Интервью Пита Витуса Птичья Нация Кетчеса, сына Пита Кетчеса старшего, о котором мы говорили в предыдущих постах, которое он дал американскому журналисту Джону ЛеКею
Джон ЛеКей - обычный американский журналист, который задаёт вопросы, интересные, по его мнению, для обычной американской публики. Иногда эти вопросы кажутся наивными или даже глупыми, но за ними скрывается простой человеческий интерес. Гораздо интереснее ответы Кетчеса младшего, который говорит о том, что знает, или не говорит об этом если не хочет.
В отличие от городских "шаманов" и своеобразных эзотериков, святой человек в 38 поколении, Пит Зинткала Ояте - Птичья Нация Кетчес, не говорит о том, чего не знает и не говорит того, чего не хочет говорить.
Надеюсь, вам также ответы покажутся интереснее вопросов...
Мы опубликуем здесь наиболее интересные вопросы и ответы на них, при необходимости комментируя сказанное...
...................
Джон ЛеКей: Можете ли вы рассказать мне о своем происхождении Лакота и откуда вы?
Пит В. Кетчес-младший: Фамилия моего дедушки, как его записал агент резервации, была Рибсман. Когда ему было 9 лет, он пережил резню в Вундед-Ни. Когда началась стрельба, брат бросил его в высохшее русло ручья, чтобы он смог убежать среди свистящих пуль. Он жил с моей семьей до своей смерти в 1968 году, а мне тогда было 13 лет. Он был очень важен для моей жизни. Дед так и не научился говорить по-английски. Он обучал меня моим первым песням. Это мой дедушка со стороны матери. Моей матерью была Амелия. Я Оглала Лакота, одна из семи групп, входящих в состав Западных Сиу.
Нам нравилось, когда нас называли Лакота. Это означает "Люди Мира" или "Мирные Люди". Моего отца звали Пит Кэтчес-старший, и он был известен как Петага Юха Мани (Тот, Кто Ходит с Горячими Углями). Насколько мы можем посчитать, он был знахарем в 37-м поколении. В обществе Лакота, чтобы быть знахарем, это должно быть в родословной, в ДНК, так сказать. Я седьмой из 8 его детей.
Ещё до моего рождения мой отец знал, что я буду ребёнком-целителем. Поэтому, когда я должен был родиться, они подготовили церемониальную палатку потения, чтобы отец мог дать мне своё имя и посвятить меня Орлиной магии. Мой дед дал мне моё духовное имя, Зинткала Ояте, что означает «Птичья Нация».
Причина этого в том, что когда рождается ребенок, о котором знают, что он будет шаманом - любой настоящий знахарь может прийти и обратить этого ребенка в тот способ общения с Высшими Силами, в тот культ, который он сам исповедует. Это и произошло. Когда я родился, к дому моего отца пришёл знахарь, проповедующий культ Медведя. Но мой отец был готов к этому и сказал ему, что он уже отправил меня на путь Орла.
Мой дом находится в резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте.
ДЛ: В каком возрасте началось ваше духовное обучение и пришлось ли вам оставаться на горе 4 дня и ночи, чтобы получить Видение?
Зинткала Ояте: Я родился с этим, тогда как в моём отце оно не пробудилось, пока ему не исполнилось 40 лет. (О становлении шаманом Пита Кетчеса старшего уже писали - https://t.me/peopleofmorningstar/43 )
Та церемония, о которой вы говорите - Ханблечее - лучший способ описать ее на английском языке — это «Трубочное голодание», то есть голодание без еды и воды в течение 4 дней (или сколько дней вы обязуетесь соблюдать). Что представляет собой 4-дневное обязательство, и это один из семи священных обрядов лакота. Это красивая и сильная молитва.
Большинство называет это "Поиском Видения". Что ж, у человека может быть Видение, но это не цель, поскольку есть много причин, по которым человек подносит Трубку в молитве.
У меня есть Сила по обряду рождения. Для моего отца все было совсем по-другому. Я сделал определенные вещи, чтобы активировать свою Силу и начать исцелять, но я бы не стал обсуждать это в интервью...
Комментарий:
Пит Птичья Нация называет себя шаманом по рождению потому что он был седьмым ребенком и мальчиком, родившимся в семье.
Церемония, о которой спрашивает ЛеКей, в этнографической литературе называется "Плачь о Видении". Полный перевод с Лакота звучит как "Они выходят за пределы".
