Найти в Дзене

Rus X-Fly - наш ответ Red Bull X-Alps.

Джилысу - одно из красивейших мест на Кавказе. Минги Тау, который возвышается там над всеми горами, словно пастух над стадом овец, вызывает какое-то мистическое чувство. Говорят, один сумасшедший художник искал тут Шамбалу, в которой, как он полагал, лежит ключ к мировому господству. Побывав на северной стороне Эльбруса, начинаешь понимать, почему. Моё участие в проекте RUS X-FLY началось где-то в январе 2023 года, когда я предложил новый маршрут для этой гонки и как наладить связь для отслеживания спортсменов по нему. В нашей стране такие состязания уже проходили. Например, гонка X-Piter в Ленинградской области. Там участники должны были передвигаться между полями, на которых стояли лебёдочные комплексы, с помощью которых они осуществляли взлёт, либо с помощью параплана по небу, либо пешком по земле. Выигрывал самый быстрый. Так же, в 2022 году прошли соревнования RUS X-FLY на Кавказе, вдоль Пастбищного и Скалистого хребтов. Стартовали участники на горе Юца и далее - на запад. Кисло
Оглавление

Джилысу - одно из красивейших мест на Кавказе. Минги Тау, который возвышается там над всеми горами, словно пастух над стадом овец, вызывает какое-то мистическое чувство. Говорят, один сумасшедший художник искал тут Шамбалу, в которой, как он полагал, лежит ключ к мировому господству. Побывав на северной стороне Эльбруса, начинаешь понимать, почему.

Head Quater.
Head Quater.

Моё участие в проекте RUS X-FLY началось где-то в январе 2023 года, когда я предложил новый маршрут для этой гонки и как наладить связь для отслеживания спортсменов по нему. В нашей стране такие состязания уже проходили. Например, гонка X-Piter в Ленинградской области. Там участники должны были передвигаться между полями, на которых стояли лебёдочные комплексы, с помощью которых они осуществляли взлёт, либо с помощью параплана по небу, либо пешком по земле. Выигрывал самый быстрый.

Так же, в 2022 году прошли соревнования RUS X-FLY на Кавказе, вдоль Пастбищного и Скалистого хребтов. Стартовали участники на горе Юца и далее - на запад. Кисловодск - Красный Восток - Усть-Джигута - Зеленчукская - Преградная. И того около двухсот километров. Погода не позволила пролететь большую часть этого пути. Почти всё расстояние спортсмены прошли пешком, иногда под дождём. Многие шли с тяжёлым стандартным оборудованием, не предназначенным для дисциплины Hike&Fly. Вес рюкзаков достигал двадцати килограммов, но ребята дошли.

Задача на следующий год была ясна - сделать маршрут как можно более лётным. Было предложено несколько вариантов локаций, выбраны были Юца и Джилысу.

С Юцой всё было понятно - место давно "намоленное". А вот на счёт полётов на севере Эльбруса было несколько вопросов. Дело в том, что там я летал только осенью. Летом я туда ездил походить по горам и попить нарзана. Лето - сезон работы и в хорошую погоду я, естественно, летал в других местах, таких как Даргавс, Чегем, Юца, Дигория и т.д. Летняя погода там меня пугала. Сколько раз я, приезжая к северу Эльбруса, наблюдал очень резкую перемену погоды. Грозы росли везде, а шквалы были ужасной силы. Буквально в течение 15 минут можно было попасть из тёплого лета в суровую зимнюю метель, с порывами ветра до 20 м/c. Мы с Анной Горой - директором гонки и Сергеем Титовым - техническим директором, ехали под хороший прогноз и он не подвёл нас! Все пять дней из пяти проведённых там были лётными, с базой до 4000 м над уровнем моря.

Технический директор соревнований.
Технический директор соревнований.

Если с погодой там после этой поездки стало всё понятно, то вот к дорогам остались вопросы. От Джилысу к плато Канжол дорога очень суровая. Мы решили провести маршрут к Бермамыту.

И вот, в один августовский погожий денёк я проехал по дороге от Сирха через Бермамыт к посёлку Учкекен. Дорога везде проезжая. По холмам и долинам пасется скот, а в одной из придорожных луж я увидел стадо буйволов. Прямо саванна!

Я сам заново открывал для себя эти места. Дороги оказались вполне проходимыми. Дорога с плато Бичасын на плато Бермамыт - самая трудная. Она проходима только для внедорожников - путь крутой и каменистый. Вся остальная часть дороги вполне проходима для жигулей и газелей. Конечно, если нет дождя.

