Это явление нередко становится предметом обсуждения в работе с клиентами с высоким уровнем осознанности.
Так, например, одна клиентка отмечала свою большую потребность в создании эмоционально близких отношений с другими, даже случайными попутчиками. На какую-нибудь деловую встречу она шла уже с надеждой завязать близкое общение, при этом, не будучи одинокой. Женщина быстро завязывала знакомства и быстро попадала в зависимость от настроения и оценок людей, в которых была заинтересована. Она старалась инвестировать в этих людей свои временные, эмоциональные ресурсы, но, не получая отдачи, злилась и разрывала отношения.
Позже, анализируя ситуацию, она понимала, что не все были готовы к сближению, дружбе с ней.
В остальных своих отношениях клиентка подстраивалась под значимых людей из желания получить их одобрение и принятие.
Этот паттерн распространился и на меня. Наши терапевтические отношения казались ей неестественными, клиентка призналась как-то, что на эмоциональном уровне ждала от меня такого же самораскрытия, скорее дружеского общения, хотя на рациональном уровне понимала невозможность реализации своей потребности. Она неохотно говорила мне то, на что, по её мнению, я могла бы обидеться. Тема отвержения вообще была очень триггерной и аффективно заряженной. Было крайне важно, чтобы её одобрили, заверили, что она хорошая, с ней всё в порядке, получить поддержку своих действий.
Мы исследовали её перенос (перенос - это психологическая защита, когда человек переносит на своё окружение опыт взаимоотношений со значимыми фигурами прошлого - восприятие их и модель взаимодействия с ними).
Совершенно очевидно, что повторяющиеся паттерны взаимодействия с окружающими - это отражение динамики наших отношений с родителями, в данном случае с матерью.
Я задумалась, почему клиентка застревает на стадии своей зависимости от поддержки, одобрения других и никак не может прийти к здоровой самодостаточности? Вспомнилась книга М. Малер "Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация". Психоаналитик в ходе наблюдения за взаимодействием матерей со своими детьми, выявила 4 подфазы, которые ребёнку необходимо благополучно пройти для обретения сепарации - индивидуации.
1. Дифференциация (4-9 месяцев).
В этот период ребёнок начинает отделять своё тело от тела матери. Мать воспринимается как особенный человек. Ребёнок научается различать мать и других людей, которые с ним взаимодействуют. Он стремится исследовать другой мир. Матери важно проявить чуткость к потребностям ребёнка, не препятствовать его желанию исследовать мир, но и не быть равнодушной.
2. Практикование (10-16 месяцев).
В этот период ребёнок ещё активнее начинает отделяться от матери - ползать, ходить. Мать остаётся центром вселенной, но мир, открывающийся ребёнку, становится шире, у него появляются первые промежуточные объекты - соска, игрушки, которые могут в какие-то моменты успокоить его вместо матери. Ребёнок начинает активно осваивать новые навыки, что неизбежно сопряжено с болью и растерянностью. Сталкиваясь с трудностями и не обнаруживая рядом мать, ребёнок начинает плакать. Такую подавленность исследователи сравнили с анаклитической депрессией.
В трудные моменты мать нужна, чтобы дать ребёнку свою поддержку, веру в себя, не препятствуя на этой стадии его сепарации - индивидуации. Ребёнок исследует мир, а потом возвращается к матери для "эмоциональной подзарядки". С поддержкой матери процесс практикования сменяется с фрустрирующего на управляемый.
Некоторые матери в такой период проявляют или безучастность к ребёнку или стремятся заключить ребёнка в капсулу своей заботы, препятствуя в совершении им самостоятельных шагов.
3. Кризис воссоединения (17-23 месяцев).
В этот период ребёнок стремится к всё большей независимости и, тем не менее, нуждается в участии матери. Бывают матери, которые не понимают, зачем они ребёнку, который и так самостоятелен, а бывают те, кто тяжело переносят постепенное отделение ребёнка и его растущую независимость, что ребёнка уже нельзя считать частью самих себя. В этот период как никогда важна продолжительная эмоциональная доступность матери.
Ребёнок транслирирует противоречивое поведение в отношении матери: он то отталкивает её, проявляет негативизм, то хочет прильнуть к ней снова. На этом этапе хорошо виден конфликт симбиоза и отделения: с одной стороны, ребёнок испытывает желание примкнуть к сверстникам, к независимым играм, а с другой, боится потерять мать.
