После смерти Александра Македонского его прославленный полководец вступил в борьбу за власть. Другие наследники тоже не сидели сложа руки.
Смерть Александра
Кратер, аристократ из горного княжества Орестида, стал одним из ближайших соратников Александра (об этом отрезке биографии читайте здесь). Благодаря своей приверженности македонским традициям он пользовался уважением воинов. Это сделало орестийца одним из главных участников междоусобной войны диадохов.
После возвращения в Вавилон Александр отправил Кратера в Македонию. Полководец вёл на родину ветеранов восточного похода. Он должен был не только доставить на родину старых воинов, но и принять должность наместника Македонии вместо старого полководца Антипатра. Сам Антипатр получил приказ лично доставить очередной набор рекрутов в Азию.
Дорога из Вавилона до Пеллы не была близкой. Войско двигалось медленно, потому что в нём было много воинов, получивших серьёзные ранения. А также повозки с имуществом и трофеями ветеранов. Сам Кратер был болен, и Александр отправил с ним в качестве заместителя Полиперхона (на случай преждевременной смерти орестийца).
Александр и его врач Филипп. (Wikimedia Commons)
Зиму 323 года до н. э. Кратер и его воины провели в Киликии. Незадолго до их прибытия наместник провинции Балакр погиб в стычке с писидийцам, и Кратеру пришлось потратить время, чтобы восстановить порядок в сатрапии. В то же время по приказу Александра в портах Киликии строили новый флот для продолжения завоеваний. Предположительно Кратер в Киликии следил за строительством новых кораблей.
В июле 323 года до н. э. полководец оставался Малой Азии. Именно там его застала новость о смерти Александра. Тем временем в Вавилоне часть войска провозгласила царём сводного брата Александра слабоумного Арридея. Эти же воины провозгласили простатом (защитником) нового царя Кратера.
Новая должность Кратера оказалась фикцией, потому что Арридей сразу попал под контроль регента Пердикки. Вслед за тем регент отменил указ о замене Антипатра Кратером на посту стратега Македонии.
Ламийская война
События в Греции вернули Кратера в большую политику. В 323 году до н. э. греки во главе с Афинами подняли восстание, вошедшее в историю под именем Ламийской войны.
Антипатр обратился за помощью к двум полководцам Александра — Кратеру и Леоннату. Кратеру наместник Македонии предлагал руку своей старшей дочери Филы. Возможно, Кратер и Фила уже были знакомы. Дочь Антипатра была замужем за сатрапом Киликии Балакром и должна была оставаться там, когда в провинцию прибыл Кратер.
Орестиец согласился стать зятем Антипатра. Для этого он оставил свою персидскую жену Амастриду. Полководец нашёл ей нового мужа среди своих союзников — тирана Гераклеи Дионисия.
Зимой 322 года до н. э. Кратер готовился к походу в Македонию. Корпус аргираспидов он оставил в Киликии, часть сил передал полководцу Клиту Белому, после чего занялся набором новых войск из сатрапий Малой Азии.
В июле 322 года до н. э. Кратер привёл в Македонию 12-тысячное войско, состоявшее из ветеранов похода Александра, вновь набранных сил, а также персидских стрелков и всадников.
Александр и Кратер на охоте. (Wikimedia Commons)
До прибытия Кратера в войне побеждали греки. Сначала они разбили и осадили в крепости Ламия Антипатра. Затем в битве с объединённым греческим войском погиб прибывший из Азии полководец Леоннат. Антипатр смог отступить из Ламии и вернуться в Македонию.
Объединённые силы Антипатра и Кратера насчитывали около 48 тыс. воинов. Из уважения к опыту и авторитету Антипатра Кратер уступил ему верховное командование. Вместе они вновь выступили в поход и разбили греков при Кранноне. Вслед за тем они приняли капитуляцию большей части участвовавших в восстании полисов.
Затем полководцы вернулись в Македонию. Там в конце 322 года до н. э. Кратер, наконец, сочетался браком с Филой. После свадьбы Антипатр осыпал нового зятя почестями и подарками и помогал ему готовиться к походу в Азию.
Впрочем, Кратер задержался в Македонии ещё на год для войны с этолийцами. Этолийцы были активными участниками Ламийской войны. В отличие от других греков, они не сложили оружие и не сдались Македонии. Кратер и Антипатр вели с горцами переговоры, которые закончились ничем. Вероятно, македоняне требовали от этолийцев капитулировать и распустить свой союз.
В 322−321 годах до н. э. Кратер командовал македонскими войсками во время вторжения в Этолию. Этолийцы покинули свои города и отступили в горные крепости. Оттуда они нападали на отряды македонян.
Войска Кратера остались в Этолии на зиму, и полководец приказал строить укрытия от непогоды. Обе стороны страдали от холода и недостатка провизии, но этолийцам приходилось тяжелее. Рано или поздно им пришлось бы спуститься с гор, но прежде чем это случилось, македоняне отступили.
В 321 году до н. э. при дворе Антипатра оказался другой полководец Антигон. Он бежал из Азии и рассказал стратегу Македонии о самоуправстве регента Пердикки. Пердикка сместил ряд сатрапов, а также отказался от своей жены Никеи (дочери Антипатра). Регент готовился жениться на сестре Александра Клеопатре и через брак стать царём.
Между полководцами Александра назревала война. Кратер, Антипатр и Антигон прекратили войну с этолийцами и начали готовить поход в Малую Азию.
В Греции Кратер заказал скульптурную группу для храма Аполлона в Дельфах. Группа прославляла подвиг Кратера, спасшего жизнь Александру на львиной охоте в Сирии.
Скульптуры изображали льва, охотничьих собак, Александра и самого Кратера, который спешил на помощь царю. Они были отлиты из бронзы, а их авторами Плутарх называл Лисиппа и Леохара, великих скульпторов своего времени.
Скульптурная группа была закончена после гибели полководца. За завершением работы следили его сын, тоже Кратер, и вдова Фила. Композиция содержала стихотворную надпись, которая, в отличие от статуй, сохранилась. Посвящение гласило, что статуи были поставлены в Дельфах Кратером-младшим.
Последний поход
В 321 году до н. э. в империи Александра было три самых могущественных человека — Антипатр, Кратер и регент в Вавилоне Пердикка. Несмотря на родственные узы, Антипатр мог опасаться могущественного и амбициозного зятя.
В этих обстоятельствах началась Первая война диадохов. С одной стороны командующими были регент Пердикка, его брат Алкета и грек Эвмен. С другой — Кратер, Неоптолем, Антигон и Птолемей.
Пока Пердикка вёл войско против Птолемея, Эвмен готовился противостоять Кратеру и македонской армии. Незадолго до этого Эвмен разбил другого македонского полководца Неоптолема, который с остатками сил присоединился к Кратеру.
Поединок Эвмена с Неоптолемом. (Wikimedia Commons)
Армии македонских полководцев встретились в Малой Азии. С одной сторон был Кратер и присоединившийся к нему Неоптолем. С другой — Эвмен. Неоптолем уверял Кратера, что македоняне в войске Эвмена откажутся сражаться против такого прославленного полководца и перейдут на его сторону.
Эвмен тоже понимал это и скрыл от своих воинов, что они будут сражаться против Кратера. Напротив правого фланга противника, где находился Кратер, кардиец разместил каппадокийскую конницу.
Сохранилось не так много подробностей этого боя. Внимание историков Античности было сосредоточено на отчаянном поединке Эвмена с Неоптолемом.
Кратер погиб в начале битвы. После её завершения Эвмен приказал с почестями похоронить полководца.