И так, все приготовления были сделаны, разрешения получены, брифинг проведён. Благодаря Анне Горе - это была её задача, и она полностью с ней справилась. Вообще, эти соревнования прошли только на её энтузиазме и воле. Она - сердце Rus X-Fly.

Анна Гора
Анна Гора

Пролог и тренировочный день.

Почему они необходимы? Это очень важная часть потому, что спортсменам и организаторам необходимо войти в режим гонки: подогнать снаряжение, наладить радиосвязь, наладить взаимодействие друг с другом и с суппортерами, так же было необходимо наладить связь с местным диспетчерским пунктом, чтобы подавать заявки на полёты. Спасибо большое Игорю Арамелеву за оказание помощи в подаче заявок на маршруты. Без этого соревнования бы не состоялись. Спасибо Ивану Недовбе за освещение гонки с точки зрения спортсмена. Это классный видеограф. Вот ссылка на его канал в Youtube.

Пролетая над Бештау.
Пролетая над Бештау.

Моя задача как директора по безопасности была находиться на вершине горы Сирх и обеспечивать связь по радио со спортсменами. На Юце хорошо работает интернет и можно отслеживать спортсменов онлайн по Live Trekking в WhatsApp. На Джилысу такой возможности почти нет.

Участники, спонсоры и организаторы Rus X-FLY.
Участники, спонсоры и организаторы Rus X-FLY.

Всё готово для начала соревнований. Пролог гонки стартовал, началась борьба. Погода стояла сложная, но интересная. Задача была пролететь или пройти от Юцы к горе Бештау и вернуться на Юцу. Метеоветер был Северо-Западный, но погода позволяла пролететь весь этот маршрут. Надо было набрать под облачную базу, которая стояла на абсолютной высоте 2700м, где ветер почти стихал и пролететь этот маршрут.

Только одному удалось это сделать - атлету из Германии Артёму Калинину (Паскалю). Он и стал лидером в этот день.

Паскаль.
Паскаль.

Вторым стал Геннадий Некрасов. Он участвовал в этой гонке на однослойном параплане с облегченной подвесной системой. Его снаряжение не предусматривало полёт по маршруту, оно предназначено только для слётов сверху вниз. Зато вес его всего 4 кг, вместе со спасательной системой. Весь маршрут в 30 км он преодолел бегом.

Гена Некрасов.
Гена Некрасов.

Третьим финишировал Иван Недовба. Он пришёл на финиш за две минуты до закрытия дня - в 18.58. Иван приземлился неподалёку от Бештау, взял точку пешком и бегом вернулся на Юцу. Мы с Анной специально ставили некоторые точки с большим радиусом, чтобы их было возможно быстро брать и пешком.

Иван Недовба.
Иван Недовба.

Первый день на Джилысу и первый таск.

На следующий день после закрытия пролога мы переехали на Джилысу. Это место встретило нас туманом и мелким дождиком. Мы провели брифинг, приготовили плов и разместились. Ночь была морозной, температура опустилась значительно ниже нуля, зато небо открылось и вызвездило.

Вид с Приюта 11 на Донгузорун. Фото Сергея Грищенкова.
Вид с Приюта 11 на Донгузорун. Фото Сергея Грищенкова.

Тренировочный день прошёл с первой и единственной травмой за эти соревнования. Геннадий Некрасов при спуске с озера Бирджалы Кёль к лагерю повредил ногу. Он дошёл самостоятельно, но продолжать гонку уже не смог.

Тренировочный маршрут был поставлен следующий: Head Quater (лагерь) - ретранслятор на Сирхе - Сирх западный или Кызыл-Кая - каменные грибы - озеро Бирджалы-Кёль - H.Q. И того почти 30 км. Маршрут был построен специально так чтобы его можно было максимально пролететь. Воздушный старт был от ретранслятора сотовой связи на горе Сирх, что стоит на дороге на поляну Эмануэля. Это утренний старт, так как восходящие потоки там начинают работать с 9 - 10 утра в сентябре и к 11 утра их начинает перебивать долинный ветер. После 11 утра, ближе к обеду начинает работать северная сторона Сирха. Там долинный ветер, встречаясь со склоном, образует динамик, который поднимается до вершины Сирха. Затем можно переходить на хребет и вдоль Лериджа набирать высоту до облачной базы. Затем переходить вдоль хребта на запад, к следующей точке - горе Кызыл-Кая, после чего набрав там максимальную высоту, переходить к каменным грибам, используя там термо-динамик, перелетать к озеру Бирджалы. После чего возвращаться на H.Q.

Бирджалы-Кёль.
Бирджалы-Кёль.

