Анжела Джерих относится к тем художникам, которые имеют собственный узнаваемый стиль и никогда не страдают от недостатка сюжетов. Её картины многие любят за удивительный оптимизм, искренность и присущую им мягкую иронию. Она изображает Советский Союз своего счастливого детства, когда и деревья были выше, и люди веселее, и сгущёнка слаще, а огромная страна жила одной большой семьёй. О том, почему в её картинах так много советского быта и воспоминаний, Анжела Джерих рассказала в интервью каналу «Рисую в 50».
- Анжела, здравствуйте! Подавляющее большинство аудитории моего канала «Рисую в 50» - это люди, которые родились в СССР и очень хорошо помнят всё, что с ним связано. А ваши картины словно портал в прошлое: стоит туда шагнуть, как снова увидишь реалии того времени, праздники, какие-то бытовые мелочи и, конечно же, советских граждан. Типажи очень характерны и узнаваемы. Что вас побудило сделать эту тему главной в своём творчестве?
- Я с детства рисовала жанровые сценки и поэтому ничего придумывать не пришлось. Как рисовала то, что вижу, так и продолжаю.
- От ваших работ веет теплом. Например, картина «Пивопирожкирыбасемечки» - это отражение того, что уже безвозвратно ушло. Я хорошо помню, как раньше на всех станциях, где останавливались поезда дальнего следования, стояли предприимчивые жители, предлагавшие домашнюю снедь. Теперь они практически исчезли с перронов. Мы стали цивилизованнее, у нас гораздо больше комфорта, сейчас пассажиры во время пути могут заказать в ресторане или кафе любую еду, которую доставят прямо к вагону. Но часть очарования долгой дороги, как ни крути, потерялась. Поскольку вы показываете то, чего больше нет, ваши работы кроме невольной улыбки и благодарности за возвращение в прошлое способны спровоцировать острый приступ ностальгии. Как вы относитесь к тому, что картины вызывают именно такой эффект? Вы изначально на него рассчитывали или так получилось само собой?
- Многое и сейчас такое же: в интерьерах, в жизни. У меня порой переплетается прошлое и настоящее, на какой-то эффект со стороны я не рассчитываю, я рисую только то, что мне нравится. Если это не вызывает во мне улыбки, то я стираю картину. Мои герои немного смешные и беззащитные, порой нелепые, но такие родные, что их хочется обнять и приободрить – всё будет хорошо!
- Что вызывает ностальгию лично у вас? Есть ли то, что вы хотели бы перенести из советского периода в настоящее время? Или всё-таки прошлое надо оставлять прошлому?
- Многое вызывает ностальгию, могу расплакаться от какой-нибудь песенки, вспомнить родных и близких, которых уже нет рядом. Прошлое было прекрасным, счастливое советское детство, к сожалению, не вернуть.
- Часто ли вам приходится сталкиваться с критикой ваших работ? Ведь далеко не все хотели бы снова оказаться в Советском Союзе.
- Да уж, гадостей пишут много, мне смешно это читать.
- У каждого человека есть самое яркое воспоминание, связанное с детством или юностью. У меня, например, это первая поездка на Азовское море, когда довелось с близкого расстояния увидеть стаю играющих дельфинов. Для десятилетней девочки с Дальнего Востока это было таким чудом, что краски и впечатления того дня не померкли до сих пор. Можете назвать свой особенный день из прошлого, который оставил глубокий след в душе и, возможно, нашёл отражение в одной из картин?
- Все мои картины в той или иной степени автобиографичны, по каждой могу рассказать историю из жизни, и их ещё очень много надо успеть нарисовать, пока не забыла. Самое первое своё воспоминание, например, я только что изобразила в новой картине «Впервые в садике», когда меня в три года отдали в детский сад. Я помню это ощущение одиночества, панели крашеные выше меня – тоска зелёная. Но в образе девочки я изобразила себя и свою дочь одновременно, её первый день в садике тоже. Но она бунтарь, поэтому тоски в картине нет!
- Как вообще рождаются новые сюжеты? Что вас может вдохновить настолько, чтобы замысел сложился целиком, побуждая со всех ног бежать к мольберту?
- Воспоминания наслаиваются и в какой-то счастливый момент выплёскиваются: о, я придумала! И я набрасываю один за другим холсты. Повезёт тому из них, который превратится в готовую картину, остальные сотру. Но возвращаться к ним буду периодически, они пройдут долгий путь, пока не будут сформированы должным образом. Бывает, от начала задумки до завершения картины проходит несколько лет, за это время сюжет обрастает мельчайшими подробностями, а сами герои немного меняются.
