Найти в Дзене

Не дай Бог врачу предстать перед выбором - кого спасать в первую очередь, а кого во вторую

Это очень тяжело психологически - поставить несчастных в дьявольскую очередь, в которой последний будет иметь меньше шансов выжить, чем первый или второй. В крупных городах такие ситуации маловероятны. При массовых поступлениях, например - взрыв в многоэтажке, теракт, пожар в самолёте после аварийной посадки - в клинику вызывают всех врачей, до которых удалось дозвониться. Для экстренной помощи открывают плановые операционные. Больница гудит, как улей. А вот в районных больницах - далеко от центров цивилизации, да ещё в малонаселённых районах Сибири, где врачей и медсестёр катастрофически не хватает, где больницы раскиданы по большой территории, где мало полноценных станций переливания крови - массовые поступления выглядят очень драматично. На маленькую команду врачей и медсестёр сваливается колоссальная ответственность. Как например врач ответит на экзистенциальный вопрос - кого спасать в первую очередь, если тяжесть состояния, все клинические сопутствующие факторы и вероятно

Это очень тяжело психологически - поставить несчастных в дьявольскую очередь, в которой последний будет иметь меньше шансов выжить, чем первый или второй. В крупных городах такие ситуации маловероятны. При массовых поступлениях, например - взрыв в многоэтажке, теракт, пожар в самолёте после аварийной посадки - в клинику вызывают всех врачей, до которых удалось дозвониться. Для экстренной помощи открывают плановые операционные. Больница гудит, как улей.

А вот в районных больницах - далеко от центров цивилизации, да ещё в малонаселённых районах Сибири, где врачей и медсестёр катастрофически не хватает, где больницы раскиданы по большой территории, где мало полноценных станций переливания крови - массовые поступления выглядят очень драматично. На маленькую команду врачей и медсестёр сваливается колоссальная ответственность.

Как например врач ответит на экзистенциальный вопрос - кого спасать в первую очередь, если тяжесть состояния, все клинические сопутствующие факторы и вероятность умереть без операции примерно одинаковы?

Кто более ценен? Мужчина или женщина? Инженер или учитель? Космонавт или губернатор? Местный житель или мигрант? Негр или белый? Банкир или разнорабочий? Полицейский или священнослужитель?

Вот пример из жизни. На трассе - ДТП. Столкнулись автобус и КАМАЗ. Водитель КАМАЗа был пьян. Пассажир КАМАЗа - вообще - в стельку. Лобовое столкновение. Трое - в терминальном состоянии. Двое из этих трёх скончались по пути в больницу. Один из них пока живой. Пять пассажиров автобуса - в крайне тяжёлом состоянии. Ещё четверо - стабильно-тяжёлые, в сознании, но не могут самостоятельно передвигаться, так как у них различные переломы. черепно-мозговая травма. Семь человек с различными ушибами, сотрясением головного мозга помогают чем могут остальным пассажирам.

В небольшой районной больнице на момент поступления пострадавших - один хирург, один акушер-гинеколог, один анестезиолог, один терапевт, пять медсестёр. Две санитарки. В приёмном отделении идёт первичная диагностика и сортировка. Пять пациентов - с признаками внутрибрюшного и внутриплеврального кровотечения. Всех пятерых нужно оперировать немедленно, в первую очередь. Чтобы остановить кровотечение. Счёт идёт на минуты. Будем работать на двух операционных столах. Двумя бригадами. Кого брать в первую очередь?

Уже вызван вертолёт санавиации, вызваны врачи и медсёстры из ближайших больниц. Начинать работать в операционной можем только с двумя умирающими из пяти. Терминального пациента оставляем на ИВЛ в ПИТе. Ему будут переливать препараты крови, но шансов у него очень мало - травмы, несовместимые с жизнью. Практически - нет у него шансов.

Свои основные силы бросаем на двух очень тяжёлых из пяти. Как выбираем? По возрасту. И по реальным шансам спасти от кровотечения. В первую очередь боремся за жизнь молодых. Берём в операционную парня и девушку. Пациенты номер 1 и номер 2. Оба бледные, девушка - без сознания. У парня - психомоторное возбуждение. Во вторую очередь будем брать номер 3 и номер 4. Если доживут. Если не остановятся. Инвалид 50-и лет с многолетним нарушением функции тазовых органов и энцефалопатией - пациент номер 3. Бабушка лет 70-и - пациент номер 4. Далее - бомж. Сёстры стараются не смотреть ему в глаза. В очереди он будет пятым, если задержится вертолёт. Шансов у него немного. Почему он - пятый? Потому что ему за 60. Потому, что кроме внутрибрюшного кровотечения у него выраженный аспирационный синдром, отдалённая летальность при котором выше 50%. Это когда желудочный сок, содержащий кислоту, попадает в лёгкие. Возникает ожог дыхательных путей. А тут ещё вдобавок - водка или спирт в желудке. Алкогольное опьянение. Как он попал в автобус - непонятно. Может быть водитель КАМАЗа пытался его объехать, и поэтому КАМАЗ выскочил на встречную полосу? А бомжа всё равно зацепил? Это сейчас уже не так важно...

