Найти тему

В поисках эстетики XXI века. Стиль времени. Поговорим о музыке и не только

Оглавление
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons. Кадр из экранизации всемирно известной детской сказки. Разгадали какой?
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons. Кадр из экранизации всемирно известной детской сказки. Разгадали какой?

Статью могла бы назвать коротко: «Наболело». Но так было бы непонятно, что именно. Далее, по ходу устойчивой в понимании многих темы, делюсь также очень личными взглядами.

Прошу принять во внимание моё уважение к любому личному мнению каждого читателя и рассматривать мои размышления как проявление доверия к аудитории. Каждое мнение имеет право быть, при этом не стараясь осудить или изничтожить другое. В обсуждениях и дискуссиях зарождается импульс к развитию, разрешаются неясности и происходят открытия.

[Но каску на всякий случай надела, хотя в случае крупных булыжников она мне вряд ли поможет 🙈].

Давно не представлялась возможность поработать над статьёй, требующей времени и полной концентрации внимания на теме. И сейчас очень рада быть в студии снова! Приветствую дорогих читателей! 🙏

Иллюстрация категории лицензии Creative Commons
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons

XXI век

Казалось бы, уже ничто не ново человеку, он пресыщен всеми эстетиками прошлого и будущего, над которым дерзновен считать себя тотально властным.

Бессмыслие в переизбытке недовыраженных, недосказанных, недораскрытых и вообще «недо-» смыслов. Ощущение эстетического голода на фоне переедания низкокалорийными средствами выразительности.

Игнорируемый, в некотором смысле искусственно обусловленный тупик прогресса человеческих морально-эстетических ресурсов (а что не развивается, то деградирует). Тупик, который лишь становится фундаментом создания «нового человека».

А каков он, новый человек? Считающий себя возвышающимся, однако по факту едва ползающий под приоритетностью искусственного интеллекта и безликой массовости, сдерживающей истинные волевые силы человека, как уникальной единицы общества.

А может так было всегда?

Только понятия изменили свои названия, а функционально всё так же, как происходило сто лет назад.

Но вопрос в том, сможет ли человек в этот раз так виртуозно выйти из регресса в прогресс?

Как это было?

Всеобщая депрессия, кризис культурно-эстетических потребностей человека, отказ от традиционализма и как следствие – создание новой мощнейшей эпохи в мировом искусстве (художественном, музыкальном, литературном, архитектурном и т. д.): авангард и миллион его проявлений! И на фоне всего – такая убеждённая, но конкретно утопающая в потоке тенденций современности «кучка» консерваторов, спасающих и таки спасших тогда столпы мироздания от гниения и полнейшего разложения.

А что они думали, тогдашние авангардисты, что можно так просто новый мир построить на голом пустыре зловонсвующем разлагающимися оста<т>ками («т» = «н») античных и в целом человеческих идеалов, естественных форм жизни..?

[Однако полностью исключить обращение к первоначальным структурным концепциям оказалось невозможным по понятным причинам]

  • Барокко, классицизм, романтизм, реализм; далее необарокко, неоклассицизм, неоромантизм, неореализм; необарокко 2, 3, 4, 5… И т. д.

Только под разными именами. Их множество. Сейчас не об этом.

Всё, что не вписывается в их «генокод», относится к синтетическому музыкальному искусству. Наш век – время его официального дебюта.

Искусство – отражение времени

Если быть готовому признать – первоначально в мире существовало духовное, религиозное искусство (принято отождествлять эти понятия, но здесь есть нюансы) во всех проявлениях, что бы то ни было: музыка, литература, художественное искусство и прочее.

Лишь потом возникло светское искусство, как оппозиция духовному именно связанному с понятием храма и всем что к нему относится.

И лишь потом возникло академическое искусство, по возможности объединившее и адаптировавшее друг к другу духовное и светское, а главное – позволяющее им вступать в противоречие.

Много ранее всего этого была лишь пещерная культура, то есть в будущем так называемая жанрово-бытовая, сопровождающая человекообразное существо, а позже человека в его повседневной бытовой жизни.