- С чем связано численное превосходство полных женщин над худыми в ваших работах? Они и выглядят более жизнерадостными и уютными, и доверия к ним больше. А худышкам достаётся «Вино из тараканчиков».
- Сама не знаю, как так получается, рука сама рисует пространство в полном объёме.
- В одном из интервью вы назвали себя не живописцем, а режиссёром. В чём выражается такой подход к работе, какое преимущество вы в нём видите?
- Ну это я давно так сказала, теперь же считаю себя и живописцем. И ещё и каким!
- Есть ли среди ваших картин та, которая своим настроением или сюжетом нравится вам больше остальных?
- Очень много моих любимых, не перечесть. Например, любуюсь на одну из последних, «Как будто арбузик», тоже детские воспоминания из садика, когда я представляла, что ем не хлеб, а арбуз. Вот стоит у меня эта картинка в мастерской и душу греет.
- Первыми зрителями любого художника являются, как правило, его родственники. Могут ли ваши близкие повлиять на процесс творчества своими советами? Бывали ли случаи, когда именно семья дарила ценные идеи, которые вас вдохновляли?
- Конечно, мы живём вместе с моими картинами и детали иногда придумываем вместе. А был случай, когда моя дочь сама придумала картину и попросила меня её нарисовать. Она даже набросала эскиз, это был пионер «В юном месяце апреле».
- Вы как-то сказали, что не очень любите выставки, и это не совсем типично для представительницы столь творческой профессии. У такого избегания есть причина?
- Я от природы очень стеснительный человек, и находиться в незнакомом обществе для меня мука. К тому же эти мероприятия отнимают уйму времени и сил.
- Ваши последние картины посвящены зарисовкам из современной жизни. Вы замечательно передаёте характеры и поведение персонажей. Судя по реакции подписчиков в соцсетях, так считают многие. Вы удивительно точно подмечаете то, как люди ведут себя на рынке, в магазине и даже в примерочной. Как родились все эти сюжеты?
- Когда в 2014 году я переехала жить в Ялту, на меня обрушилась масса впечатлений. Я не могла больше ограничиваться прежней тихой неторопливой работой за мольбертом и стала рисовать взахлёб: зарисовки на улице и где придётся, появилась другая техника, идеи, проекты.
- Отдельно стоит сказать о работах, посвящённых художникам, героям знаменитых полотен, а также русским поэтам и писателям. Про Пушкина вы вообще сделали серию открыток. Кого из великих хотите изобразить ещё? И каковы критерии отбора в уже существующую компанию?
- Наверное, всё началось с серии «Меню от классиков», где поэты и писатели якобы выступали в роли шеф-поваров, а потом рисовалось уже легко, они сами как будто приходили ко мне в гости, вот кто пришёл - того и нарисовала.
- Ваша дочь пошла по маминым стопам, что неудивительно для ребёнка из творческой семьи. Вы обрадовались её решению или всё-таки втайне надеялись, что она выберет другую профессию?
- У нас и папа художник, и моя мама художник, и брат деда художник, так что от судьбы не уйдёшь. Таня рисовала всегда, но мы выбрали все же иняз. И вот спустя годы она всё-таки вернулась к своему настоящему и желанному. Сейчас она студентка Британской высшей школы дизайна.
- Нередко ваши российские и зарубежные коллеги говорят о том, что художник ответственен за то, что несёт в мир, какие смыслы транслирует своей аудитории. Как вы относитесь к такой позиции? Есть ли для вас антипример в живописи, который вы никогда не сможете принять и понять?
- Да, надо думать о том, что ты рисуешь и делаешь, чтобы людям потом не было плохо. Примеров не будет, так как я на плохое не смотрю и плохое стараюсь сразу забыть.
- Вы производите впечатление счастливого человека. Что помогает вам в наше сложное время смотреть на мир с оптимизмом?
- Я счастливейшая из людей! И знаю, что я это заслужила. У меня есть всё: семья, дом и море, а возле моря человек всегда счастлив.
- Благодарю за беседу! Вдохновения вам, Анжела, и большой удачи.
- Спасибо!
Ещё больше работ Анжелы Джерих можно посмотреть здесь:
Использование материала возможно со ссылкой на канал «Рисую в 50».
#АнжелаДжерих #художник #картины #СССР #СоветскийСоюз #искусство #живопись #прошлое #интервью #ностальгия