Сразу оговоримся, что вся наша редакция — есть один большой фанат Led Zeppelin, особенно их первого альбома. Так что всё описанное ниже подаётся исключительно в ознакомительных целях и как дань уважения к первоисточнику.
В порядке размещения на альбоме:
2. "Babe I'm Gonna Leave You"
В 1959 году студентка Калифорнийского университета и фолк-исполнительница Энн Бредон написала песню "Babe I'm Gonna Leave You", ставшую классикой фолк-рока. Она исполнила ее на местном радио "KPFA" в 1960 году, где ее услышала другая местная фолк-исполнительница Джанет Смит (сестра Мэйна Смита), которая подхватила ее и сделала свою собственную версию, и через некоторое время, как ни странно, исполнила ее на том же шоу. Затем ее услышала Джоан Баэз, которая попросила Смит прислать ей запись песни и включила ее в свой будущий альбом "Joan Baez in Concert" в 1962 году, но, не зная, кто ее написал, записала ее как "народная", и именно там ее услышал Джимми Пейдж.
Led Zeppelin записали кавер-версию песни Джоан Баэз, так как Джимми Пейдж и Роберт Плант были её поклонниками.
Так как на альбоме Баэз первоначально не было указано авторство, Led Zeppelin указали песню как "народная, в аранжировке Пейджа". В 1980-х годах Бредон стало известно о данной версии, созданной Led Zeppelin, и с 1990 г. версия Led Zeppelin приписывается Анне Бредон/Джимми Пейджу и Роберту Планту. Бредон получила значительную сумму авторских отчислений.
Кстати, если кому-то нужна проходка в мир фолк-музыки — Джоан Баэз может вам помочь.
3. "You Shook Me"
Эта песня изначально была верно приписана на альбоме Вилли Диксону.
Но существует спор о том, получил ли Пейдж эту идею от друга и бывшего участника The Yardbirds Джеффа Бека. Поскольку версия Led Zeppelin была выпущена через девять месяцев после версии Бека и имеет с ней сходство, Led Zeppelin обвинили в краже идеи Бека. Пейдж списал это на совпадение, сославшись на схожие вкусы, и отрицал, что слышал версию Бека:
"У нас были схожие музыкальные вкусы. Вот почему на ранних LP мы оба исполняли такие песни, как "You Shook Me". Мы оба играли в группах именно такие вещи. Это классический пример того, что мы пришли из одной музыкальной среды, что у нас схожий вкус".
Однако в 1976 г. в интервью Билли Альтману из NME Бек подтвердил, что Пейдж сопровождал Питера Гранта на нескольких концертах Jeff Beck Group, когда они впервые выступали в Америке, заявив, что Джимми ездил с нами из города в город, вникая в происходящее.
4. "Dazed and Confused"
Песня "Dazed and Confused" была написана фолк-исполнителем Джейком Холмсом и выпущена на его дебютном альбоме "The Above Ground Sound Of Jake Holmes" в 1967 году, за два года до Led Zeppelin.
В том же 1967 году Джейк Холмс выступал на одной сцене с The Yardbirds в Нью-Йорке. После этого выступления Джим Маккарти, барабанщик и один из основателей The Yardbirds, купил пластинку Джейк Холмса, потому что ему очень понравился рифф с "Dazed and Confused". Потом поставил товарищам по команде, они ее несколько изменили и стали играть на своих живых выступлениях, но по какой-то причине так и не включили её в студийный альбом.
Когда в 1968 г. Yardbirds распались, Джимми Пейдж планировал записать эту песню в студии уже с группой-преемницей, которую он собрал летом того же года. По словам басиста Led Zeppelin Джона Пола Джонса, впервые он услышал "Dazed and Confused" на первой репетиции в 1968 году.
Пейдж играл на Telecaster со скрипичным смычком, так же как он исполнял ее с Yardbirds, а Роберт Плант, написал более "блюзовый" текст. За исключением текста и вокала, песня осталась очень похожей на ту, которую Yardbirds исполнили ранее в том же году.
