жизни, свиданиях с любимой девушкой, походах на концерт с женой.
Когда говорят, что не стоит смешивать личную жизнь и творчество, я не соглашаюсь и всегда говорю: «Артистом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Даже не буду предполагать на чьей бы стороне сейчас были Раневская с Ахматовой. Скорее всего, как и многие нынешние артисты-евреи уехали бы в Израиль в начале 2022 г., а потом бы по тихому стали возвращаться в 2023 г.
Анекдот в тему:
- Мойша, ты чего такой хмурый?
- Так война ж идет.
- Да, тяжело, люди гибнут, города разрушаются.
- Ой, Ваня, тебе-то чего грустить, взял автомат в руки и пошел на фронт, а у меня торговля.
Никогда не понимала почему из актеров делают кумиров, настоящие герои - это военные, врачи, ученые, учителя, рабочие. Продолжим разговор в комментариях.
Влюбленная в Россию и кино, Мария Ефремова, гендиректор кинокомпании "Северное сияние", режиссер, сценарист, актриса