“Это Камасутра какая-то, а не борьба”, — сказал один знакомый, посмотрев фото с турнира по самбо.
“Аккуратнее, — говорю. — У них еще боевое самбо есть, если оскорбишь — “прилетит” от души”...
Откровенно говоря, во время съёмок я тоже заново открыл для себя этот вид борьбы, особенно то самое боевое самбо. Предыдущий раз самбо мне доводилось снимать лет восемь назад, тогда я не слишком силен был в съёмке. Это была Всероссийская спартакиада учащихся. За эти годы, хоть это и не скромно, но я поднаторел в спортивной репортажке. Оттого и кадры поучились поинтереснее.
На этот раз меня пригласили официальным фотографом на Всероссийский турнир среди студентов «Кубок студенческой лиги самбо». Правда, Поволжский университет спорта и туризма выступил соорганизатором турнира. Что было важно уточнить перед началом турнира, чтобы отработать на “отлично”?
Первое, пожалуй, это доступ к коврам и в места разминки, а значит — нужен бейдж организатора. Как показывает история, если дают аккредитацию “Пресса” или “Фото”, тебя воспринимают как стороннего журналиста. А значит "Пошел нафиг, мальчик!" и не везде тебе рады, когда наводишь камеру. Имея же карточку “Организатор”, ты сразу возвеличиваешься чуть ли не в ранг VIP-а.
Даже если ты не очень нравишься, тебя немногие решатся остановить.
Да, и охрана пропускает спокойно во все (ну или почти) места проведения соревнований. А иногда это важно и для того, чтобы, например, оставить личные вещи — сумку с документами или фоторюкзак с дополнительными объективами и прочими прибамбасами.
Второй момент, который я обычно уточняю “на берегу” — чего хотят увидеть в кадре и чего быть не должно однозначно.
Как правило, на подобный вопрос первичный ответ примерно одинаковый — нам нужны соревнования.
И вот тут начинаешь уточнять: только соревнования или разминка тоже нужна, финалы-полуфиналы или предварительные надо взять, судьи-зрители-организаторы нужны или нет, только портреты или общие планы тоже интересны, награждение, атрибутика, баннеры, открытие-закрытие из этого что-то надо?..
Когда однажды чуть не послал “психанул” и все эти вопросы выпалил залпом, на меня посмотрели и на выдохе: “А ты серьезно подходишь к делу!..”
Третий из ключевых вопросов обычно касается точек съемки - откуда можно снимать, как близко возможно подойти к арене, надо ли согласовывать с судьёй на площадке?
Исходя из этого понимаешь надо оно тебе или нет с каким объективом можно будет работать и в каком режиме.
И еще один нюанс — будет ли видеосъемка и какая, если будет?
Честно говоря, по мне так, всегда проще снимать, если нет видеосъемки онлайн или чего-то подобного, т.е. когда прям ведут репортаж “по-взрослому” — с серьезными камерами, операторами и режиссёрской будкой.
Если этого нет, проще перемещаться и подбирать точку съемки — куда захотел, туда и встал-сел-лёг.
Когда есть эти самые тараканы “брод-касторы” того и ждешь, что тебе скажут: туда не ходи, там не стой, здесь не высовывайся, там не выпрямляйся в рост и вообще лучше не приходи!..
Если на площадке работает видеограф для съемки итогового ролика (когда набирает ярких моментов), это обычно не доставляет хлопот.
С коллегами-фотографами договориться проще, здесь обычно есть взаимопонимание и взаимовыручка — могут дать пинка возможность сделать несколько кадров с более удачной точки. Или подскажут куда идти, где еще можно встать, чтобы был красивый кадр.
Кстати, в этом смысле на этом турнире работалось хорошо — баннеры и "ролапы" стояли чуть ли не вокруг всей арены. Да и табло с фамилиями участников и счетом встречи были с обеих сторон ковров, поэтому легко было выбрать ракурс с символикой турнира на заднем плане.
После третьего момента, который обычно я оговариваю с организаторами перед началом соревнований, идет уточнение мелких деталей, типа, второй обуви, температуры в помещении, количества и качества света, наличие питьевой воды, возможности перекусить, подзарядить аккумулятор и т.п.
На этом турнире работалось комфортно за счет того, что Университет был соорганизатором и проводил соревнования на своем объекте, который я знал хорошо — в Казанской академии тенниса. При этом и часть судейского и организационного корпуса были “свои” — мне многое позволялось. Между тем, я не наглел и старался не доставлять неудобства, все-таки соревнования есть соревнования — напряжение не детское.
Возвращаясь к началу разговора... Сама борьба самбо, как таковая, для меня не в новинку. Однако, его боевой вид несколько удивил. Он достаточно контактный, парни бьются прям серьезно там.
В нескольких встречах один из борцов реально оставался на ковре после пропущенного удара и поединок завершался нокаутом (надеюсь, я правильно назвал).
Открытием стало то, что в боевом самбо можно наносить удары головой. А еще, в классическом виде, можно руками толкать за голову, чуть ли не в лицо, а во время борьбы в партере — упираться в соперника ногами.
И что характерно, здесь нет перерыва во время поединка или нескольких раундов. Вышел — борись до конца. У тебя на это три или пять минут, в зависимости от этапа соревнований.
И победитель всегда выявляется, нет переигровок или дополнительного времени.
По крайней мере, на этом турнире я ничего такого не увидел.
В общем, я впечатлился.
И да, как бы напряженно не проходила борьба, как бы сильно спортсмены не "мутозили" друг друга, по окончании обязательное мирное рукопожатие.
Кстати, даже во время поединка, особенно в боевом самбо, если один другому нанес серьезный удар, обязательно протянет руку для приветствия, мол, ты в порядке? Как там, “файер-плей”, уважение к сопернику. Это было приятно наблюдать.
Ну, и самое приятное для меня, это конечно, плюшки когда спортсмены увидели некоторые мои фотокарточки и высказывали респекты, один из них от чемпионки:
“Фотографии бомба! Бывают в борьбе напряженные моменты, редко, кто из фотографов их ловит, а ты прям видишь их”.
Это была чертовски приятно!
P.S. дочитали до конца, нажмите кнопочку "Подписаться" и "большой палец".
И будет Вам счастье)