Японский автосалон называется Japan Mobility Show, но вместо привычных транспортных средств он демонстрирует сюрреалистические и научно-фантастические способов передвижения, некоторые из которых доступны уже сейчас.
Рассказываем о самых интересных новинках этого года.
Honda eVTOL
Компания Honda не всегда производила автомобили, о чём напомнила на выставке. С концептом eVTOL Honda обещает транспорт, который благодаря электрической энергии будет безопаснее и тише вертолета. Он должен стать дополнением, а не заменой небольших городских автомобилей и мотоциклов, позволяя преодолевать большие расстояния без использования дорог.
Honda называет вертолёт винтокрылым, однако для вертикального взлёта и подъёма у него есть восемь неподвижных роторов, а для движения - две стойки, направленные вперёд. В воздухе газовая турбина усиливает электрическую энергию батареи, что позволяет увеличить дальность полёта со 100 к) до 400 км.
Honda Avatar Robot
Работа из дома — это прекрасно, если вы офисный сотрудник, но она невозможна для тех, кто буквально привязан к работе на конвейере, при разборе завалов или другом похожем месте.
Робот-аватар Honda предлагает мобильность даже для таких сотрудников. Компания "разрабатывает роботов-аватаров, которые могут выполнять высокоточные задачи интуитивно и так, как будто оператор находится рядом". Но на самом деле он далеко отсюда.
По словам представителей компании Honda, ключевым моментом является многопалая рука, с помощью которой спасательные работы и работы в негостеприимных условиях могут выполняться людьми, которым больше не нужно подвергать себя опасности. Огромные возможности открываются и для людей с ограниченной физической подвижностью.
Honda Uni-One
Uni-One — это электрическая инвалидная коляска, которая может управляться за счёт смещения веса тела. Honda утверждает, что это позволяет пользователям держать руки свободными, а также может помочь тем, кто не может использовать (или не имеет) руки. В отличие от обычных кресел, это кресло выводит пользователя на уровень глаз среднестатистического стоящего человека. Это очень важно.
Uni-One оснащен системой антиопрокидывания, которая помогает сохранить устойчивость, несмотря на высокий центр тяжести. Система привода, в которую добавлены приводные ремни, движущиеся перпендикулярно вращению колеса, делает его очень маневренным. Кроме того, Uni-One может быстро опускать пользователя - низкое положение лучше подходит для погрузки и разгрузки, что помогает предотвратить падение.
Honda Motocompacto
Motocompacto - это электронный велосипед, который складывается в портфель. Благодаря миниатюрным размерам его можно положить на заднее сиденье автомобиля для перевозки пассажиров на последние километры. Он также идеально подходит для того, чтобы добраться от дома до транзита и затем до офиса, и при весе 41,3 кг он легче, чем традиционный электронный велосипед.
Он может развивать скорость до 24 км/ч и имеет запас хода в 30 км. Новая модель Motocompacto будет стоить $995. Её ручки и сиденье выполнены из коричневой кожи, а рама и колёса — из алюминия. Скутер можно полностью зарядить за 3,5 часа как в сложенном, так и в обычном состоянии. Для зарядки подойдёт обычная розетка на 110 В.
Whill Autonomous Mobility Chair
Автономное кресло-коляска Whill предназначено для перемещения в аэропортах. Оно идеально подходит для перемещения от одного выхода на посадку к другому или к пунктам досмотра и через них. Оно может самостоятельно вернуться на станцию проката и отправиться в любое необходимое место.
Лидарные датчики, установленные в нижней части шасси, позволяют ему "видеть" и избегать препятствий и людей.
Isuzu Erga EV Bus
Isuzu представил на выставке электроавтобус Erga EV. Это первый электрический автобус с абсолютно плоским полом внутри. При этом пол не очень высокий: высота входа в автобус примерно такая же, как у передней двери традиционного низкопольного автобуса.
В задней двери нет ступенек, как и в заднем сиденье, что делает его безбарьерным. Сочетая эту особенность с более низкой вибрацией электротранспорта, более плавным разгоном и более плавным торможением, компания надеется исключить падения и другие неприятные инциденты, которые происходят с пассажирами автобусов.