Пациентов с номерами 3, 4, 5 переводим на ИВЛ. Пока мы будем работать в операционной, медсёстры будут переливать им кровь и кристаллоиды. Выбирать и ставить в очередь очень тяжело...Слава Богу, что молодых мало. Выбирать из нескольких молодых пациентов - кого спасать в первую очередь - легче наверное застрелиться.

Всё! Решили! Работаем! Ныряем в операционную...

 Источник - theconversation.com
Источник - theconversation.com

Часа через два, а может быть - через три прилетят волшебники на вертолёте, приедет на помощь персонал из соседних больниц... Стрелки часов вертятся, как сумасшедшие... 21.09... 22.17... 23.11... Вертолёт доставляет кровь, в том числе 1.5 л редкой четвёртой группы, бригаду хирургов и двух анестезиологов. Забирает оставшихся...

Парня, кажется, вытащили с того света... Девушка тоже живая... На полу в операционной кровь... Везде кровь... Салфетки с кровью... Переводим обоих в палату интенсивной терапии. Живите, ребятишки! Появляется азарт. У нас получается! В двух операционных уже работают три бригады на трёх столах. С третьим, четвёртым и пятым пациентом. Бабушка пока ещё жива - переливаем препараты крови, которые доставили на вертолёте....Умер терминальный пациент. На часах 00.28... С этими тремя - номер 3, номер 4 и номер 5 - тяжелее. Возраст всё таки и сопутствующая патология. Бабушка останавливается на операционном столе через час. Потому что у неё два инфаркта в анамнезе и сердце отказалось работать при такой травме и массивной кровопотере. Инвалид пока живой. Счёт - 2:2. Умирает бомж - номер пятый. У него критическая гипоксия на фоне массивной кровопотери и повреждения лёгких. Счёт 3:2 в пользу тётки с косой. Время 01.14... Инвалид пока живёт, но шансов мало. Приёмный покой штурмуют родственники пострадавших... что-то кричат...то ли плачут...то ли кому-то угрожают. То ли просят... Ощущение реальности пропадает...

...утро...05.07...инвалид умер на столе. Кровотечение остановили, но крови не хватило. Декомпенсированный геморрагический шок. Кровопотеря 4.5 литра. Три тоника. Редкая группа крови была у инвалида - АВ(IV) Rh-. Реинфузию нельзя было проводить - потому что ранение толстого кишечника и много сгустков. Взяли бы раньше - может быть и спасли бы. Счёт 4:2 в пользу тётки, которая с косой. Будь она неладна... Хотя как считать...если считать всех - не только самых тяжёлых - то счёт в нашу пользу. Прибывшие врачи и медсёстры - молодцы. Летают, как птицы-тройки. Стабильным пациентам обрабатывают раны, накладываю повязки и гипс. Вводят противостолбнячную сыворотку. Работа кипит. Один из пострадавших даже просится домой...Напряжение постепенно спадает... За окном - слабый рассвет.

Второй вертолёт забирает в центр парня и девушку. Там диагностика. Там - уровень медицины намного выше. Такое ощущение, что они выживут. Оба. Интуиция подсказывает. Должны выжить. Молодёжь должна жить!

Источник - aex.ru
Источник - aex.ru

....Сидим на полу в предоперационной. Все кушетки ещё вечером вытащили в приёмное отделение. Пьём из белого эмалированного больничного чайника холодный чай. По-очереди. Прямо из носика. На чайнике написано синими буквами - ХО. Хирургическое отделение. Но в сокращении всё явственнее проступает другой смысл. ХО=ХО-РО-ШО. Потому что они выживут. С парнем и девушкой всё будет ХО-РО-ШО. Наверное мы не зря прожили эту ночь. Но четверых спасти не смогли - они умерли в больнице. Делали всё, что могли, но спасти их не удалось. Это будет для нас ещё одним тяжёлым уроком и одновременно - тяжёлым бременем. Всю оставшуюся жизнь перед глазами будут появляться кадры из прошлого и каждого из нас неизбежно будет мучить вопрос: "А всё ли я тогда сделал правильно?"

Сегодняшняя ночь - это ещё одна наша маленькая жизнь.

Длиной всего в 9 часов