Это Священный пост - одна из основных церемоний лакота, которая является определяющей в становлении каждого человека. В традиционном обществе через эту церемонию проходили практически все мужчины и некоторые женщины, которые считали, что им это надо.
Церемония требует определенной подготовки. Если будут вопросы мы можем обговорить это подробнее.
ДЛ: Может ли любой лакота, или даже белый человек, поднести Трубку или нужно быть знахарем?
Зинткала Ояте: Любой человек, который так верит, может совершить этот обряд, если он попросит знахаря или духовного человека создать для него уединённое и защищённое в духовном смысле место для молитвы. Помните, что лакота означает «Люди мира», мы не определяем себя никакими условностями. Раса – это то, что придумал белый человек.
ДЛ: Что символизируют орёл и медведь и почему используется орлиное перо?
Зинткала Ояте: Это разные культы... Культ Орла, культ Медведя, культ Лося и т. д. Каждый путь имеет свои собственные учения и понимания семи священных обрядов и церемоний внутри общего понимания для всех лакота. Святые люди, следующие традиции этих культов используют Силу полученную через соответствующее существо и из опыта наблюдения за ним...
Орлиное перо используется для очищения ума и перехода в более высокое состояние. Орел символически находится ближе всего к небу; высшая сфера сознания.
ДЛ: Были ли Черный Лось, Хромой Олень и Фрэнк Фуллз Кроу из общества Медведей или они были из общества Орлов, и в чём разница?
Зинткала Ояте: Черный Лось и Хромой Олень были Хейока, что означает "Противоположники" - буквально они говорят и делают что-то задом наперед в юмористической манере, но их духовными помощниками являются могущественные Громовые Существа.
Хромой Олень был последним настоящим Хейока. Если вы посмотрите на этот мир, большинство вещей течёт по часовой стрелке, но в жизни также есть небольшой элемент, который движется в противоположном направлении. Есть вещи, которые Черный Лось и Хромой Олень сделали и сказали, чтобы снять напряжение в то время, когда Путь Трубки подвергался огромному давлению властей.
Именно так эти святые мужи использовали свою Силу, чтобы помочь другим людям. В то время наша религия считалась вне закона и каралась 10 годами тюремного заключения и штрафом в 10 000 долларов. Знахарей сажали в тюрьму, уничтожали трубки и церемониальные палатки потения и так далее. Этот закон действовал до 1979 года.
Это одна из причин, по которой мой отец написал ту книгу, которую он написал. Теперь, когда у нас стало больше свободы, люди лакота приходят и узнают о своей культуре из книг, и иногда эти книжные знания не совпадают с их реальностью.
Чтобы церемония имела задуманную Силу, и помогла вам, она должна быть проведена так, чтобы соответствовать Пути Силы. Вы не можете взять немного отсюда и немного оттуда и получить желаемые результаты.
Хотя всякая молитва хороша...
Комментарий:
Как пишет Ларри Белитс, до 1979 года существовал закон согласно которому агент резервации и любой представитель закона или служитель церкви мог зайти в любой дом индейца и забрать всё, что могло ему показаться предметом культа. Церемониальные вещи могли быть уничтожены, личные вещи украшенные бисером отобраны и позже появлялись на аукционах и в частных коллекциях или просто изымались и были утеряны. Поэтому индейцам приходилось прятать священные вещи и даже некоторые украшения и одежду, потому что всё это могло показаться агенту и особенно белым священникам "предметами культа".
Однако, с конца 50-х годов в большинстве случаев этот закон не исполнялся или исполнялся только формально, что позволило сделать некоторые церемонии публичными, в старикам перестать прятаться или собираться вместе.
Питер Кетчес старший - отец Питера Витуса Птичьей Нации, почитается многими современными лакота как человек, который с 1958 года начал делать публичные церемонии Танца Солнца и вернул эту вершину духовной традиции лакота людям...
Фрэнк Фуллз Кроу был человеком Ювипи.
Ювипи - это Ночной культ. Целители, которые работают с этим используют черный цвет в своих церемониях.
Зинткала Ояте: В культе Орла мы не можем использовать черный цвет в наших церемониях. Мы можем использовать только цвета жизни и творить добро, только используя свою Силу. Мы не можем делать что-то плохое во имя добра.
Вопрос не в том, что люди Ювипи делают что-то плохое, но они обращаются к тем духам, которые приходят только в темноте, и их способность и ответственность контролировать приходящие сущности лежит на них.
