Это не азбука и не букварь для обучения. Это книга для чтения в период изучения букв, да и в любой другой. Возраст я бы поставила 5+
Книга появилась у меня 10 лет назад
Это именно книга-путешествие. Путешествие в пространстве и времени, потому что написана была давно, многое уже изменилось, что-то устарело и исчезло, но книга от этого не стала менее интересной. Написанная простым понятным языком, без выкрутасов и флирта с читателем, она рассказывает нам о стране, которой уже нет, но ведь никуда не делись люди этой страны, поля, леса и реки, города и деревни, дороги и аэропорты, заводы и фабрики. Да, уже не носят ученики профтехучилищ форменные шинели с буквами РУ, но ту же форму носят суворовцы и нахимовцы, и, думаю, так же играют в футбол, устраивая матчи между собой. Нет уже типографий с наборными цехами, но так же варят сталь и собирают машины на конвейерах, ну и что, что машины эти других марок. Да, нет теперь пионерской организации, но так же там и сям стоят летом палаточные лагеря, так же купаются в речке и пекут картошку в золе деревенские ребятишки. Так же отправляются в путь поезда, взлетают и садятся самолеты, выходят в море корабли, тушат пожары пожарные, продолжают строиться новые ветки метро. И все так же рисуют картины художники, варят щи и борщи повара, маячат на стройках стрелы подъемных кранов, бежит по проводам электрический ток, а красный конец стрелки компаса по-прежнему показывает на юг, где, теперь уже за границей, растет хлопок и в пустынях шныряют юркие ящерицы…
И как же интересно и о сколь многом рассказывается в книге! А сколько слов на каждую букву, которая звучит и повторяется, как в начале, так и в середине и в конце! Это многообразие меня восхищает, просто праздник языка:
В звезде найдешь ты букву "З",
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
И в звонкой зелени берез,
И в землянике зрелой...
А мы летим с тобой в колхоз,
Где все зазеленело.
Шумят колхозные сады,
Звенит трава зеленая,
И даже в зеркале воды
Есть зелень отраженная.
Не испугает нас гроза, -
Летим мы выше туч.
И нам в пути слепит глаза
Закатный длинный луч.
У меня полно рифмованных азбук, где чаще всего в четверостишиях просто первое слово начинается на представляемую букву, да и сколько я видела на прилавках подобных азбук с дрянными стишками, где зарифмовано что называется "все, что не прибито".
Мы всегда пользовались "Азбукой" Маршака "Про все на свете", а книгу эту я не встречала ни разу нигде. Знакомы мне в ней только строчки-описания букв вроде «на эту букву посмотри, она совсем как цифра три». Знакомы эти строки по сборнику В.Волиной "Занимательное азбуковедение". Я считала, что мой увесистый томик Маршака в 600 с небольшим страниц из Библиотеки мировой литературы для детей с его убийственно мелким шрифтом содержит ВСЕ его детские произведения, а оказалось - нет, не хватает очень многого. В 1963 году Маршак получил Ленинскую премию за книгу «Избранная лирика» (1962) и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я». Почему это Путешествие на долгие годы ушло в глубокое подполье мне совершенно непонятно.
Книга с иллюстрациями В.Гальдяева была переиздана в 2001 году, тираж по нынешним меркам был немаленький - 15000 экземпляров. Видимо, именно поэтому мне и повезло наткнуться на нее в одном из местных интернет-магазинов.
И еще развороты:
Короче, я в очередной раз убедилась: Маршак - гений, столп отечественной детской литературы. И мне все равно, что это звучит пафосно, и что обязательно найдутся дети, которым эта книга будет неинтересна. Потому что обязательно будут и те, кто от души полюбит ее - этот своеобразный поэтический аналог житковской "Что я видел".
Позже я встречала переиздание с иллюстрациями Тржемецкого. С Гальдяевым не сравнить, все на страницах не настоящее, все игрушечное, декоративное, но пока для знакомства ничего другого нет.
А вы встречали эту книгу? Вам знаком "Букварь" Маршака?