Найти тему
Журнал "ИСУП"

Датчики производства «ИДМ-ПЛЮС»

В статье представлены новые датчики тока и напряжения зеленоградской компании «ИДМ-ПЛЮС», многие из которых являются аналогами известной зарубежной продукции. Рассмотрены их характеристики и функциональные возможности.

Компания «ИДМ-ПЛЮС» бы­ла основана в 2004 году в Зеленограде при поддержке НИУ МИЭТ (Национально-исследовательский университет «Московский институт электронной техники») и за 20 лет успешно реализовала более 100 проектов по разработке интегральных микросхем, микроэлектронной техники и функционально завершенных комплексных устройств. Сегодня «ИДМ-ПЛЮС» специализируется на разработке и производстве микросхем, датчиков и измерительно-испытательного оборудования, причем в проектировании датчиков применяется в том числе собственная элементная ба­за. Эту работу выполняют более 100 квалифицированных специалистов, в том числе восемь кандидатов наук и один доктор наук.

Важное положение в структуре «ИДМ-ПЛЮС» занимает центр проектирования, хорошо известный своими датчиками положения серий БИМС (безредукторная масштабируемая измерительная система) и ИДМ (интеллектуальный датчик магнитный). В прошлом го­ду компания представила свой первый индуктивный датчик положения (ИДП) модели ИДП115, который открыл новое направление деятельности компании. Бы­ла разработана базовая конструкция абсолютного датчика положения, на основе которой может быть построена целая линейка датчиков в разных конструктивных исполнениях, в том числе взрывозащищенных.

Индуктивный датчик положения ИДП115 (рис. 1) предназначен для измерения углового положения ротора диаметром 115 мм с разрешающей способностью до 20 разрядов и погрешностью не ху­же ±30″. Датчик имеет интерфейс SSI RS‑485. Как и типовые индуктивные датчики положения, модель ИДП115 отличается компактными габаритными размерами (∅225 × 36 мм) и невысокой стоимостью. Обладает высокой точностью, может работать в жестких условиях эксплуатации (воздействие сильной вибрации, ударов, диапазон температур от –50 до 55 °C), причем преобразователь датчика реализован на отечественной элементной базе.

Рис. 1. Индуктивный датчик положения ИДП115

Взрывозащищенное исполнение этого датчика в настоящий момент имеет предварительное название ­ИДП16И-ЕХ (рис. 2). Его предполагается сертифицировать по EAC Ex (РФ и Евразийский экономический союз) вместо ATEX (Европа) и других стандартов, на соответствие которым был сертифицирован ближайший аналог – датчик Ex 841 шведской компании Leine Linde.

-2

Рис. 2. Взрывозащищенный индуктивный датчик положения ИДП16И-ЕХ

В отечественном импортозамещающем датчике удалось воплотить практически все технические характеристики зарубежного аналога. Как и в аналоге, для увеличения дальности используются токовые сигналы повышенного уровня, так называемые High-Current High Transistor Logic (HCHTL), с которыми за счет неизбежного снижения скорости передачи повышается уровень помехоустойчивости, в отличие от TTL (Transistor-Transistor Logic – «транзисторно-транзисторная логика»). В логике HTL используются сигналы высокого напряжения, где логическая единица обычно соответствует напряжению +24 В, а ноль – нулевому потенциалу. По сравнению с TTL увеличиваются потребляемая мощность, время отклика, а также дальность устойчивой передачи сигнала по кабелю.

По результатам измерения макета датчика, он имеет технические характеристики не ху­же аналога Ex 841, в частности, обеспечивает работу в инкрементальном режиме со скоростью вращения до 5000 об/мин. При этом обеспечивает разрешение до 8192 импульсов на оборот и сохраняет работоспособность в диапазоне температур от –40 до +70 °C.

«ИДМ ПЛЮС» активно развивает новые направления, в частности, был разработан отечественный датчик скорости для железнодорожного транспорта. Датчик скорости серии ДСМ построен на магнитном принципе и обеспечивает преобразование частоты вращения зубчатого колеса, расположенного на измеряемом ва­лу в цифровой сигнал прямоугольной формы. Прибор имеет два канала для обеспечения резервирования и определения направления вращения. Может комплектоваться кодовым диском 162/80П (внешний диаметр 162 мм, 80 импульсов на оборот). По специальному заказу кодовый диск может быть изготовлен с другими размерами и параметрами.