В ситуации, когда мать оставляет ребёнка, он уже стремится установить контакт с кем-то другим из взрослых - с воспитателем, например (симбиотическая замена матери).
В этот же период ребёнок демонстрирует процесс расщепления матери на плохую и хорошую. К замещающему взрослому он проявляет гнев, просится к матери, представляя её себе идеальной, а когда мать возвращается, может избегать её, чтобы не встречаться с разочарованием.
Некоторые дети в отсутствие матери прибегают к объектам, её заменяющим (игрушке, вещи матери, к еде, просят взрослого почитать им книжки). С помощью такой сублимации ребёнок начинает справляться с отсутствием матери.
В норме, сепарационная тревога снижается и ребёнок находит оптимальную дистанцию с матерью.
4. Консолидация индивидуальности (24-30 месяцев).
Задача этой фазы включает 2 аспекта: 1. становление индивидуальности; 2. достижение начальной константности объекта.
Эго приобретает структуру, усваиваются требования родителей, которые становятся зачатками Супер-Эго. Установление способности к устойчивой саморегуляции зависит от постепенной интернализации устойчивого, позитивного внутреннего образа матери.
В норме образ матери из "плохого" и "хорошего" должен объединиться в целостное представление.
О достижении константности объекта любви будет говорить то, что он не отвергается и не меняется на другой в случае неспособности обеспечить полное удовлетворение. Постоянство восприятия другого и себя достигается с помощью постоянства матери, которая помогает ребёнку снять эмоциональное напряжение, не отвергает ребёнка, но и устанавливает здоровые границы.
Возвращаясь к проблематике клиентки, становится ясно, что у неё возникала выраженная сепарационная тревога и представление о своей неспособности полагаться на собственные ресурсы вследствие нарушения фазы сепарации - индивидуации.
Ощущая себя неспособным, нуждаясь в подтверждении правильности своих действий, ребёнок стремится к симбиотическим отношениям с матерью или замещающими её объектами. Во взрослой жизни такой человек испытывает постоянную зависимость от других, от их одобрения, поддержки.
Мать клиентки не давала ей необходимой поддержки, в детстве в её сторону было много критики, манипуляций, отцовского наказания.
Клиентка испытывала тягу к матери, желая видеть "хорошую мать", а при встрече мать обнаруживала своё несовершенство, и клиентка обижалась, злилась на неё, чувствовала себя обманутой, использованной в общении с ней. Это восприятие распространялось и на других замещающих лиц, в том числе и на меня. Клиентка понимала всю важность нашей работы, моё желание помочь, но её не оставляло ожидание осуждения с моей стороны, не хватало доверия, к которому, как ей казалось, можно прийти через симбиотические отношения и устранение терапевтических границ.
Обычно такое происходит при пограничном переносе, когда кризис воссоединения не пройден благополучно, не сформировалось целостного, устойчивого восприятия себя и других, интернализован образ критикующией, нестабильной матери, а не любящей и постоянной в своём отношении, что затрудняет самостоятельную регуляцию человеком своего настроения.
Поэтому в процессе психотерапии клиенту необходимо заново пройти эту стадию, только уже интернализовав образ стабильного, принимающего психолога, позволяющего развивать самостоятельность, время от времени приходить за "подзарядкой".
Терапия осуществляется через техники реперентинга (замещающего ограниченного родительства), куда входят: отзеркаливание (психолог отражает клиенту, каким он его видит и ощущает - это ценный материал для выстраивания его психики кирпичик за кирпичиком, если только психолог не запутался в своих собственных проекциях; узнавая о том какой он, какие у него способности, таланты, недостатки клиент учится с этим обращаться: ставить свои таланты себе на службу и защищать слабые места) и контейнирование (способность выдерживать различные психологические содержания как свои, так и чужие, оставаясь константным, постоянным в своём отношении к клиенту). А так же через трансформацию привычного восприятия и поведения, тренинг навыков, чтобы выйти из замкнутого круга. Схема-терапия - это интегративная терапия, которая позволяет применить комплекс структурированных техник из разных подходов в работе с клиентами.