Большевики очень любят эксплуатировать два мифа. Первый, что население Российской империи было абсолютно безграмотным. Второй, что именно они начали просвещать это "безграмотное население". И в этих заявлениях несомненно есть доля истины. Но лишь доля. При этом забытое "царское образование" имело перед советским ряд существенных преимуществ. Но обо всем по порядку.
Начнем с того, что идея тотальной грамотности родилась вовсе не у большевиков, а у царского правительства. Если говорить о количестве школ, то:
Всего в 1903 г. имелось 87 973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5 088 029, размер средств содержания начальных школ составлял около 59 млн. руб. (Источник: Новые известия. "Цифра дня: в 1914 году было вдвое больше школ, чем сегодня")
Указом от 3 мая 1908 года, Николай II ввел дополнительное государственное финансирование на развитие бесплатного образования. При этом нужно признать, что уже подготовленный закон 1907 года "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи" застрял в "чиновничьей волоките" и сроки его принятия оставались довольно туманными.
Несмотря на это расходы по министерству народного просвещения возросли с 1900 года по 1913 почти в 5 раз, число школ с 1894 по 1914 год увеличилось в два раза. Ну а к 1916 году число школ составило почти 140 тысяч. Для сравнения это в разы больше, чем сегодня в России. По данным Росстата на сентябрь 2021 в России работало 39,9 тысяч школ:
К примеру, число школ в Российской Империи росло и было в 1914 в два раза больше, чем в РФ сейчас и это число продолжает сокращаться - сейчас вышли на уровень 1903-04 годов (Источник: Новые известия. "Цифра дня: в 1914 году было вдвое больше школ, чем сегодня")
Но сравнивать число школ в современной России, Российской империи и Советском Союзе не совсем корректно. Гораздо важнее качество этих школ, их вместимость и программа по которой обучаются школьники. Касаемо качества еще один миф, о "лучшем советском образовании" не выдержал проверку временем. Вот что на этот счет говорит историк российского образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин:
Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР. Но ни одно из европейских государств — ни Франция, ни Англия, ни Италия — никогда не думало заимствовать советские модели. Поскольку они их невысоко ценили. (Источник: Лента.Ру (Почему советское образование нельзя считать лучшим в мире)
И все же очевидные плюсы у советского образования были. Начальное образование, где учили читать и писать было организовано в Советском Союзе довольно хорошо. Но вот дальнейшее обучение оставляло желать лучшего:
По качеству подготовки выпускник средней советской школы равнялся выпускнику императорского высшего начального училища. До революции в России были такие школы. Обучение в них опиралось на начальную школу (от 4 до 6 лет, в зависимости от школы) и продолжалось четыре года. Но это считалось примитивным уровнем образования. И диплом высшего начального училища не давал доступа в университеты (Там же)
При этом образование царской России учитывало особенности учеников и их желания и способности:
...в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился. Была «своя» школа для любых способностей. (Источник: Лента.Ру (Почему советское образование нельзя считать лучшим в мире))
Таким образом можно заключить, что главным плюсом в образовании царской России была многопрофильность и высокое качество обучения. В Советском Союзе качество обучения было в разы ниже, но при этом оно было доступно каждому и позволяло получить базовые навыки чтения, письма и счета. Только вот революция не ускорила, как это принято считать, процесс всеобщего обучения, а скорее "отложила" его лет на десять. Только в 1930 году постановлением ЦИК И СНК Союза ССР "О всеобщем обязательном начальном обучении" от 14 августа 1930 года коммунисты смогли ввести всеобщее бесплатное четырехлетнее образование.
Но если говорить о "бесплатности" советского образования, то здесь тоже были свои подводные камни. При Сталине в 1940 году для учащихся средней школы (8-10 классы), техникумов и училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений ввели плату за обучение:
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР... постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение (Решением Совета Народных Комиссаров № 27 от 26 октября 1940 года)
Стоимость обучения для школьников стала составлять 150-200 рублей в год. А для учащихся высших учебных заведений 300-500 рублей в год. Это были не самые большие деньги. Средняя зарплата рабочих и служащих в 1940 году составляла 221-409 рублей в месяц (Таблица ЦСУ СССР о развитии народного хозяйства СССР. РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 113. Л. 161—161 об). Тем не менее даже такая сумма вызвала волну недовольства.
В Красноярском пединституте некоторые студенты спрашивали, не противоречит ли Указ Советской Конституции. Они запомнили, что 121-я статья гарантировала им право на бесплатное образование. За первые две недели из института сбежало 85 человек, и только 2 человека внесли плату по 300 рублей. (А. С. Ильин. Организация платных публичных лекций в Красноярском крае в начале 40-х гг. ХХ века)
Ну и еще один советский довод на который стоит обратить внимание. Якобы советское образование позволило полететь в космос, построить ракеты и атомную промышленность. Но ни Курчатов, ни Королев, ни Лангемак, ни Костриков, ни Клейменов никогда не учились в советской школе. Вот например тот же Курчатов - в 1911 поступил в Симферопольскую казенную мужскую гимназию. Затем окончил вечернюю ремесленную школу. А в 1920 году поступил в Таврический университет на физико-математический факультет. В 1920 году страна уже называлась РСФСР, но у Советской России не было своих профессоров и педагогов, поэтому Курчатова (да и всех остальных) обучали все те же царские профессора.
Например, в Таврический институт созданный в 1918 году были направленны профессора Митрофан Викторович Донвар-Запольский (до революции ректор Московского и Киевского университетов), Роман Иванович Гельвиг (помощник прозектора Киевского Императорского университета), физик Леон Иосифович Кордыш (профессор Киевского университета), Коренчевский Владимир Георгиевич (профессор кафедры Института экспериментальной медицины, создатель кафедры общей патологии в Психоневрологическом университете, бывший участник "Белого движения" (занимал должность члена Медицинского совета в ВСЮР).
Так что своим образованием первые "светила советской науки" обязаны именно царской России. Так что смело можно заключить - образование Российской империи было настолько качественным, что позволило Советскому Союзу полететь в космос, построить атомную промышленность и ракеты.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.