В качестве примера приведем технические характеристики модели ДСМ‑2П‑15 (рис. 3):
- температурный диапазон: –45…+100 °C;
- напряжение питания: 12…16 В;
- ток потребления: не более 20 мА;
- количество импульсов на оборот: 80 (с диском 162/80 П);
- коэффициент заполнения импульсов: 30–70 %;
- диапазон рабочих частот: 0…10 кГц;
- рабочий зазор: 0,9 ± 0,5 мм;
- номинальное напряжение верхнего уровня: не менее 0,8 × Us;
- номинальное напряжение нижнего уровня: не более 1 В;
- масса датчика (без диска): не более 500 г;
- два независимых канала;
- выход с открытым коллектором.
- степень защиты IP68.

-3

Рис. 3. Датчик скорости магнитный ДСМ-2П-15

Еще одной новинкой в номенклатуре «ИДМ-ПЛЮС» стал датчик напряжения компенсационный КВ 100 (рис. 4), позволяющий измерять постоянные и переменные напряжения и замещающий преобразователь LV 100 швейцарской компании LEM. Датчик построен по принципу преобразования входного то­ка (постоянного, переменного, импульсного и т. д.) в пропорциональный выходной ток с гальванической развязкой между первичной (силовой) и вторичной (измерительной) цепями. Преобразуемое напряжение подается на входные клеммы датчика через внешний резистор, величина которого выбирается пользователем, исходя из номинального входного то­ка датчика и номинального измеряемого напряжения. Это позволяет получить отличную точность, хорошую линейность, низкий температурный дрейф, оптимальное время отклика, широкий частотный диапазон, высокую помехозащищенность и повышенную перегрузочную способность. Особенности этого датчика: токовый выход, компенсационная схема на основе эффекта Холла, двухполярное напряжение питания величиной ±15…±24 В, диапазон измеряемых напряжений до 2,5 кВ.

-4

Рис. 4. Датчик напряжения компенсационный КВ 100

Датчик тока компенсационный КТР 1000‑ЛН (рис. 5) является аналогом LTC 1000‑SF/SP21 (LEM), а датчик то­ка прямого усиления РУС 1000‑Л (рис. 6) – заменой датчика HAT 1000‑S той же швейцарской компании. Обе модели рассчитаны на номинальный ток 1 кА.

-5

Рис. 5. Датчик тока компенсационный КТР 1000-ЛН

-6

Рис. 6. Датчик тока прямого усиления РУС 1000-Л

Модели компенсационных датчиков то­ка КТ 100‑П (аналог LEM LT 100‑P/SP68) и КТ 100‑Л (аналог LEM LT 100‑S/SP97) предназначены для токов 100 А в диапазоне измеряемых токов ±150 А и ±200 А соответственно (рис. 7). Температурный диапазон датчиков составляет –50…+85 °C, ошибка преобразования ±0,5 %. Обе модели отличаются низким температурным дрейфом, высокой точностью, хорошей линейностью, оптимальным временем отклика, широким частотным диапазоном, прекрасной помехозащищенностью и значительной перегрузочной способностью. Могут использоваться в частотно-регулируемых приводах переменного то­ка, статических преобразователях постоянного то­ка, системах управления работой аккумуляторных батарей, источниках бесперебойного питания (ИБП) и импульсных источниках питания.

-7

Рис. 7. Компенсационные датчики тока: а – КТ 100-П; б – КТ 100-Л

Недавно специалистами компании «ИДМ-ПЛЮС» бы­ла разработана серия датчиков то­ка прямого усиления РУМ 200/300/400/500/600‑Л (рис. 8) с двухполярным питанием ±15 В для измерения токов от 200 до 600 А. Это замена серии HASS‑S с выходом по напряжению – продукта швейцарской компании LEM. Температурный диапазон датчиков –40…+85 °C, ошибка преобразования ±2 %.

-8

Рис. 8. Датчик тока прямого усиления серии РУМ

Однонаправленные датчики то­ка прямого усиления ДТ‑500/100М (аналог французских LEACH CSHP) и двунаправленные ДТ‑500/100М‑1 имеют температурный диапазон –60…+85 °C, номинальный входной ток (эффективная величина) 500 и 100 А, выход с аналоговым сигналом по напряжению, ошибку преобразования ±0,5 %, напряжение питания от 16 до 32 В, ток потребления не более 40 мА, размах выходного напряжения от 0 до 4 В. Такие датчики (рис. 9) прекрасно подходят для контроля токов в источниках питания, защитных устройствах автоматики, аккумуляторных батареях, системах управления электродвигателями постоянного и переменного то­ка, распределительных коробках. Также они часто применяются в авиационных системах электропитания и автоматах релейной защиты.

-9

Рис. 9. Внешний вид датчиков тока прямого усиления: однонаправленных ДТ-500/100М и двунаправленных ДТ-500/100М-1

Статья опубликована в журнале «ИСУП»

Статья на сайте журнала >>