Наша Сила связана со светлой частью суток, и ночью мы не можем проводить свои церемонии. Чтобы помочь людям, Орлиный культ должен действовать днём.
ДЛ: Почему Фрэнк Фуллз Кроу использовал в своих церемониях 405 священных подношений - узелков из ткани с табаком внутри? И Хромой Олень тоже упоминает число 405, когда говорит о количестве камушков в своей Священной Погремушке...
Зинткала Ояте: Многие святые люди Ювипи используют на своих церемониях молитвенные верёвки, состоящие из 405 узелков с подношением табака. Иногда их называют индейскими чётками. Это не мой путь, поэтому я не могу ответить на ваши вопросы по этому поводу.
ДЛ: Если Чёрный Лось был Хейока, означает ли это, что потомки Чёрного Лося тоже будут Хейоками?
Зинткала Ояте: Нет, это вовсе не значит, что потомки Черного Лося тоже будут хейоками. Это личный путь человека.
ДЛ: Почему Хромой Олень был последним настоящим хейока?
Зинткала Ояте: По словам моего отца, Хромой Олень сказал ему, что хочет передать ему свою магическую Силу, как хейоке, но мой отец отказался, поэтому Хромой Олень умер, не сделав этого. Если это действительно будет снова необходимо, то мир востребует эту силу заново, и тогда это вновь станет реальностью.
ДЛ: Означает ли это, что Громовых существ больше нет? Или это потому, что часть вашей религии умерла или больше не имеет смысла?
Зинткала Ояте: Нет, ничто из того, что мы здесь делаем, не влияет ни на Громовых существ, ни на Орлов, ни на других духов, которые нам помогают. Если бы существовали настоящие хейока, они бы появлялись на настоящем Танце Солнца и делали то, что делают настоящие хейока, а я знаю, что они должны делать во время Сан Данса. Впрочем, они всегда будут появляться, потому что они часть нашей живой веры...
ДЛ: Можно ли вас назвать Педжута Вичаша или вы Вичаша Вакан?
Зинткала Ояте: Pejuta wicasa использует для лечения травы, такого человека вы бы назвали травником. Я "переводчик духов". Я работаю с духами. Они дали мне четыре корня, которые я тоже иногда использую, но источником исцеления являются духи.
ДЛ: Был ли Неистовый Конь Вичаша Вакан, и правда ли, что лекарство, которое он носил с собой, сделало его неуязвимым для пуль?
Зинткала Ояте: Неистовый Конь обладал Силой защищать людей. Я бы назвал его нашим Божеством Войны.
ДЛ: Мне также сказал знахарь апачей, что обращение с Силой может быть очень серьезной и опасной вещью; даже приводя к смерти. Он сказал, что за свои услуги принимает подарки, - а точнее 4 подарка - и обычно это небольшие суммы денег. Так ли это с знахарем Лакота?
Зинткала Ояте: Это общение с Силой очень интересно и непонятно сегодня большинству людей. Конечно, знахарь не берёт плату в формате торговли. Но это не значит, что вы не должны платить ему за то, что он делает. У каждого разные обстоятельства, поэтому то, что можно дать, будет иметь разную ценность для человека, который даёт. Скажем, для того, у кого много, по сравнению с тем, у кого ничего нет. Должен произойти, так сказать, некоторый обмен энергией, иначе она вернется к знахарю, и он заболеет.
В старые времена денег не было, поэтому человек давал святым людям что-то очень ценное, чтобы они помогли ему. Даже просто чтобы поговорить с шаманом, ему дарили лошадь. Позже, поскольку одеяла имели для них большую ценность, они давали знахарю несколько одеял за помощь и т.д.
Итак, сегодня ситуация немного поменялась... Представьте, что люди услышали, что я беру за свою работу одеяла. Теперь все дают мне одеяла! Сколько одеял я могу использовать? Люди не думают, не используют ни голову, ни сердце...
ДЛ: Сегодняшней формой бартера обычно являются деньги. Что не так с этим?
Зинткала Ояте: В прежние времена люди следили за тем, чтобы знахарь удовлетворял свои потребности, чтобы он мог выполнять свою работу. У всех нас есть работа, и любой труд следует ценить. В этом нет большого секрета. Это не мое дело, и я никогда никому не говорил, сколько будет стоить их исцеление или спасение жизни; это то, что должно прийти из их собственной духовной зрелости.
