Откуда берутся идеи?
В хорошем художественном произведении должно быть одно глобальное допущение, которое меняет картину мира. Нужно задаться вопросом — что было бы, если?.. И придумать интересный ответ, который станет красной нитью всего текста.
Разбираемся в том, как работает принцип предположения вместе мастером с «Уроков Легенд» Сергеем Лукьяненко.
Что если переиначить всем известную историю? И вместо всемогущего персонажа сделать героем простого человека. Основываясь на этом смелом допущении, писатель-фантаст создал роман «Холодные берега».
Задача писателя — найти необычное «если», которое никто ранее не использовал. И вокруг этого построить новый мир, новый сюжет.
Как найти источник вдохновения?
У писателя рабочий процесс никогда не останавливается. Смотрите кино, читаете книгу, о чём-то разговариваете, и в какой-то момент у вас возникает интересная идея. Она запускает тот самый логический механизм: «а что будет, если…».
Сейчас, например, Сергей Лукьяненко пишет трилогию, которая родилась из почти приснившейся сценки, где был постапокалиптический мир, но при этом очень похожий на наш.
Как правило, картину апокалипсиса рисуют глобально: это всемирное нашествие зомби, или инопланетян, или ядерная война. И всегда цивилизация разрушена в пух и прах, люди бегают, охотясь за последней банкой консервов. Но почему именно так?
Допустим, произошёл серьёзный катаклизм. Почему мы думаем, что мир рухнет полностью? Всё равно останутся какие-то базовые структуры, города, люди, какая-то власть, какие-то занятия. В мире, где случился локальный конец света, люди продолжают жить, со своими интересами, проблемами, заботами и рутиной. И из этой мысли наш мастер начал развивать сюжет.
Как могла бы выглядеть постапокалиптическая Москва? Часть домов пустые, в других живут люди. Большинство населения, скорее всего, нигде не работает, но получает от государства какие-то пайки. Как в период ковидной эпидемии, чтобы горожане спокойно сидели и не особо возмущались.
Так начинает конструироваться мир, потом в нём возникает главный персонаж, чьими глазами мы будем видеть эту историю. Чтобы это было интересно молодому читателю, герою будет лет 20 с небольшим. У него достаточно энергично развивается любовная линия сюжета. А возлюбленная окажется не обычной девушкой, а мутанткой, с какими-то особенностями внешности и поведения. Это сразу делает любовь сложной, возможно, трагичной.
Так и возникают идеи с помощью принципа «если» и логики.
Что делать, если ваша идея уже где-то использовалась?
Любая идея, даже если она кажется оригинальной, может быть уже где-то использована. Понятно, что на уникальность её нужно проверять заранее, но часто делать это бесполезно. Аналогии с вашей задумкой могут найтись в любой книге. Все мы опираемся на чей-то опыт и вдохновляемся чужими произведениями.
Если вы столкнулись с похожей идеей уже в середине работы над текстом, но бросить всё жалко — проанализируйте то, что написано другим автором. Трансформируйте своё повествование. Используйте иные сюжетные ходы и повороты, придумайте новых персонажей, измените антураж. Ведь из одинаковых кирпичей можно построить и храм, и амбар.
Больше ответов, которые помогли бы вам в творчестве, вы можете найти на практическом онлайн-курсе Сергея Лукьяненко — «Как написать книгу: от идеи до публикации».
Научитесь магии текста — присоединяйтесь к новому потоку! Переходите на сайт, чтобы узнать больше и зарегистрироваться.