Очень сложно преодолевать это расстояние пешком. Самая трудная часть - от грибов до озера. Там много курумника, рельеф сильно изрезан. Осенью, из-за более низкого солнца, долинный ветер слабее чем летом, а склоны Эльбруса на высоте Бирджалы и грибов уже местами покрыты лёгким снежком. Большинству атлетов пришлось это расстояние проходить пешком. Но ребята справились! Мне было очень приятно видеть, что моя работа по облёту Кавказа не пропадает даром.

Джилысу.
Джилысу.

Первый таск на Джилысу был поставлен по задаче тренировочного дня. Спортсменам надо было преодолеть пешком расстояние в 7 км, до старта на склоне Сирха.

Белой линией отмечен маршрут первого дня. Примерно 30 км протяженностью.
Белой линией отмечен маршрут первого дня. Примерно 30 км протяженностью.

Моя задача была находиться на вершине Сирха и обеспечивать связь и держать под контролем место нахождения каждого спортсмена, благо их было всего 6 человек.

С утра мы все испытывали большое волнение, перед открытием соревновательного дня. Я впервые участвовал в таком мероприятии, остальные организаторы - тоже. Всё должно пройти без серьёзных травм. Оставалось много вопросов. Основной - как организовать спасательные работы при их необходимости. У всех спортсменов была страховка на случай падения, она покрывала работу вертолёта. Но об этом даже и думать не хотелось. Сотовой связи на большем протяжении маршрута не было, оставалось надеяться на радиосвязь и на то, что спортсмены и суппортеры будут следить друг за другом. У одного из атлетов - Андрея Соромотина, не было суппортера. Решили, что ему будут помогать все. Ну а я, когда ребята покинут горы, окажу ему посильную поддержку.

Андрей Соромотин.
Андрей Соромотин.

Так же у нас не было формулы, как считать очки. Её пришлось буквально выдумывать на генеральном брифинге, из-за этого у нас произошли потом разногласия, но первые соревнования - это лишь разведка. Сейчас уже формула известна. Наша задача была как можно скорее вывести спортсменов из гор - отправить с третьим таском на плато Бермамыт. Для этого мы внесли в регламент поправки, что если атлет не закончил таск на день, он может не продолжать его на утро, а получив штраф, начинать новый день.

И так, всё и все готовы, первый день начался!

Погода нам благоволила. В этот день, как и в последующие, ребята поднимались на высоту более 4000 м. Полёты были просто бомбические, по сравнению с прошлыми соревнованиями! Я поднялся на вершину Сирха и принимал сообщения о нахождении каждого спортсмена. Моя схема связи работала! Если спортсмен не мог ответить, то его товарищи говорили, где его видят и куда он направляется. Отслеживание было налажено.

Как выяснилось, у одного из атлетов - Андрея Канова, возникли проблемы с поддержкой.

Андрей Канов посередине.
Андрей Канов посередине.

У них пробило прокладку головки на Ниве. Двигатель постоянно закипал. Андрей сильно упал духом из-за этого. Плюс из-за неудачного старта ему пришлось взлетать с северного спота, уже после обеда. Атлет не смог взять точку на озере Бирджалы, отказался от продолжения на следующий день и получил штраф. Остальные атлеты маршрут прошли. Первым по дню был Константин Калинин - молодой, но уже именитый спортсмен из Санкт-Петербурга.

В центре - Константин Калинин, справа - Дмитрий Денисов.
В центре - Константин Калинин, справа - Дмитрий Денисов.

Общее настроение было приподнятое. Для многих такие полёты, на такой высоте были первыми. Так же все восхищались красотой этого места.

Второй таск.

На следующий день мы поставили задачу: H.Q - Ретранслятор - Кызыл-Кая - плато Бермамыт - H.Q. Получился треугольник почти 70 километров. Радиосвязь работала и тут. Все атлеты и суппортеры отслеживались и отслеживали друг друга. В этом таске победил Дмитрий Денисов он финишировал по воздуху и поднялся на ретранслятор пешком, чтобы утром, в 7 утра спокойно заехать туда на машине с суппортером. Все спортсмены вернулись на H.Q, кроме Константина Калинина. Он со своей командой заночевал под Бермамытом, чтобы на следующий день завершить таск и продолжить гонку. По дороге на H.Q ребятам пришлось переходить горные речки, в одном месте с воздуха видели семейку медведей.

Белой линией обозначен маршрут второго таска.
Белой линией обозначен маршрут второго таска.

Третий таск.

Он был самым большим и самым сложным. Атлетам предстояло пролететь и пройти более ста километров.

Маршрут 3.
Маршрут 3.

