Послевоенные западные истории, в основном английские, часто сетуют на то, что после капитуляции Франции 22 июня 1940 года Германии (капитулировала Италии 24 июня 1940), Англия в одиночестве вела героическую борьбу против Германии.
Чем дальше от войны, чем откровеннее указывается на ответственность СССР за английское "одиночество".
Западным военным историкам поддакивают наши, отечественные авторы, типа "Суворова-Солонина и Ко."
Но, притом, мало кто из тех авторов вспоминает "закон бумеранга", хотя кому-кому, а британцам должно быть хорошо известна техническая особенность боевого оружия аборигенов британской Австралии.
"Часто хвастались, что Англия длительное время "стояла одна" в войне. Мы справедливо можем гордится тем, что когда народу пришлось бороться одному, он вел борьбу решительно. Однако, черным пятном на наш правящий класс легло то, что он так вел дела своей страны, что в мире, где большинство стран ненавидели фашизм и хотели покончить с ним, ни одно государство на протяжении определенного времени не могло стать рядом с Англией".
Притт Денис Ноэль. "Автобиография" Ч.1 Лондон, 1965
На что рассчитывали лидеры Англии и Франции, отвергнув в начале 1939 года предложение СССР о равноправном союзе против национал-фашизма?
В год, когда национал-фашизм перешел от политических требований к военным угрозам.
"Советская Россия стремилась не к захватам, а к безопасности в Европе. Объяснение этого очевидно. Советские государственные деятели не доверяли Гитлеру. Для них союз с западными державами представлялся более безопасным делом... Советское правительство повернулось в сторону Германии только тогда, когда удостоверилось, что заключение этого союза невозможно".
Профессор Оксфорда, историк А. Дж.П.Тэйлор
Теперь же, когда Германия от политики слов перешла к политике силы, начав первого сентября 1939 года вторжение в Польшу, Англия и Франция спохватились и третьего сентября объявили Германии войну.
Объявили не в счет тех гарантий безопасности, о которых расписались в соглашениях с Польшей. А в попытке восстановить остаток англо-французского державного престижа в сознании мировой и национальной общественности.
Еще за публичные политические унижения, что претерпели их лидеры от Гитлера.
Унижений, настолько грубых и наглядных, насколько откровенными были намеки военными и политическими уступками Гитлеру, насколько грубы были предательства англичанами и французами своих европейских соседей.
В результате долгих политических интриг и махинаций в Европе, Англия и Франция оказались в сложном положении: к сентябрю 1939 года Германия в военном союзе с Италией, Венгрией, Словакией, Испанией отсекли от западных европейских держав, почти все восточно-европейские страны с их сырьевыми и промышленными ресурсами.
Примечание: Советский Союз был обязан производить расчет за поставляемое Германией промышленное оборудование, продукцию и лицензии встречными поставками сырья и продовольствия.
Советский Союз, оказавшись в стороне от внутриевропейской войны, оказался и нейтральным в решении собственных внешнеполитических вопросов.
Войну в Европе, с сентября 1939 года по май 1940 года, принято называть "странной войной".
Видимо потому, что в тот период противники не вели наземных крупных боевых операций.
Такое определение неверно.
Войны ведут не армии, войны ведут государства.
3 сентября 1939 года боевые действия противников начались с попытки поражения самого главного в стратегии любой войны-ресурсного обеспечения.
Как ни странно, но материковые государства Германия и Франция зависели от моря не меньше, чем островная Англия.
Германия (данные по мирному времени):
-общий импорт Германии к началу войны составлял 56,5 миллионов тонн в год, из которых 29 миллионов тонн приходилось на морские перевозки.
Англия (данные по мирному времени):
-обладала достаточным количеством угля и частично железной руды;
-полностью зависела от морских поставок крепежного леса, древесины (11 миллионов тонн в год) железной руды (8 миллионов тонн); продовольствия, жидкого топлива (12 миллионов тонн) и пр.;
-общий импорт составлял более 68 миллионов тонн в год.
Франция (данные по мирному времени):
-полностью зависела от морских поставок топлива;
-колониальных товаров;
-продовольствия, поскольку французское сельское хозяйство должным образом не развивалось.
С началом войны Англия блокировала часть морских маршрутов для Германии и нейтрализовала многие корабли германского торгового флота в иностранных портах.
Германия лишилась источников поставок группы основных товаров: различных руд и металлов, древесины, каучука, шерсти, чая, кофе, какао, цитрусовых.
Наконец, Англия организовала блокаду традиционных рыбных промыслов Германии. Ежегодная добыча рыбы упала с 700 тыс.тонн до 150 тыс. тонн.
Таким образом, морская война Германии против Англии и Франции сразу явилась стратегической необходимостью.
Победа над Польшей позволила Германии ликвидировать польский военно-морской флот (только два польских эсминца ушли в Англию), тем обезопасить свой флот на Балтике и получить выход в оперативный простор Северного моря и Северной Атлантики.
3 сентября 1939 года, через несколько часов после объявления войны, германской субмариной U-30 в 200 морских милях от Гебридских островов был торпедирован британский пассажирский лайнер "Атения", ставший первой жертвой войны.
17 сентября 1939 года германская субмарина U-29 потопила британский авианосец "Корейджес".
Началась первая фаза морской войны 1939-1941 годов.
Примечание:
Состав ВМС противников
Линкоры: - 15 (Англия); 7 (Франция); 2(Германия); 4(Италия)
_____________________________________________________________________________
Авианосцы: - 6(Англия); 1(Франция)
_____________________________________________________________________________
Карманные
линкоры: - 3(Германия)
______________________________________________________________________________
Тяжелые
крейсера: - 15(Англия); 7(Франция); 2(Германия); 7(Италия)
______________________________________________________________________________
Легкие
крейсера: - 49(Англия); 12(Франция); 6(Германия); 15(Италия)
_________________________________________________________________________________
Эсминцы и
Миноносцы: - 183(Англия); 72(Франция); 34(Германия); 133(Италия)
_________________________________________________________________________________
Субмарины: - 67(Англия); 78(Франция); 57(Германия); 102(Италия)
__________________________________________________________________________________
Продолжение в следующей статье.
С уважением к подписчикам и читателям, автор.