Во-первых, это уважение. Мой отец всегда говорит,- что ты получаешь то, что отдаешь. В долгосрочной перспективе я думаю, что это верно для большинства вещей в жизни.
Когда вы просите знахаря помочь вам, от вас ожидаются две обязанности.
Одна из них — это осознать, что вы разделяете ответственность за успешное проведение церемонии, вы должны обеспечить целителю соответствующие условия, начиная от уважения и заканчивая материальным.
Обычно знахарь ничего не просит для себя, но некоторые берут плату церемониальным образом. Совместная молитва – хороший способ создать необходимую атмосферу.
Второе условие заключается в том, что вы следуете рекомендациям Святого человека, которые вы получили в ответ на свой запрос, хотя бы в течение года. И в это же время Святой человек несёт ответственность за вас перед духами. Духи выполняют просьбы шамана, обеспечивая положительное решение вашей проблемы.
Так действует Сила. В старину, когда что-то случалось, например, спасали жизнь ребёнку и т. д., семья раздавала все, что имели, но не шаману, а всем нуждающимся. Это была такая форма жертвенной благотворительности. И потому главной ценностью была семья и любовь, а не этот материальный мир. Просто в этом материальном мире, в котором мы живем сегодня, все перепутано. Материализм – это духовная болезнь, и в наши дни он влияет на все.
Во всяком случае, духи ожидают от человека определенных нравственных усилий. Что человек решит делать, зависит от него.
Интервью Пита Витуса Птичья Нация Кетчеса журналу "Хейока Мэгэзин"
ХМ: Во вступлении к книге вашего отца «Священный огонь» вы упоминаете «этот промежуточный мир миров», эту осязаемую реальность нашей известной жизни и пределы нашего понимания. Вы имели в виду реинкарнацию прошлого и будущего существования или какие-то другие реальности?
Зинткала Ояте: Мы можем находиться за пределами этого материального мира, в котором живем. В нашем сердце есть Сила, позволяющая выходить за пределы этого привычного мира. Это и есть тот истинный мир, о котором я говорю.
ХМ: Что вы имели в виду, говоря о людях, которые не понимают Красной Дороги Жизни, потому что они жаждут интеллектуальных знаний?
Зинткала Ояте: Символ Священного Дерева, Дерева Жизни, это Животворящий Вихрь Крови, протекающий через вас с начала времен. И суть ее – Красная Дорога.
ХМ: Насколько важна щедрость с точки зрения физического и духовного благополучия?
Зинткала Ояте: Щедрость — это ступенька на пути к духовности, которой мы должны в конечном итоге достичь.
ХМ: В «Священном огне» ваш отец также говорит о том, как изменился мир вашего народа; например, понимание ценности, честность и правдивость, а также то, насколько многие из ваших путей были потеряны. Каковы, по вашему мнению, причины изменений и потерь, и видите ли вы признаки улучшения?
Зинткала Ояте: Этот закон 1889 года объявил запрещённым все, что было лакота. И потому на протяжении всех этих лет культура и духовность лакота была вынуждена уйти в подполье, но суть лакота осталась и с каждым годом становится сильнее.
ХМ: Верите ли вы, как и ваш отец, в то, что правительство использовало религию и различные конфессии для разделения народа лакота? Если это все еще так, то каково решение этой проблемы?
Зинткала Ояте: В этот конкретный период времени так и должно было быть, в какой-то степени мы были готовы к этому. Мы видели это в нашем пророчестве. В старые времена святые люди предупреждали нас об этом. Поэтому с самого начала нашему народу был дан один из 7 священных обрядов - Церемония бросания мяча. Поиски Истины и борьба за неё - вот то, что формирует и определяет человека. И пройти через это было неизбежным для всех нас.
ХМ: Считаете ли вы, что лакота не могут жить традиционной жизнью, когда им приходится носить одежду и есть еду белых людей, говорить на их языке и жить по их правилам?
Зинткала Ояте: Резервационный период, в который мы живём – это временный образ жизни. Быть лакота — значит всегда оставаться лакота. Вы говорите о материальных аспектах. Поскольку мы знаем и любим Великую Тайну, и мы понимаем себя как "Людей мира", ничто и никогда не сможет этого изменить.
ХМ: Ваш отец в книге говорит, что знахарь не сражается, не повышает голос в гневе и не владеет винтовкой...
Зинткала Ояте: У меня другое мнение.
