Рассмотрим определенный момент "советского периода" совместной истории Росиии и Казахстана.
В 1920-х годах Кзыл-Орда был маленьким городком, который по своему внешнему виду был похож и на марокканскую деревушку, и на узбекский кишлак. Те же квадратные глиняные домики, узкие улицы и высушенные солнцем контуры заборов.
Согласно современникам, пыли в Кызыл-Орде было больше чем воздуха. Эта пыль была горячая, коричневая и похожая на муку пережаренную на сковородке и сильно липла к влажному от духоты лицу. Экзотические домики при ближайшем рассмотрении оказывались ни чем иным, как "растрескавшимися посудинами", поставленными как будто для обжига в солнечную печь.
На улочках Кзыл-Орды стало тихо после того, как все правительственные учреждения Казахстана и народные комиссариаты в 1927 году уехали в далёкий Алма-Ата. Вместе с ними стихло и уличное оживление, которому немало способствовал и единственный в городе автомобиль долго споривший воем своей сирены с отчаянным рёвом навьюченных ишаков.
Единственным что бесспорно привлекало внимание различных путешественников была река Сырдарья со своей мутной водой, которая была врагом города и крайние домики на крутом берегу все ближе и ближе двигались к ней. На берегу Сырдарьи стояла кзыл-ордынская достопримечательность-огромное колесо, наподобие мельничного, которое вертелось под напором воды. К этому колесу были прикреплены ведра, которые зачёрпывали воду и выливали её в закрепленные жёлоба. Данное колесо скрипело когда вертелось медленно и безостановочно.
Но зато "колесо истории" вертелось куда быстрее и пусть глиняные потрепанные домики стояли ещё живыми памятниками древних веков, а улицы заканчивались видевшими многое тупиками. Но если внимательно присмотреться, то можно было увидеть ажурные мачты антенны, "общавшихся" с Москвой, перетянутый через улицу огромный красный плакат возле городского клуба, услышать рёв паровозов убегавших в степи и чёткий треск электростанции мигающей сигнальными лампочками..
А в самом городе уже древний мулла соседнечал с степными казахами, ставшими частыми гостями дома-редакции газеты "Степная Правда" . Это было все новое.
Это был новый город Кзыл-Орда, новая жизнь советской действительности.