Однако авторство перед Джейком Холмсом не признавалось группой вплоть до 2012 года: В конце концов Холмс подал в суд на Led Zeppelin — дело было урегулировано во внесудебном порядке между Холмсом и Пейджем, и с тех пор авторство этой версии обозначается как "Пейдж (по мотивам Джейка Холмса).
Как сказал Холмс о "Dazed and Confused":
"Джимми Пейдж взял эту песню и сделал из нее очень крутую. Моя песня послужила вдохновением для версии Джимми Пейджа, так? Но всё же есть моя версия, которую написал я, и для которой никакая другая песня не послужила вдохновением" (cмеётся).
6. "Black Mountain Side"
Песня "Black Mountain Side" была написана под влиянием традиционной ирландской народной песни "Down by Blackwaterside". Гитарная аранжировка в точности повторяет версию этой песни, записанную Бертом Яншем (Дженшем) для его альбома "Jack Orion" в 1966 году. Эл Стюарт, следивший за выступлениями Джанша, научил ей Пейджа, который был сессионным музыкантом на записи дебютного альбома Стюарта.
В конечном счете, никаких судебных исков против Led Zeppelin не последовало, поскольку невозможно было доказать, что запись сама по себе является авторским правом Янша, так как основная мелодия была народной.
Тем не менее, Янш говорил, что Пейдж "обокрал меня, не так ли? Или, скажем так, он научился у меня".
Альбом Янша Jack Orion содержал две композиции, компоненты которых позже появились в песнях Пейджа без указания авторства. Позднее коллега Янша по группе "Pentangle" Жаки МакШи сказала:
"На самом деле, я считаю, что это очень грубо. Взять чужую вещь и приписать ее себе. Во всех английских газетах у себя дома он постоянно говорит о Берте. Говорит, как он на него повлиял. Зачем так говорить, а потом помещать что-то на LP и говорить, что это Джимми Пейдж?"
Это одна из двух песен, которые Пейдж, "позаимствовал" у Янша, вторая — "Bron-Y-Aur Stomp" с третьего альбома Led Zeppelin.
8. "I Can't Quit You Baby"
Еще одна песня Вилли Диксона, на которую Led Zeppelin сделали кавер.
Если быть точнее, они записали кавер на версию Отис Раша 1966 года, которая также стал блюзовым стандартом.
9. "How Many More Times"
Песня "How Many More Times" длится восемь с половиной минут и является самой длинной на альбоме. Это одна из трех песен Led Zeppelin, в которых Пейдж использовал смычковую гитару.
Отсутствие в этой песне авторства на песню Howlin' Wolf "How Many More Years" никогда не было изменено. Судебные иски не подавались.
И если читателю интересно, что такое блюз — Честер Артур Бёрнетт доходчиво объясняет его суть в начале видео ;)
Песня также содержит компоненты песни Альберта Кинга "The Hunter", которые по словам Дейва Льиса, биографа Led Zeppelin, "спонтанно пришли в группу в ночь записи". Песня "The Hunter" была записана блюзменом Альбертом Кингом в составе группы Booker T & the MGs.
Мы можем долго рассуждать над тем, что Led Zeppelin действительно "улучшили" многие из тех песен. Безусловно — нет ничего плохого в том, чтобы вдохновиться и скопировать чужую песню, но в таком случае будьте мужчиной — укажите авторство, чтобы люди смогли получить отчисления. Даже если скопированная версия лучше, она все равно не их собственная.
В случае с Led Zeppelin все даже немного обиднее: у них не было необходимости что-то у кого-то заимствовать — они были и остаются самодостаточными музыкантами. Можно было бы просто указать авторство и никто бы не придал этому особого значения. Ведь чтобы стать одной из самых великих рок-групп современности одного пренебрежения авторским правом недостаточно.