337 подписчиков

Пожар на самолете (виды, особенности)

145 прочитали
PRESS WET CLOTHES, NAPKINS, HEADREST COVER TO YOUR NOSE AND MOUTH!!!
PRESS WET CLOTHES, NAPKINS, HEADREST COVER TO YOUR NOSE AND MOUTH!!!

Данный материал повествует об основных видах пожаров на воздушных судах гражданской авиации (их четыре: пожар органов приземления, разлитого топлива, силовых установок и внутри фюзеляжа).

1. Пожар органов приземления.

К органам приземления ВС относятся:

– Стойки шасси;

– Системы торможения.

PRESS WET CLOTHES, NAPKINS, HEADREST COVER TO YOUR NOSE AND MOUTH!!!-2

В основном, пожары органов приземления ВС происходят на этапе посадки. Наиболее частыми являются возгорания гидрожидкости, попадающей в разогретый до 300-600°С тормозной барабан, при разрушении гидравлических систем. Данное явление провоцирует, в свою очередь, горение резины покрышек колес. Наиболее эффективное тушение осуществляется интенсивной подачей пены низкой кратности, ручными стволами. Если на данном этапе не приступить к тушению пожара, может возникнуть наиболее опасный фактор из пожаров органов приземления – горение магниевых сплавов.

Магниевые сплавы горят при температуре близкой к 3000°С и способны инициировать взрыв амортизационных установок стойки, что может привести к разбрасыванию (разбрызгиванию) горящих материалов на несколько метров, это приведет к увеличению площади пожара. При тушении магниевых сплавов применяют огнетушащие порошки, которые запекаются в корочку и прекращают горение, после чего производится охлаждение пеной низкой кратности.

Ввиду взрыва пожар может охватить гондолу шасси и распространиться на крыло или фюзеляж ВС. Поэтому при возникновении пожара органов приземления очень важно не дать ему распространиться на другие части ВС.

2. Пожары внутри фюзеляжа.

Такой тип пожара является одним из самых серьезных и опасных происшествий, которое может произойти с ВС. К нему можно отнести как возгорание портативного аккумулятора пассажира, так и пожар, вызванный внешними факторами.

PRESS WET CLOTHES, NAPKINS, HEADREST COVER TO YOUR NOSE AND MOUTH!!!-3

Главная проблема подобных пожаров – наличие большого кол-ва горючих материалов (кресла, внутренняя обшивка салона, перекрытия в полу и так далее). При горении они выделяют высокотоксичные вещества и яды, которые вызывают у человека, например, удушье, ухудшение зрения и потерю сознания.

Для локализации и ликвидации пожара используют воду и хладон. Стоит отметить, что при использовании хладоновых огнетушителей, необходимо использовать дымозащитные капюшоны, т.к при тушении образуются токсичные пары. В школах подготовки бортпроводников есть занятия, где обучают работе с огнетушителями и средствами индивидуальной защиты, а также тушению пожаров в различных местах салона (кресла, багажные полки, туалеты и т.д.).

3. Пожар силовых установок, к которым относят:

1. Двигатели;

2. Вспомогательные силовые установки;

3. Системы запуска;

4. Масляные системы;

5. Агрегаты управления двигателем;

6. Элементы топливной системы.

PRESS WET CLOTHES, NAPKINS, HEADREST COVER TO YOUR NOSE AND MOUTH!!!-4

Наиболее опасными пожарами вышеперечисленных систем является пожар двигателей. После возгорания температура в зоне горения резко увеличивается до 1000°С. Для таких пожаров характерно быстрое протекание и угроза взрыва и разбрызгивания горящего топлива в направлении вдоль самолёта.

В современных воздушных судах используются автоматические установки пожарной сигнализации и тушения, причём для всех силовых установок зачастую используется один и тот же комплект огнетушителей, ввиду не целесообразности перевозки дополнительных. Этот комплект состоит из очередей баллонов огнетушителей. Подача огнетушащего состава производится по разветвленным трубопроводам с автоматическими задвижками для выбора пути подачи. Чаще всего используют задвижки с пиропатронами, которые открываются от электрического заряда. В качестве огнетушащего состава на ВС может быть использован хладон или фреон. Активация систем пожаротушения может быть как ручной (с кнопки), так и автоматической (при перегорании нити накала, или по сигналу от ударных датчиков). В некоторых ВС помимо системы пожаротушения, есть система нейтрализации газов. Она необходима для предотвращения взрыва топливного бака. Принцип работы прост: при угрозе взрыва в бак подаётся смесь под названием "нейтральный газ" (обычно состоит из азота, либо технической углекислоты), который вытесняет пары топлива, тем самым предотвращая образование взрывоопасных паровоздушных смесей.

4. Пожар разлитого топлива.

PRESS WET CLOTHES, NAPKINS, HEADREST COVER TO YOUR NOSE AND MOUTH!!!-5

Пожар разлитого топлива характеризуется большими масштабами, высокой скоротечностью, температурой и скоростью охвата пламенем всей поверхности ВС. Одной из проблем является то, что пожар топлива может инициировать возгорание силовых установок, органов приземления, а также в дальнейшем перейти в горение внутри фюзеляжа. Данный тип пожаров может вызвать взрывы топливных баков ВС. Тушат эти пожары огнетущащей пеной. При тушении главной задачей является ликвидация наружного возгорания за минимальное время и создание эвакуационных проходов из ВС. Также при тушении проводится охлаждение фюзеляжа.

Расположение топлива в самолёте, стоимость заправки условного Boeing 737-800 (по ценам на момент выхода публикации) в Салехарде и Москве, расчёт топлива на полёт: публикация в Телеграм-канале.

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП): публикация в Телеграм-канале.

Осенью 2021 года в международном аэропорту Пашковский (Краснодар) прошли очередные учения для отработки навыков немедленного реагирования в нештатных ситуациях. Помимо имитации возгорания Boeing 737-800 со 150 пассажирами на борту, спасатели провели их эвакуацию. Также был развернут медицинский пункт, в котором медики оказывали помощь «пострадавшим» пассажирам, роль которых исполнили статисты. Учения прошли на специально отведенном полигоне, безопасно удаленном от летного поля. Вместе с 4 подразделениями СПАСОП в них принимали участие подразделения МЧС и регионального центра медицины катастроф. Руководство аэропорта осталось довольно результатом и поставило службам оценку «отлично». За репортаж с места событий (см. фото ниже) выражаем признательность споттеру Кириллу KRRash.

Наши основные медиаресурсы:

Telegram (главная платформа)

Boosty (эксклюзив)