Mercari Poimo
Проект, разработанный компанией Mercari и получивший название Poimo (Portable and Inflatable MObility), начался как исследовательская программа между Mercari R4D и лабораторией Kawahara инженерного факультета Токийского университета. Цель заключалась в том, чтобы создать более лёгкое устройство для передвижения на этапе "последней мили" и иметь возможность разрабатывать различные размеры и формы для разных стилей и целей с минимальными дополнительными затратами.
Это электрическая платформа с надувным "кузовом", который перевозит пассажира или груз по мере необходимости. Надувные пузыри достаточно прочны, чтобы перевозить людей и грузы, но при этом гораздо легче традиционной металлической рамы. Кроме того, надувной кузов гораздо дешевле, чем конструкция из легких композитных материалов, таких как углепластик.
Poimo можно сдуть и сложить для удобства переноса. Компания утверждает, что ткань можно резать и придавать ей любую форму. Как и в любом другом надувном кресле, пользователь может повышать или понижать давление, чтобы сделать его более удобным.
Suzuki MOQBA
MOQBA - это миниатюрный электромотоцикл, который может подниматься по лестнице один или в паре с другим устройством, если это позволяет ширина лестничного пролёта. Устройство предназначено "для тех, кто сталкивается с такими транспортными препятствиями, как ступеньки, даже в регионе с развитым общественным транспортом".
Больше похожий на мотоцикл, чем на традиционный скутер, он имеет четыре длинные ноги. Колеса внизу катят вас по ровной поверхности, а шарнирные соединения позволяют подниматься и спускаться по лестнице. Конфигурируемость MOQBA позволяет Suzuki заменить мотоциклетное сиденье на кресло, а также на носилки, контейнеры для перевозки грузов и даже на стоячий вариант, в котором спереди установлен захват и зажимная рука.
Suzuki e-outboard
Концепт e-outboard, предназначенный для любителей активного отдыха, сочетает в себе лёгкий подвесной электромотор и модульный блок батарей. Он спроектирован настолько маленьким и лёгким, что его можно прикрепить вместе с небольшой лодкой даже к мини-электромобилю Suzuki, представленном на выставке и имеющем запас хода 230 км.
Это не первый электрический подвесной лодочный мотор, но важный с точки зрения выбросов углекислого газа и загрязнения воды.
Suzuki DB140 MPC
Другой подвесной лодочный мотор DB140 компании Suzuki работает на газе, а для экономии топлива в нём используется технология обеднённого сгорания и непосредственный впрыск топлива. Однако инновации в этом двигателе находятся за пределами цилиндров.
Подвесной мотор Suzuki DB140 имеет маслоулавливающую конструкцию, благодаря которой пролитое при замене масла масло не попадет в воду. Но настоящая фишка DB140 заключается в том, что он может очищать воду по ходу движения. DB140 оснащен устройством для сбора микропластика, которое удаляет микропластик из воды. Устройство находится в системе водяного охлаждения, где океанская, озёрная или речная вода циркулирует через двигатель для поддержания температуры.
Mitsubishi Last 1 Mile Mobility
Компания Mitsubishi представила модель Last 1 Mile Mobility, стоящую рядом с электрифицированным внедорожником Delica в комплектации D:X. Last 1 Mile Mobility предназначен для преодоления последней мили, когда эта миля - лесная тропа, а не городское офисное здание на удобном тротуаре.
Last 1 Mile Mobility оснащен внедорожными шинами для преодоления труднопроходимой местности, а также полным приводом. В нем используется функция распознавания рельефа местности на основе искусственного интеллекта, которая помогает ему менять позу для преодоления скал и холмов до того, как вы на них наедете, чтобы сохранить устойчивость на тропе. Устройство можно сложить, чтобы перевезти его в автомобиле.
T-Mad от IAT Automotive Technology
IAT Automotive Technology - это китайская консалтинговая компания, помогающая автопроизводителям проектировать и разрабатывать собственные автомобили, но, похоже, она уже готова сама заняться производством.
