Найти в Дзене
Таинственный Урал

Загадочный Искор: православная часовня на месте языческого капища

Во время поездки по северу Пермского края, посетили легендарный археологический памятник эпохи княжества Пермь Великая - средневековое городище Искор. Располагается достопримечательность в окрестностях посёлка Ныроб, на вершине невысокой горы, в окружении тайги и прикрытой со всех сторон непреступными скалами. Изначально здесь располагалось языческое святилище населявших местные леса коми-зырян, а после принятия христианства на месте капища была построена православная часовня. Подробнее об истории Искора и какие тайны хранит этот удивительный памятник древности - в материале на нашем канале в Дзене. Древний Искор Одно из первых упоминаний о существовании Искора относится к 1472 году, временам "Чердынского похода" московского войска под руководством воеводы Федора Пестрого против Великопермского княжества. Согласно летописям, московское воинство наголову разгромило дружину коми-зырянского князя Михаила Ермолаевича, после чего была захвачена столица княжества - Чердынь и разгромлен религ

Во время поездки по северу Пермского края, посетили легендарный археологический памятник эпохи княжества Пермь Великая - средневековое городище Искор. Располагается достопримечательность в окрестностях посёлка Ныроб, на вершине невысокой горы, в окружении тайги и прикрытой со всех сторон непреступными скалами. Изначально здесь располагалось языческое святилище населявших местные леса коми-зырян, а после принятия христианства на месте капища была построена православная часовня. Подробнее об истории Искора и какие тайны хранит этот удивительный памятник древности - в материале на нашем канале в Дзене.

Древний Искор

Карта XVIII века с изображенным на ней Искорским городищем (1772 г)
Карта XVIII века с изображенным на ней Искорским городищем (1772 г)

Одно из первых упоминаний о существовании Искора относится к 1472 году, временам "Чердынского похода" московского войска под руководством воеводы Федора Пестрого против Великопермского княжества. Согласно летописям, московское воинство наголову разгромило дружину коми-зырянского князя Михаила Ермолаевича, после чего была захвачена столица княжества - Чердынь и разгромлен религиозный центр - святилище Искор.

Кадр из ф\х "Сердце Пармы" (2021), В роли воеводы Фёдора Пёстрого, актер Виталий Кищенко
Кадр из ф\х "Сердце Пармы" (2021), В роли воеводы Фёдора Пёстрого, актер Виталий Кищенко

К сожалению, но подробностей битвы в летописи не сохранилось, ограничиваясь лишь упоминанием факта искомого события, однако, историки пришли к выводу, что войско князя Михаила приняло бой не у стен Искора, так как несмотря на высокую важность, городище было лишено оборонительной фортификации, ограничившись лишь природным ландшафтом. Ключевая битва в истории княжества и всего Прикамья произошла, где-то в районе переправы через реку Колва, где именно - неизвестно, впрочем, данное событие это скорее тема отдельного исследования.

Московское воинство эпохи средневековья
Московское воинство эпохи средневековья

После военной победы и пленении как самого князя, так и его военачальников вместе с местными памами (коми-зырянские жрецы - прим.), под ударом оказался и сам Искор. Городище было разграблено и сожжено. По мнению некоторых исследователей, именно разгром Искора стал одной из главных целей всего военного похода.

Языческое святилище

Ответ на вопрос о значимости Искора нашли археологи. Оказалось, что на протяжении пяти столетий, в Искоре располагалось святилище. Так что уничтожение местной святыни продемонстрировало не только военную мощь московского княжества, но и в целом превосходство христианства над язычеством, полностью деморализовав население княжества.

План Искорского городища, Из фондов Пермского краеведческого музея. Источник фото (группа ВК "Чердынский краеведческий музей": https://vk.com/ch_musey?z=photo-35984068_457241182%2Fwall-35984068_5786
План Искорского городища, Из фондов Пермского краеведческого музея. Источник фото (группа ВК "Чердынский краеведческий музей": https://vk.com/ch_musey?z=photo-35984068_457241182%2Fwall-35984068_5786

Искор отнесен археологами к родановской культуре и датирован эпохами IX—XV веков. Идею о том, что Искор был древним святилищем, а не городищем, первым высказал В.А. Оборин ещё в 1981 году, когда во время раскопок обнаружил остатки овального сооружения стоящего на глиняном фундаменте, а также следы прямоугольной деревянной конструкции в центре которой обнаружены фрагменты некогда вертикально установленного бревна - следы массивного идола, при этом сама площадка определённо являлась культовым местом. Выявленные объекты указывали на схожие артефакты других культовых жертвенников, обнаруженных ранее среди ананьинской и гляденовской археологических культур, также распространенных в Прикамье. Проведенные на территории Искора раскопки в период с 2001—2008 гг, дополнили идею Оборина о том, что некогда здесь располагалось святилище, пополнив коллекцию археологических находок новыми артефактами: несколько железных светцов (приспособление для лучины), ножи, наконечники стрел, крючки, бусины, колокольчики и два медвежьих клыка.

