Найти в Дзене
Издательство Libra Press

Князь Григорий Алексеевич Долгоруков, много плававший по морям

Андрей Михайлович и Елена Павловна Фадеевы дали своему сыну имя Ростислава (род. 1824 г.) вследствие особенной причины. Задолго до этого, когда Елена Павловна была еще молоденькой девочкой, почти ребенком, был у нее двоюродный дядя, князь Григорий Алексеевич Долгоруков, старый моряк, долго и много плававший по морям. Он командовал кораблем и с ним находился в эскадре графа Орлова-Чесменского (Алексей Григорьевич), когда тот совершал экспедицию в Италию для "похищения княжны Таракановой". По совершению похищения, Тараканову посадили на этот же самый корабль под командой Долгорукого, который и доставил ее в Кронштадт. Князь Долгорукий любил рассказывать своей маленькой племяннице, как он совершал это путешествие с принцессой Таракановой, какая она была очаровательная женщина, любезная, красивая, отличная музыкантша, как прекрасно пела; бывало, в тихую лунную ночь, выйдет па палубу и начнет петь, и долго-долго поет, и такой у нее голос, что проникает в самую глубь души. И под это пение у
Портрет Г. А. Долгорукого (худож. Д. Г. Левицкий)
Портрет Г. А. Долгорукого (худож. Д. Г. Левицкий)

Андрей Михайлович и Елена Павловна Фадеевы дали своему сыну имя Ростислава (род. 1824 г.) вследствие особенной причины. Задолго до этого, когда Елена Павловна была еще молоденькой девочкой, почти ребенком, был у нее двоюродный дядя, князь Григорий Алексеевич Долгоруков, старый моряк, долго и много плававший по морям.

Он командовал кораблем и с ним находился в эскадре графа Орлова-Чесменского (Алексей Григорьевич), когда тот совершал экспедицию в Италию для "похищения княжны Таракановой". По совершению похищения, Тараканову посадили на этот же самый корабль под командой Долгорукого, который и доставил ее в Кронштадт.

Князь Долгорукий любил рассказывать своей маленькой племяннице, как он совершал это путешествие с принцессой Таракановой, какая она была очаровательная женщина, любезная, красивая, отличная музыкантша, как прекрасно пела; бывало, в тихую лунную ночь, выйдет па палубу и начнет петь, и долго-долго поет, и такой у нее голос, что проникает в самую глубь души.

И под это пение у князя Долгорукого начинали бродить в голове странные мысли, вроде того: "А что, если б с нею, куда-нибудь удрать! Что ж, матросы меня любят, они меня послушают; взять бы, повернуть корабль, да вместо Кронштадта махнуть в Америку! А там, что Бог даст!"

Такие мысли, конечно, продолжались только, пока Тараканова пела, и умолкали вместе с ее голосом. Так он ее и довез до Кронштадта. Тут за нею приехали на корабль, взяли, увезли, и с тех пор князь Долгорукий ее не видел, нигде её не мог открыть и ничего не мог узнать.

Князь Долгорукий был старый бессемейный холостяк, большую часть жизни проводил, в море, на своем корабле и любил его со страстью, как своё родное детище. Корабль назывался "Ростислав". Князь Долгорукий говорил о нём с отеческой нежностью, иногда со слезами умиления и постоянно твердил своей племяннице:

"Смотри, Еленушка, когда ты "будешь большая" и выйдешь замуж, и будет у тебя сын, ты его назови Ростиславом, в честь и память моего корабля; он должен быть Ростислав, непременно Ростислав; смотри же, помни, не забудь".

Прошло много лет; маленькая девочка сделалась взрослой девушкой, вышла замуж, была уже матерью двух дочерей. Князь Григорий Алексеевич давно уже расстался со своим "Ростиславом" и с пучин морских сошел в недра земные; но Еленушка не забыла своего обещания.

Н. Ф. (Надежда Андреевна Фадеева?)