Мой добрый читатель! Сегодня хотела бы попробовать раскрыть тему религиозности в Китае.
Надо сказать, что Китай занимает последнее место по уровню религиозности в мире - это самая нерелигиозная страна. Всего 9 % китайцев считают себя религиозными.
Однако, чистого материалиста в Китае не найти. Почти все китайцы суеверны. Среди пожилых китайцев суеверие скорее всего связано с традиционной китайской культурой - поклонением предкам (особенно в деревнях, где в каждой семье есть алтарь предков, в семьях побогаче есть семейный храм, куда приносятся подношения предкам), с инь и ян - противодействие и взаимодействие двух противоположностей.
В "Книге перемен" инь и ян служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь всё более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, чётного и нечётного и т. д.
Или "5 элементов" (У-син (五行)), к которым относятся все предметы нашего мира: дерево, металл, вода, огонь и земля. Состояние и взаимодействие этих элементов влияют на развитие любого события в жизни человека, в государстве, в мире...
Это мистические области, где смешаны и религия, и философия, и астрология и даже немного китайская медицина. И взрослые китайцы часто обращаются к специалистам в этих областях перед важными событиями в своей жизни, будь то выбор даты свадьбы, переселения на новую квартиру, выбор имени ребенка, открытие своей компании и т.п.
Молодежь, хотя не очень придерживается подобных теорий, однако ее нельзя назвать неверующей. Только молодые люди сейчас верят больше в гороскопы, различные камни и талисманы, физиогномику, хиромантию и другое. Есть также идейная молодежь, верящая в марксизм-ленинизм и Коммунистическую партию Китая.
Однажды, когда наша дочь должна была сдавать важные экзамены для поступления в универ, она попросила нас поехать в храм, о котором среди пекинцев ходят слухи, что если там помолиться, поставить свечи, то божества помогают при сдаче экзаменов. И мы поехали. Все помолились и поехали обратно домой (у дочери времени для подготовки к экзаменам было очень мало), не стали бродить по парку храма. Видимо, когда у человека важные перемены в жизни, любая помощь извне будет не лишней.
Как же так получилось, что в такой подготовленной почве не развилась большая религиозная сила?!
Во втором веке до н.э. в Китае появился даосизм, в первом веке из Индии распространился буддизм, в седьмом веке пришел ислам, а христианство пришло в середине девятнадцатого века. Видимо, причина того, что ни одна из этих религий так и не обрела всеобщность, кроется в том, что начиная с династии Хань (206 гг до н.э. - 220 гг н.э.) в китайской идеологии стало доминировать конфуцианство. Однако конфуцианство не касалось загробной жизни. В основном оно рассматривало вопросы отношений между людьми и государствами, управления государством, этикета и светской жизни. Когда Конфуция спросили о смерти, он ответил:"Жизнь еще не познали, как же постичь смерть".
Большинство китайцев ко всем религиозным практикам относятся более поверхностно, не стремясь постичь смысла жизни. Китайцы по своей натуре более прогматичны, от всех религий они хотят, чтобы им реально помогли в решении их проблем в этой жизни. Они заключают с богами своего рода сделку: я буду придерживаться ваших обрядов, делать пожертвования, а вы должны мне помочь. Если же помощь не приходит, китайцы отворачиваются от этого божества. И наоборот, если произошло чудо, то не важно из какой религии это божество, китайцы будут молиться ему со всей преданностью.
Однажды, одна из наших знакомых рассказывала, как она пошла в храм помолиться за сына, за его поступление в ВУЗ, и пожертвовала 500 юаней. Однако ее сын не поступил в университет. Тогда она очень возмущалась этим: как это так - она так много денег пожертвовала, но это не сработало! И дала нам наказ больше не жертвовать в том храме. Можно сказать, что если китайцы и верят, то не ради мистического спасения после смерти, а ради решения своих текущих проблем.
Я уже много рассказывала своему доброму читателю о своих поездках в Тибет. Во всех храмах и монастырях там и по всему Китаю стоят статуи не только Будды Шакьямуни, но и статуи таких просветителей Китая, как Конфуций, Лао-цзы, Сюнь-цзы, статуи различных воинов, которые при жизни совершили великие подвиги, статуи различных хранителей знаний, великих переводчиков, основателей монастырей и храмов и многих других выдающихся людей Китая, которые при жизни обрели статус божества. И всем им молятся китайцы и оставляют свои подношения. А вдруг кто-нибудь из них поможет, и не важно кто...
Как сказал Дэн Сяопин, великий политический деятель: Неважно, какого цвета кошка, если она ловит мышей, значит, это хорошая кошка.
В Китае нет четких границ между божеством и человеком, и нет понятия "Бог" в нашем понимании. Ведь Будда и другие божества при жизни были людьми. Поэтому считается, что любой человек при определенных стараниях сможет достигнуть уровня Будды. И именно поэтому китайцы думают, что с умершими родственниками тоже нужно поддерживать хорошие отношения, а вдруг и они смогут помочь с того света. На праздник Цинмин ( Праздник поминовения усопших), а также в день смерти умершего, принято на перекрестках (считается, что туда в определенные дни легче прийти душам умерших) сжигать бумажные жертвенные деньги. В разных провинциях по-разному. В Тибете, например, кроме бумажных жертвенных денег, сжигают какие-либо сухие продукты (печенье, макароны, крупы), чтобы на том свете им было что поесть, а также кусочки ткани, чтобы им было, во что одеться.
Для религиозности важно, чтобы существовало недосягаемое возвышенное положение Бога перед людьми. Но в Китае между божествами и людьми границы размыты, так о какой религиозности может идти речь... Китайцы больше верят в самого человека, в его волю, силу, ум, трудолюбие и усердие. Считается, что человек и есть высшее существо, и, если появилась проблема, нужно ее самому решать.
Если вы придете в китайские храмы, вы увидите там большое количество молящихся китайцев. В Пекине в ламаистский храм Юнхэгун очень трудно попасть в праздники, очереди занимают с четырех утра. Но среди молящихся очень немногих можно назвать по-настоящему религиозными. Это скорее всего дань моде, традиции.
Поэтому китайцы, хотя и ходят к различным хиромантам, даосским гадальщикам, посещают храмы, главное для них - это исполнение их желаний в этой жизни, они больше полагаются на свои силы и старание и живут по принципу: делай, что можешь, а в остальном воля Неба.
Если вам понравилась статья, и вы хотите больше узнавать о Китае, подписывайтесь на мой канал. А лайки и отзывы покажут насколько интересно вам то, о чем я рассказываю.