Найти в Дзене
ЗОНГ | всё о театре

Демон: свет или тьма?

Известная поэма М.Ю. Лермонтова обрела новую жизнь в петербургском театре Когда-то здание завода «Сигнал» в Петербурге считалось стратегически важным местом для всей страны. Арт-кластер More Place унаследовал от него энергетику инноваций: здесь обитают театры, мастерские, звукозаписывающие и дизайн-студии — и каждое объединение претендует на новаторство в своем деле. Среди них — театр-студия «Горошины», который для своих спектаклей по классическим произведениям все время ищет уникальные художественные решения, уважая при этом авторский замысел. Постановка «Демон» по тексту Михаила Лермонтова — яркое тому доказательство. Тамара — главная героиня поэмы, роль которой играет женский состав студии, борется с темной стороной своей души. Она же граничит со светлой: соблазны и пылкость сливаются с любовью и нежностью. За счет того, что каждая актриса привносит в роль героини что-то свое, образ Тамары становится более целостным. Женские персонажи — это маяки пылкого внутреннего конфликта и глуб

Известная поэма М.Ю. Лермонтова обрела новую жизнь в петербургском театре

Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины»
Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины»

Когда-то здание завода «Сигнал» в Петербурге считалось стратегически важным местом для всей страны. Арт-кластер More Place унаследовал от него энергетику инноваций: здесь обитают театры, мастерские, звукозаписывающие и дизайн-студии — и каждое объединение претендует на новаторство в своем деле. Среди них — театр-студия «Горошины», который для своих спектаклей по классическим произведениям все время ищет уникальные художественные решения, уважая при этом авторский замысел. Постановка «Демон» по тексту Михаила Лермонтова — яркое тому доказательство.

Тамара — главная героиня поэмы, роль которой играет женский состав студии, борется с темной стороной своей души. Она же граничит со светлой: соблазны и пылкость сливаются с любовью и нежностью. За счет того, что каждая актриса привносит в роль героини что-то свое, образ Тамары становится более целостным. Женские персонажи — это маяки пылкого внутреннего конфликта и глубокого очарования перед темным и неизведанным. Героиня, словно мотылек летит на пламя, поддаваясь природным инстинктам. Огонь ее погубит, но стремление ощутить хотя бы на мгновение его тепло окажется сильнее жажды жизни.

Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины»
Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины»

На сцене мы видим героя, некогда незапятнанного гневом и унынием, который верил и любил всем сердцем. Этот резкий контраст — между невинностью и перманентной злобой Демона — создает основу для захватывающего исследования темной стороны души человека. Трансформация характера Демона вскрывает его удивительную сложность: под слоями тьмы остается проблеск света его ангельского происхождения. Актеры, исполняющие роль злого духа, будто сами прибегают к черной магии, чтобы очаровать зрителей. Несмотря на преимущественно отрицательные черты персонажа, зритель ничего не может с собой поделать и невольно сопереживает Демону. Когда роль главных героев исполняет сразу несколько актеров и актрис, каждый зритель может найти близкий ему или ей образ.

Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины»
Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины»

Сцена, изображающая кадку с виноградом и льющимся вином, служит яркой метафорой истории, жизненной силы и сути повествования. Артисты вместе выжимают вино из винограда, что символизирует созидание и разрушение. Обширная луна, бросающая свое неземное сияние на сцену, — это символ бессмертия и цикличности жизни и событий, управляющий приливами и отливами. Небесное тело служит холстом для видеопроекций, усиливая глубину повествования. Именно на этом лунном фоне мы видим падение Тамары в бездну — ее кончину. Тщательная организация световых решений придает спектаклю динамичность. Дневной свет — тепло и надежда, отражающие предвкушение Тамары. Лунный свет — трагедия, потери и контроль Демона над героиней. Превращение луны в кроваво-красную сферу во время финальной битвы усиливает драматический эффект действия.

Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины»
Фото: пресс-служба театра-студии «Горошины»

Саундтрек известного петербургского музыканта Бхимы Юнусова делает постановку полноценной: узоры ритмичных, страстных мелодий, переплетенные с захватывающими звуковыми имитациями и лирическими мотивами, переносят зрителя на жаркий и пропитанный пьянящим ароматом вина Кавказ.

Несмотря на то, что зритель слышит со сцены стихи, темы поднимаемые актерами, все еще актуальны для нас — текст, созданный в 1839 году, находит точки соприкосновения с современным зрителем. Это происходит как благодаря артистам, так и тем, кто работал за кулисами этой красочной и в то же время мрачной истории.