ХМ: Любой ли человек может проститься с трубкой? Или нужно быть человеком определенного типа, чтобы иметь возможность это сделать?
Зинткала Ояте: Это очень личное и каждый для себя принимает это решение самостоятельно.
ХМ: Когда твой отец сказал: что отдаешь, то и получаешь взамен. Он говорил о причине и следствии, о том, что посеешь, пожнешь, о карме и т. д.?
Зинткала Ояте: Судя по всему, это так.
ХМ: Насколько важна вера для того, кто просит об исцелении, и можно ли исцелиться без веры?
Зинткала Ояте: Например, мой дедушка любил меня так сильно, что отдал бы весь свой мир, а я, будучи ребенком, лежал там и умирал. Есть ли у ребенка вера? Эта любовь дедушки исцелила меня.
ХМ: А как насчет количества крови? Считаете ли вы, что чистокровный индеец в глазах Вакана Танки превосходит или так же равен, скажем, смешанной крови?
Зинткала Ояте: Не существует такого понятия, как процент крови. Во что вы верите, то вы и есть!
ХМ: Нормально ли, чтобы белый человек принимал участие в Танце Солнца?
Зинткала Ояте: Это зависит от обстоятельств.
ХМ: Что такое настоящий Танец Солнца и что такое фальшивый?
Зинткала Ояте: Я не знаю. Я не принимал участие в Танце Солнца, который проводили другие люди.
ХМ: Насколько важен лидер Танца Солнца и почему вообще должен быть лидер?
Зинткала Ояте: Не могли бы вы задать Иисусу этот вопрос? Или спросить о том же пророка Мухаммеда? Или президента США?
ХМ: Нет, не стал бы, но я бы спросил их об этом; Пастырь должен следить за своими овцами? Правда ли, что в языке лакота нет ругательств и почему знахарь не может ругаться или критиковать других?
Зинткала Ояте: Заниматься этим делом оскверняет сущность духа.
ХМ: Можно ли купить трубку?
Зинткала Ояте: Нет.
ХМ: Как вы интерпретируете фальшивого знахаря?
Зинткала Ояте: Позвольте мне сказать так. У знахаря есть свои песни, он говорит на языке своей культуры, и я могу сказать больше, но не сейчас.
ХМ: Откуда ты берешь орлиные перья?
Зинткала Ояте: Если они вам нужны, они придут к вам.....
ХМ: Вы знаете Гуд Лэнса — знахаря, который может призвать орлов, и они летают кружа над ним. А ты когда-нибудь делал это или усмирял шторм, несущий угрозу людям и т. д.?
Зинткала Ояте: На этот вопрос должны ответить те, кто видел мою работу.
ХМ: Что такое агито?
Зинткала Ояте: Просветление.
ХМ: Как можно достичь этого агито, и если бы это удалось, стали бы об этом говорить?
Зинткала Ояте: Вы можете иметь степень доктора литературы или любой другой области профессии и при этом не испытывать агито. Это агито приходит с мудростью самого себя. И ни один университет не может этому научить. Кто-то может жить в бедности всю свою жизнь и не говорить ни на английском языке, ни на каком-либо другом языке, но, тем не менее, благодаря традиционным учениям и жизни на природе у него возникает агито. Нет, они не могут этому научить.
ХМ: Итак, если агито невозможно научить, может ли кто-нибудь указать путь или направление, чтобы найти эту мудрость самого себя?
Зинткала Ояте: Если кто-то действительно этого хочет, он это найдет.
ХМ: Насколько важна еда как лекарство?
Зинткала Ояте: Джон, ты не протянешь и дня, не зайдя в Макдональдс.
ХМ: (Смеется) Что означает le yatkan yo a nicisni ktalo и как это применяется?
Зинткала Ояте: «Выпей это, и ты поправишься». За этим стоит мысль о исцелении кого-либо от болезни.
ХМ: Как вы думаете, алкоголь – величайшее зло нашего времени или это любовь к деньгам?
Зинткала Ояте: В большом мире деньги действительно большая проблема. У лакота обычно не бывает денег, поэтому алкоголь для нас более значимая проблема.
Алкоголь как зависимость. Зависимость это несвобода. А несвобода это противоречие замыслу Бога в сотворении человека. Нам нужна свобода чтобы быть собой и быть в Боге – Вакан Танка, как говорят лакота.
Я остаюсь в Боге, в нашем Вакан Танка,
Зинткала Ояте