Посмотрите на это фото. Человейник - подбирается к бараку из тридцатых. Что ранее было в бараке и что до сих пор рядом с ним вопрос очень интересный.
Это складской барак и было их гораздо больше. Территория огромная. Здесь ранее не только хранилось химическое оружие на базе иприта, фосгена и подобных, но и шёл разлив отравляющих веществ, их захоронение и уничтожение. Мы уже писали об этом месте -
Подобные вещи, собственно, есть по всему миру, но...Для сравнения, 20 лет назад в Вашингтоне обнаружились склады химоружия, оставшиеся еще со времен Первой мировой (полный аналог Очаково). Потрясенные жители американской столицы начали массово подавать иски на власти в суд. В результате жителям были выплачены огромные компенсации, а власти полностью рекультивировали и законсервировали место. Естественно, ни о какой застройке речи не было.
А что же у нас??? Власти и застройщик ПИК говорят, что мол ничего этого не было, всё враньё. А меж тем два года назад они бурили место под будущую застройку и бур вытащил осколки колб-снарядов и ампулы, в которых был иприт. Что было со строителями не известно. Мы были там в начале ноября 2023 года - до сих пор по всей территории бурения валяются осколки и ампулы, стоит зловонный, удушливый запах.
Никто до сих пор не потрудился убрать эту отраву. Видимо не понимают, что делать, вдруг - копнёшь и пол Очаково как в Первую мировую окажется накрытым ипритом.
Если у кого-то есть сомнения - предлагаем отправиться туда - это место за забором, напротив дома по адресу Очаковское шоссе, 19 к 2. Две карты для сравнения с разницей в 80 лет.
Давайте перейдём к некоторым документам по этому месту. Надо отметить, что их немало, приведу лишь пару
- ...массовое поражение ипритом группы работников, связанное с переснаряжением большой партии “потекших” артхимснарядов. Всего пострадало 27 человек. Необходимо отметить больного Шевякова, 18 лет, который поступил 2/VI имевший ипритное поражение кожи. Больной находился под воздействием паров иприта (обязанности дегазирование зараженных ипритом пробок) в течение одного месяца, в силу чего все туловище больного постепенно принимало окраску темно-коричневого цвета и в момент поступления тот представлял из себя в полном смысле негра”.
- “Начальнику Генерального штаба командарму I ранга тов.Шапошникову
Территория склада № 136… в течение нескольких лет, вплоть до 1933 г., заражалась отравляющими веществами, так как ОВ и оболочки с ОВ зарывались в землю на основе наставлений и инструкций, отмененных только приказом № 002 от 24/I-38 г. Опросом старых работников склада установлено наличие значительных территорий с зарытыми ОВ и специальная разведка подтвердила присутствие ОВ на площади 1500 квадратных метров…
Начальник ХИМУ РККА
полковник П.Г.Мельников
4 августа 1939 года”
Также, химиком Львом Фёдоровым была опубликована информация, что в сезон 1925-1926 года была выполнена масштабная операция по закапыванию в землю содержимого 5000 протекших химических снарядов калибра 76 мм, которые хранились в 250 ящиках. В иных документах описываются похожие мероприятия, с подпиской о том, что прикопаны БОВ были на территории химбазы, но точное место не установлено.
Иприт, фосген, синильная кислота, мышьяк...список большой и до конца непонятный. В каких количествах также никто не может сказать. Есть понимание, что это был самый большой в Европе склад химоружия, причём с 1916 года. Вот что Ленин писал об этом месте -
- "... в поселке Очаково, обнаружен огромный по тем временам склад отравляющих веществ. Царские вояки тайно припасли баллоны с десятками тысяч пудов ..."
- Около 30 000 пудов баллонов жидкого хлора . Найти того, кто бы толкнул дело...
Первые 15 лет не было никакой внятной документации, в первую очередь по захоронениям химоружия. С начала тридцатых Фишман пытается что-то наладить, но к 1937 году он и все его коллеги репрессированы, к руководству военхима приходят новые люди, которые мало того, что не компетентны, но у них отсутствует всякое понимание, что происходило на складе в Очаково. Обычная русская неразбериха, которая до сих пор нам отравляет жизнь.
С конца прошлого века обсуждался вопрос о том, как рекультивировать эту территорию и всякий раз власти Москвы скидывали с себя эту проблему на военных, боясь прикасаться к этой территории. Ну а что можно ждать от военных, им до лампочки, часть территории химбазы сдавалась, деньги шли по карманам, какая к чертям рекультивация.
Интересен и вопрос куда вывозят остатки складских бараков, которые впитывали в себя на протяжении ста лет отраву. Уж не в Коломенское ли - туда сейчас свозят весь строительный мусор столицы.
ПИК плавно, по заражённой территории химбазы, подбирается к самому главному месту на всей территории - к месту захоронения химоружия и полная тишина, экологов запрещено привлекать, ни о какой рекультивации до настоящего времени неизвестно. За чрезвычайную плотность застройки плюс отравляющие вещества находящиеся до сих пор в земле москвичи прозвали эту стройку Ипритовым гетто.