Стартовали опять на H.Q, затем воздушный старт был возле ретранслятора, следующий ППМ - Большой Бермаммыт, потом - Учкекен, гора Белая, Затем ретранслятор над Кисловодском и финиш под горой Юца. В тот день атлеты набирали высоту 4900 м над уровнем моря. Эльбрус как будто помогал нам.

Эльбрус со стороны Кызыл-Кая.
Эльбрус со стороны Кызыл-Кая.

Как только спортсмены стартовали, мне пришлось ехать на Бермамыт - налаживать связь и отслеживать их там. Первым, кого я увидел на подъезде к Бермамыту был Денисов. Он летел в сторону Учкекена. Как оказалось, он не долетел до него 5 километров. Остальных ещё предстояло найти. Следующего я встретил Ивана Недовбу. Он бежал по дороге в сторону Учкекена. Иван сообщил мне, что Канов, Соромотин и Паскаль летели с ним и приземлились неподалёку. Канов приземлился перед Бермамытом. Осталось найти Калинина. Он вышел на связь когда я был уже на Бермамыте. Как оказалось, он летел в сторону H.Q. Костя отлично выступил в этот день, стартовав с восточного склона Бермамыта в поток, он долетел на Head Quater, затем расписался и стартовав прямо от лагеря, прилетел на Бермамыт.

На этот день моя задача как директора по безопасности была выполнена, я поехал искать Андрея Соромотина - своего спортсмена, у которого я должен был быть суппортером в этот день, так как своего у него не было. Найти атлета уже было несложно, ведь теперь у нас работал интернет и его я уже отслеживал по WhatsApp. Пешком Андрей передвигался очень быстро. Благо, кругом были сенокосы со скошенной травой и он бежал не по дороге, а напрямик, обогнав Паскаля и Недовбу на много, не смотря на то, что приземлился раньше их. Встретились мы в Учкекене, часов в 5 вечера. В 19.00 было закрытие дня. Мы перебазировались к кисловодскому аэродрому. Организаторы и часть спортсменов заночевала там.

На Бермамыте остались Калинин, прилетевший с H.Q и Канов, дошедший туда пешком. Благо, народ в тех местах дружелюбный и гостеприимный. Андрей заночевал в кошаре, где его обогрели, накормили и уложили спать. Его суппортер не смог приехать к нему из-за поломки автомобиля. На следующий день я приготовил завтрак для своего атлета, собрал его палатку и выдвинулся с Анной и Маргаритой - врачом соревнований на кисловодский ретранслятор.

Врач соревнований и директор по безопасности.
Врач соревнований и директор по безопасности.

Спортсмены продолжили маршрут в 7.00 от тех точек, на которых они завершили день в 19.00. Туда их отвезли суппортеры. Константин Калинин стартовал с Бермамыта и почти долетел до Учкекена.

Я подал заявку на полёты на 9 утра. Когда я звонил в МДП Минводы, мне пришлось полностью рассказывать о соревнованиях. Диспетчер недоумевал, как в такую погоду можно лететь от Бермамыта к Юце без двигателя на параплане. Разговор длился минут двадцать. Диспетчер явно заинтересовался. Я ему рассказал, что в небо у нас поднимутся два спортсмена, с плато Бермамыт и один - Паскаль, который поднялся на ретранслятор ко мне, остальные идут пешком по маршруту.

И вот, Калинин доложил о страте. Я выдвинулся на Юцу. Костя не долетел до Учкекена около 5 километров. Тут уже можно было расслабиться - все спортсмены покинули горы и хорошо отслеживались по GSM. Опасность полётов миновала...

Финиш и награждение.

Весь оставшийся день команда организаторов уже ждала финиширующих. Первым пришёл Недовба. Его мы встретили в селе. Финишный цилиндр был радиусом в 1000 м. Следующим был Денисов. Парень перепрыгнул дорожное ограждение чтобы быстрее финишировать. Он был обезвожен и измождён гонкой, но очень рад. Эмоции пересилили усталость.

Денисов на финише.
Денисов на финише.

Затем мы встретили Паскаля. Он прошел в этот день около 70 км.

Артём Калинин.
Артём Калинин.

Следующие финишировавшие были Соромотин и Калинин. Остался Канов. У него были ещё сутки после Денисова, чтобы завершить гонку.

И так, соревнования завершились. Первое место вполне заслуженно занял Дима Денисов. Он прошел весь маршрут без штрафов, второе место поделили Калинин и Соромотин. Третьим на пьедестале был Иван Недовба.

Награждение победителей Rus X-FLY 2023.
Награждение победителей Rus X-FLY 2023.