1. Что создал Робер Кампен?
Еще интересней обстоит дело с художественным наследием Робера Кампена, учителя Ван дер Вейдена. Упоминания о таком человеке, как Кампен, есть в документах начала XV века (там же упоминаются его ученики).
Кампену приписывают «Портрет мужчины в красном тюрбане» (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке), три створки Флемальского алтаря («Святая Троица»; «Дева Мария с младенцем»; «Святая Вероника»), две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), но атрибуция всех этих произведений спорна. Исследователи оживленно дискутируют о Робере Кампене, продуцируя различные гипотезы.
До недавнего времени автором большинства вышеупомянутых работ считался неизвестный художник – так называемый Флемальский мастер (автор Флемальского алтаря). Потом некоторые из работ приписывались Рогиру Ван дер Вейдену. Вскоре выяснилось, что произведения Флемальского мастера были написаны несколькими художниками, и совершенно неизвестно, был ли среди них Кампен…Это не удивительно, ведь принципы работы в художественных мастерских того времени были именно такими: художник трудился совместно со своими учениками: он намечал композицию, прописывал важнейшие детали, а заканчивали уже помощники. Потом, зачастую, с картины делались еще и копии.
Сложности с атрибуцией сами по себе не являются чем-то из ряда вон выходящим. Но интересно то, что Робера Кампена, несмотря на все эти дискуссии, продолжают считать основоположником живописных традиций Северного Возрождения
2. Ученики-подмастерья-соавторы…
«Мадонна Литта» из Эрмитажной коллекции была написана Леонардо в 1491 г. И к ней у искусствоведов тоже есть вопросы. Они предполагают, что фигуру младенца на картине писал не Леонардо, а один из его учеников – Джованни Больтраффио. Предположение это основано на том, что поза младенца несколько неестественна и написана нехарактерно для авторской манеры Да Винчи. А Больтраффио вполне мог поучаствовать в этой работе – он неплохо овладел излюбленными приемами титана Возрождения (даже таким, как сфумато).
Существовало целое направление в живописи, которое сформировали ученики и другие художники, подражавшие стилю Леонардо – «леонардески». В их числе помимо Больтраффио были Бернардино Луини, Джампетрино, Франческо Мельци и другие. До начала XX века очень многие леонардески считались работами самого Леонардо.
3. Энгр и его купальщицы
Тема купальщиц представлена в творчестве Жана Энгра несколько уже, чем портреты и мифологическая тематика, но полотно «Турецкие бани» стало одним из знаковых в его творческом наследии. В подписи художника значится, что он закончил писать эту картину, когда ему уже исполнилось 82 года (в 1862 г.), но есть сведения, что он продолжал работу над ней и в 1863 году. В этом произведении многих смущает странная для ХІХ века композиция: перерезанные краем картины тела купальщиц тогда казались весьма неожиданным художественным приемом. А причина этой странности в том, что изначально полотно было прямоугольным, и спустя какое-то время после его завершения художник решил превратить его в тондо.
Энгр был почти паталогическим перфекционистом. Над своими полотнами он мог трудиться годами, и, стремясь доводить живописную поверхность до совершенства, почти никогда не бывал удовлетворен своей работой. По всей видимости, именно эти мотивы побудили художника пойти на эксперимент и слегка «подровнять» первоначальную композицию.
4. Предшественники «Квадрата» Малевича
Возросший в последнее время интерес общества к Казимиру Малевичу спровоцировал распространение информации о том, что «черные квадраты» создавались и раньше, в предыдущие эпохи. И это действительно так: например, автором одного из таких «предшественников» в 1883 году был Алле Альфонс – французский художник, писатель и журналист, известный своим эпатажным чувством юмора.
«Битва негров в пещере глубокой ночью» – так назывался его «Черный квадрат». Но это еще не все! Он также впервые создал и белый, и красный квадраты (точнее, все они были прямоугольниками). «Белый квадрат» назывался «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу» (также 1883 года). А «красный» – «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» (1884 год).
Альфонс также известен как один из отцов концептуализма и минимализма в литературе и музыке. Алле Альфонс делал всё это с отменным юмором (наверняка вдохновив на прогрессивные идеи следующие поколения интеллектуалов), но вот в пантеон выдающихся художников его имя не вписали. До существенного художественного высказывания его «квадраты» не дотягивали – в эпатаже Алле Альфонса отсутствовала необходимая для шедевра смысловая нагрузка. Осмысленность же, которую вложил в свой «Черный квадрат» основатель супрематизма, позволила этому произведению стать одним из самых значимых в искусстве ХХ века и существенно расширить рамки понимания искусства как такового.
5. «Дегенеративное искусство» Эдварда Мунка
В 1937 году работы Эдварда Мунка побывали на Всемирной выставке в Париже, Стокгольме, Бергене и Амстердаме. В этом же году в Германии нацисты признали его творчество «дегенеративным искусством» наряду с работами Пикассо, Ван Гога, Матисса и других выдающихся художников. В число антиарийских направлений вошли импрессионизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм, дадаизм и др. Дегенеративным искусством также считалось творчество некоторых писателей и музыкантов. Предметы искусства были выставлены на одноименной выставке, которая призвана была продемонстрировать арийцам неправильность, несостоятельность и некрасивость нового искусства, презираемого Гитлером. Небрежная развеска картин и нагроможденная экспозиция были предприняты специально, чтобы особенно подчеркнуть несуразность произведений.