<<Сейчас немного отойду от темы искусства к религии. Если не интересно, пропустите, пожалуйста, абзац. Далее возвращаюсь к основной теме статьи.>>

Однако и там, в нашем далёком пещерном прошлом было то самое языческое, мифологическое сознание, что в наши дни замещено религиозным. Это естественно. Ведь человеческий мир развивается, эволюционирует, и не только в биологическом плане. Амбиции разумного существа растут. Как человеку проще управлять человечеством, когда богов много или один? А лучше ещё при этом предположить иллюзию того, что Бог похож на человека (ведь по сути идея подобия человека Богу это инверсия убеждения), чтобы человеческое эго смогло принять глобальные изменения, вторгающиеся в его сознание (в момент перехода от язычества к единобожию), но при этом полностью снять с себя ответственность, принимая факт своей беспомощности и как следствие бездейственности перед лицом Всевышнего. Очень удобно. И ещё потребовалось поделить человечество на несколько больших групп (религ конфессии), чтобы из века в век у них была возможность что-то доказывать друг другу, время от времени насильственным образом освобождая место на земле для своих будущих поколений, которые будут продолжать традицию. Коммунисты предположили, даже были очень уверены в том, что смогут сломать этот замкнутый круг, за чем последовало безмерное количество жертв, и в итоге они сами в него попали. Последствия известны. Вообще жизнь на Земле — линейная диаграмма с бесконечной чередой подъёмов и спадов, каждый из которых стоит безмерного количества человеческих жизней. И пока эта диаграмма кривая – значит есть жизнь на планете Земля. Вот такая она благодаря Человеку.

Как же стиль проявляется в искусстве?

Как он отражает время?

Если кратко, стиль, это всё: и техника, и форма, и даже то, чего не видно и не слышно, всё, что внутри – совокупность всех характеристик, в которой выстраивается определённый образ, цельная картина предмета. Цельная даже в своей внутренней раздробленности, противоречивости. Можно сказать, стиль любого произведения искусства, это его судьба, его личная история.

Композитор, по сути, тот же самый стилист, музыкальный стилист. Как и исполнитель.

Стиль — это всегда концепция. Она может меняться, преобразовываться, но она всегда заключает в себе ощутимый импульс, она устремлена в чётком смысловом направлении, может даже не сразу поддающемся аналитическому определению. Потому что стиль, это интуитивное проявление, выражение естества субъекта/объекта/предмета, это раскрытие содержательного потенциала с помощью средств, будь то краски, ткани, формы, материалы, звуки! Что угодно.

Музыка и стиль, понятия, не живущие друг без друга. Неопределённость в музыке, её смысловая характеристическая пассивность создаёт ощущение отсутствия стиля, а значит, её содержательную опустошённость.

Говоря о стилистической составляющей музыки следует заметить, что о вкусах не спорят. И если мне не нравится, как что-то звучит, это ещё не значит, что в этом отсутствует стиль. Просто его концепция не созвучна с моими личными представлениями.

Стиль, как соответствие внешнего и внутреннего

Противоречивость – основа драматургии любого произведения искусства, механизм его внутреннего движения. И в каждой драматургии заложены принципы развития, на которых выстраивается произведение.

Любая конфликтность, это взаимодействие, это напряжение, которое возникает между противоположными чертами, смыслами, формами, состояниями, устремлениями и т. д. Но в этом напряжении, в его проявлении всегда присутствует логика, естественная причинно-следственная связь, что позволяет формироваться структуре: экспонирование, завязка, разработка, кульминация, развязка и т. п.

Отсутствие структуры говорит об отсутствии стиля и наоборот: нет стиля – нет структуры. В таком произведении нет концепции.

Однако, в нынешнее время отсутствие концепции можно выделить как отдельное стилистическое направление! И как мне кажется, к концу первой четверти XXI века этот «тренд» очень актуализировался... Как способ принять действительность.

А что Вы думаете об этом?

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статья: