С помощью этой диагностики можно определить уровень развития сразу двух качеств: темпа работы ребёнка и уровня его работоспособности. Для этого вам потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и распечатанный лист бумаги.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: в точности повторить размер квадратов на распечатанном листе ( два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 см). При выполнении диагностики ребёнок не должен облокачиваться на стол, его рука должна быть на весу. На заполнение каждого квадрата даётся 5 секунд.
Перед началом диагностики проведите с ребёнком подготовительную беседу.
- Ты слышал когда-нибудь, как барабанит по оконным стёклам дождь? Сейчас мы с тобой поиграем. Ты будешь дождиком. Перед тобой шесть квадратов. Представь себе, что это окна большого дома. По команде: "Начали!" принимайся стучать карандашиком по первому окну. Когда я скажу - "Дальше!" - переходи к следующему. По количеству точек мы узнаем потом, сколько капель дождя успело упасть на каждое окошко. Не забудь, что ты очень сильный дождь - настоящий ливень.
После окончания диагностики вам надо посчитать среднее количество точек для шести квадратов ( складываем количество точек в каждом квадрате между собой и результат делим на шесть).
НОРМЫ РАССЧИТАНЫ НА ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
- 16 точек и меньше - ребёнок склонен выполнять задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее - значит травмировать психику ребёнка, создавать для него стрессовую ситуацию.
- 17 - 19 точек - нормальный средний темп ребёнка.
- 20 точек и больше - ваш ребёнок умеет работать в очень быстром темпе.
ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА.
Посмотрите, какой узор составили точки в квадратах. Если в первом по счёту квадрате точки стоят густо, а в других редеют и разница в количестве точек между первым и последним составляет 10 точек и более, значит, ваш ребёнок склонен к быстрому утомлению и, скорее всего, обладает слабой нервной системой. Об этом же свидетельствует и значительный перепад между количеством точек в первом и пятом квадратах, даже если в последнем - шестом квадрате - результат увеличился. Увеличение результата в шестой клеточке покажет в этом случае, что ребёнок, склонный к утомлению и снижению работоспособности, умеет в нужный момент взять себя в руки и совершить волевое усилие. Это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Такой ребёнок волевым усилием перегружает свою нервную систему, что может привести к её истощению.