Представители крупнейших госкомпаний, в том числе РЖД, АвтоВАЗа, «Роскосмоса» и «Аэрофлота», выразили неудовольствие в связи с ростом процентных ставок по банковским кредитам. В связи с этим они обратились к властям с просьбой о субсидировании, чтобы избежать сокращения инвестиционных расходов и повышения тарифов.
На круглом столе, проведенном в Совете Федерации и посвященном мерам поддержки госкорпораций и акционерных обществ с государственным участием, представители указанных госкомпаний сообщили о необходимости получения субсидий для покрытия процентных ставок по кредитам. В рамках этого мероприятия присутствовали представители Центрального банка, Министерства финансов, Министерства экономического развития и Минпромторга.
Центральный банк, в свою очередь, уже четвертый раз подряд повысил ключевую ставку с 13% до 15% годовых. Регулятор отметил, что инфляционное давление значительно усилилось, что привело к ухудшению прогнозов по инфляции на 2023 год (с 6-7% до 7-7,5%). Увеличение внутреннего спроса также превышает возможности расширения производства товаров и услуг. Увеличение ключевой ставки Центробанком автоматически повлекло за собой рост ставок по кредитам, предлагаемым банками.
Угроза инвестициям
На круглом столе вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами госкомпании АвтоВАЗ, Сергей Громак, сообщил, что в текущем году АвтоВАЗ потратит примерно 10 млрд руб. на обслуживание кредитов перед банками. Он также отметил, что в следующем году расходы на обслуживание кредитов возрастут до 17 млрд руб. из-за роста ставок. Согласно бюджету компании на текущий год, ключевая ставка Банка России составляла 7,5%.
Громак подчеркнул, что эти дополнительные расходы на обслуживание кредитов приведут к сокращению инвестиционной программы и проектов по обновлению модельного ряда. Это может привести к снижению конкурентоспособности компании. В связи с этим, он высказал мнение о необходимости предоставления поддержки отечественным промышленным предприятиям, включая государственно контролируемые, в виде субсидирования процентных ставок по кредитам в связи с ростом ключевой ставки.
Вице-президент АвтоВАЗа напомнил о действующем в 2022 году постановлении правительства № 393, которое предусматривало предоставление системообразующим предприятиям промышленности и торговли кредитов по льготным ставкам на пополнение оборотных средств, а недополученные доходы банков компенсировались федеральными субсидиями.
Это постановление было принято в марте 2022 года после повышения Банком России ключевой ставки до 20% в ответ на введение западных санкций против международных резервов России. С тех пор ключевая ставка была снижена.
Согласно Громаку, сейчас необходимо вернуть этот механизм постановления, по крайней мере на промежуток времени, когда ключевая ставка ЦБ останется высокой. Однако необходимо определить ограничения для получателей такой поддержки. Вице-президент АвтоВАЗа считает, что поддержку следует предоставлять в первую очередь системообразующим предприятиям промышленности с высоким уровнем локализации продукции.
Замдиректор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга, Илья Мельников, сообщил, что Минпромторг прорабатывает возможность продления действия постановления № 393 для машиностроительных отраслей.
Риски роста тарифов
Первый заместитель генерального директора РЖД, Вадим Михайлов, отметил, что при текущей ключевой ставке в размере 15%, ставки по пятилетним кредитам для развития инфраструктуры будут составлять более 17%. Он подчеркнул, что такие ставки являются нецелесообразными для инфраструктурных проектов, которые находятся на грани окупаемости или вообще не являются окупаемыми.
Михайлов также отметил, что РЖД понимает все ограничения, связанные с бюджетом и использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Однако без поддержки со стороны государства крупных инфраструктурных проектов, единственным альтернативным источником финансирования станет повышение тарифов для перевозчиков грузов. Согласно прогнозу Минэкономразвития, начиная с 1 декабря 2023 года, грузовые железнодорожные тарифы вырастут на 10,75%.