Реконструкция Искорского городища. План-схема выполнена В.Обориным. Источник: https://perm.aif.ru/society/details/tayny_drevnego_iskora_shturm_permi_velikoy_i_kladbishche_ubityh_mladencev
Реконструкция Искорского городища. План-схема выполнена В.Обориным. Источник: https://perm.aif.ru/society/details/tayny_drevnego_iskora_shturm_permi_velikoy_i_kladbishche_ubityh_mladencev

В своей статье "Новые «старые» материалы искорского городища-святилища из раскопок 2008 года", историк Корчагин П.А., подчеркивает, что городище было разгромлено не просто так, а в качестве важного психологического шага всей компании против Перми Великой.

Искорская часовня на языческом капище

-6

После того как княжество Пермь Великая вошло в состав Московского государства, Искор продолжил исполнять роль религиозного центра, однако уже не в качестве языческого святилища, а в роли православной обители, сохраняя свою религиозно-культовую значимость среди местных жителей. В середине XVII века на месте языческого капища построили часовню. Согласно дошедшим до наших дней преданиям, место под строительство было выбрано не случайно. В Искоре произошло православное чудо - на старом березовом пне явилась икона во имя христианской святой Параскевы Пятницы, именем которой и назвали часовню. С тех пор как часовню освятили, на празднования "петровского заговенья" (12 июля по новому стилю) и "девятой пятницы" (девятая пятница после Пасхи — праздник св. Параскевы) верующие из окрестных деревень и сёл приходили в Искор крестным ходом. Почитание Параскевы и регулярные службы в часовне продлилось больше двух столетий, вплоть до середины шестидесятых годов двадцатого века.

Часовня св. Параскевы фото: 1900 - 1917 гг. Источник (группа ВК "Чердынский краеведческий музей": https://vk.com/ch_musey?z=photo-35984068_457241207%2Fwall-35984068_5840)
Часовня св. Параскевы фото: 1900 - 1917 гг. Источник (группа ВК "Чердынский краеведческий музей": https://vk.com/ch_musey?z=photo-35984068_457241207%2Fwall-35984068_5840)

Впрочем, бытует и другая версия наречения Искора именем Святой Параскевы. Мы точно не знаем в честь какого именно божества язычники поставили здесь своё святилище, однако точно известно, что женские образы в религиозном мировосприятии коми-зырян играли весьма важную роль, а среди пантеона языческих богов встречались образы схожие по смысловой нагрузке с православным образом Параскевы. Возможно, что решение освятить часовню во имя Параскевы было связано с желанием заместить привычный для местных язычников образ женщины-богини на образ из новой системы религиозных ценностей. К слову сказать, по мнению некоторых исследователей, как, например, обозначено в работе "Славянские древности: Этнолингвистический словарь" авт Левкиевская Е. Е., Толстая С. М., в образ Параскевы Пятницы были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии - Мокоши, образ которой связан с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. Так что, возможно, и на Искорском святилище произошло подобное "замещение".

Так выглядит часовня в наши дни
Так выглядит часовня в наши дни

Изначально часовня была деревянной, но в конце XIX века обитель сложили из камня, собственно говоря, в том самом виде в котором мы с вами можем её увидеть в наши дни.

-9

К сожалению, но такие факторы как суровые погодные условия севера Пермского края и действия отдельных несознательных граждан - пагубно сказались на внутреннем убранстве часовни. Большая часть фресок, написанных ещё двести лет назад сейчас попросту не читается, что весьма печально, так как некоторые работы являлись по-настоящему уникальными произведениями. Сюжеты местных фресок напрямую связаны историей севера Пермского края: крещение жителей княжества Пермь Великая, оборона Искора от набега татар, крестный ход в день Параскевы Пятницы.

Как добраться до часовни?

-11

Часовня во имя св. Параскевы расположена в тайге, в нескольких километрах от пгт Ныроб, на самом севере Пермского края. По трассе от Перми придется преодолеть 350 километров и не доезжая нескольких километров, свернуть в лес по указателю на дороге.

-12

Далее всё просто - нужно ехать "до упора" строга прямо по направлению дороги на которую свернули. Спустя несколько километров сравнительно сносной лесной дороги вы окажитесь на огромной поляне, посреди которой будет стоять информационный щит - "Искорское городище".

-13

Здесь паркуете машину и поднимаетесь в гору по натоптанной лесной тропинке. В целом подъем не представляет каких-либо трудностей, лишь местами встречаются крутые участки.

-14

Поднявшись на гору вы окажитесь на огромной поляне, где когда-то располагалось коми-зырянское святилище, а теперь стоит часовня.

-15

Двери в часовню подпираются засовом, преграда от диких зверей, да и чтоб ветер не гулял. Ступени сложены из мельничных жерновов, а над входом читается год постройки часовни 1891 год.

-16

Внутри, помимо полуобрушенных фресок, на самодельном иконостасе, выставлены иконы, свечи и разложены молитвы.

-17

Определённо народная тропа до сих пор не зарастает к этим святым, намоленным веками местам, православной часовне, стоящей на месте древнего языческого капища. |Т.У.|