T-Mad - это то, что получается, если решить, что Hummer EV недостаточно, а Tesla Cybertruck скучна, и добавить немного GM Futurliner. Автомобиль шире и выше гигантского Cybertruck, у него крошечные окна, шины высотой 96 см и пять мест в компоновке 1+2+2.
Toyota Space Mobility
Компания Toyota уже несколько лет работает над концептуальным проектом лунохода, и недавно решили показать прототип Space Mobility.
Это дюнный багги с электрическим приводом, предназначенный для дюн Луны и других космических мест. Space Mobility оснащён электродвигателями на каждом колесе, за счёт чего багги может преодолевать валуны высотой до 50 см, а тяги достаточно для преодоления 25-градусных склонов.
ZMP Robot of Everything
Компания ZMP предлагает три разновидности своего робота: робот-доставщик DeliRo, скоростное мобильное устройство RakuRo и робот-охранник PatoRo. У всех трех роботов одно и то же жутковатое лицо, хотя у полицейского робота немного другой разрез глаз.
Компания продвигает своих ботов, чтобы помочь решить проблему нехватки рабочей силы и удовлетворить растущий спрос на бесконтактное всё. Боты используют систему управления роботами Robo-Hi, которая обеспечивает работу службы совместного использования роботов, действующей в токийском районе Чуо с 2020 года.
Komatsu PC05E-1
Электрический микроэкскаватор PC05E-1 получился действительно небольшим. Он идеально подходит для работы в стесненных условиях на больших площадках, а также для протискивания между тесными зданиями или через небольшие дворы в пригородных районах. Цель - более тихая и чистая работа, более удобная для рабочих, и гораздо меньшее воздействие на городские районы.
Микроэкскаватор использует сменную батарею Mobile Power Pack и электрифицированную силовую установку eGX. Komatsu заявляет о мощности двигателя 3,3 кВт для машины массой 550 кг и утверждает, что крутящий момент электромотора позволяет ей работать интенсивнее во всем диапазоне оборотов, включая условия, в которых бензиновые модели не справляются. Сменные аккумуляторы позволяют работать в течение всего дня.
Sansei SR-02
SR-02 компании Sansei - это мобильное устройство из будущего, которое уже находится в производстве. Только учтите, что Sansei Technologies - это производитель аттракционов. А его детище, SR-02 - это четырехногий шагающий робот-аттракцион, словно бы шагнувший к нам с экрана из "Звездных войн". Он рассчитан на четырех человек и может передвигаться как с помощью оператора с контроллером, так и самостоятельно.
Daihatsu Me:Mo
Daihatsu Me:Mo - это компактный электромобиль, созданный по модульному принципу. Однако это не типичный модульный автомобиль, в котором автопроизводитель может быстро изменить платформу для создания новых форм. Он модульный, как Lego, то есть покупатель может играть с ним практически бесконечно.
У Me:Mo есть фары и задние фонари, которые снимаются при нажатии на них. Внешние панели могут быть заменены. Это восхитительно.
Tsubame Industries Archax
Tsubame Industries представила робота-гуманоида под названием Archax. Его высота составляет около 4,5 метра, вес - 3,5 тонны. Управлять им можно изнутри (сидя на груди), а скорость передвижения достигает 6,2 (10 км) миль в час. Название Archax робот получил в честь археоптерикса – птицеподобного динозавра позднего юрского периода.
Archax может управляться человеком вручную: в его туловище есть кабина для пилота с мониторами, подключёнными к внешним камерам, и джойстиками, с помощью которых человек может манипулировать руками и кистями робота.
Гуманоид-гигант может функционировать в двух режимах: вертикальном (режим робота) и горизонтальном (режим транспортного средства). Во втором случае он может передвигаться со скоростью до 10 км/ч. При этом первоначально Archax задумывался именно как гигантская машина, а уже потом идея переросла в создание вертикального робота.
Не совсем понятно, где можно использовать такой автомобиль, но если вы можете позволить себе такую цену, то, вероятно, вы можете позволить себе ездить на нем куда угодно. Например, в университет или на битву с колоссальными морскими чудовищами, появившимися из портала на дне океана.