Михаил Федосов, заместитель генерального директора "Аэрофлота" по корпоративному управлению, также заявил о возможном увеличении расходов на обслуживание долга. Он отметил, что авиаперевозки имеют низкую маржинальность и высокую социальную значимость. Поэтому предлагается рассмотреть возможность предоставления авиакомпаниям льготных кредитов с более низкими процентными ставками. Сейчас банковский облигационный долг "Аэрофлота" составляет около 111 миллиардов рублей, при средней ставке по кредитному портфелю в размере 9%.
Валерий Шерин, заместитель генерального директора — статс-секретарь госкорпорации "Роскосмос", высказался за субсидирование процентных ставок по кредитам. Он отметил, что "Роскосмос" не входит в число компаний, получающих льготы для производителей высокотехнологичной продукции, которые предусматривают субсидии банкам для компенсации выпадающих доходов по кредитам, выданным организациям оборонно-промышленного комплекса для производства высокотехнологичной продукции двойного назначения.
Реакция ЦБ и Минфина
Директор департамента финансовой стабильности Банка России, Елизавета Данилова, напомнила, что субсидирование процентных ставок является ответственностью правительства. Она отметила, что субсидирование может иметь смысл, если стране необходимо продолжать важные проекты и поддерживать компании, работающие над инфраструктурными задачами. Данилова также сообщила, что несмотря на повышение ставок, корпоративное кредитование продолжает расти, но некоторым компаниям может потребоваться поддержка государства.
Она также подчеркнула, что ЦБ прогнозирует снижение ключевой ставки в ближайшие годы. Помимо этого, рост ключевой ставки связан с сохранением бюджетных стимулов в экономике. Представители Минфина отметили, что необходимо внимательно отбирать проекты, которые будут субсидироваться, и выбирать те, которые окажут мультипликативный эффект на экономику.
Точеная, замдиректора департамента регулирования имущественных отношений Минфина, также выразила мнение о необходимости ответственного подхода компаний к заемным средствам. Она подчеркнула, что компании не должны брать большое количество кредитов на неподтвержденные или непросчитанные проекты и потом обращаться к правительству с просьбой о докапитализации.
Источники финансирования льготы
Директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития, Александр Киревнин, заявил, что министерство в целом согласно с проблемами, озвученными госкомпаниями. Он отметил, что более 40% кредитования в корпоративном секторе сейчас составляют кредиты с плавающей ставкой, что связано с нелинейной динамикой ключевой ставки за последние годы. В результате, не только новые инвестпроекты, но и проекты, запущенные два-три года назад, финансируются по плавающей ставке.
Киревнин отметил, что компании сталкиваются с проблемой финансирования не только новых проектов, но и существующей кредитной нагрузки. У некоторых компаний более 50% прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) тратится на погашение процентных платежей в связи с высокой ставкой.
Касаясь источников финансирования для субсидирования ставок, Киревнин отметил, что это может быть связано с возвратом к определенным налогам. Он сообщил, что министерство обсуждает эту проблематику и разрабатывает предложения по соответствующим механизмам. Киревнин предложил провести совещание у президента для обсуждения этого вопроса, включая коллег из Центрального банка
Выбор из двух зол
Запросы госкомпаний легко понять: в их случае требуется как инвестиционное кредитование, так и кредитование оборотного капитала, и когда ставка составляет 15%, возникают проблемы, отмечает Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. «Некоторые из этих компаний не могут просто так повысить цены на свою продукцию - будь то из-за работы с государственным спросом или влияния своей продукции на социальные индикаторы», - отмечает эксперт.
Широв считает, что для правительства эта ситуация - выбор из двух зол: «Если не предоставлять субсидии, то компании и их приоритетные проекты пострадают, но если предоставлять, возникает дефицит бюджета и нарушается макрофинансовая стабильность. Ситуация не простая».
Однако Широв напоминает, что крупные госкорпорации имеют возможность получать кредиты по ставкам ниже рыночных. «Это надежные заемщики, и у некоторых из них есть возможность получать кредиты по ставкам, отличным от средних ставок, которые мы можем увидеть, например, на сайте ЦБ», - заключает эксперт.