Найти тему

Как проклинали древние египтяне

Одним из самых страшных магических явления смело можно считать проклятья. Во-первых, потому что наслать их проще пареной репы, достаточно просто пожелать человеку плохого, или эмоционально рассыпаться в проклятьях. А вот эффект от них может быть самым разным, по заверениям магов и колдуний. Во-вторых, потому что это настолько расплывчатое понятие, что понять его в целом очень и очень тяжело. Монотеизм, многобожие, мракобесие, выдуманные вселенные, даже в быту, проклятью всегда найдется свой уголок. И даже вы, те, кто это читает, хотя бы раз в своей жизни, слышали в спину какие-то плохие пожелания. Нет-нет, а все равно о них задумываешься, мелькает мысль, а вдруг и правда все проблемы от того случая. Сегодня я расскажу вам о проклятьях Древнего Египта, и затрону тему современных проклятий. Это не только интересно, но и очень полезно.

В Древнем Египте, вопрос проклятий стоял очень остро. Потому что вопреки мнению скептиков, проклятья работали. Ну, правда, вопреки мнению верующих в мистику, работали немного не так, как они себе это представляют. Но давайте же поймем, что такое проклятье и как они работали, если ни скептики, ни маги не правы.

Проклятьем в наше время принято называть такие вот, описанные выше плохие пожелания. Например, иду я по улице, а мне в спину недовольная женщина в сердцах крикнет: «Да чтоб ты никогда не женился». И все, проклятье совершено. Но как? Да кто ж его знает, тут и сами маги не могут ответить на этот вопрос. Что-то вроде того, что эта самая женщина, которая меня прокляла, может обладать какими-то способностями, даже сама того не зная. А возможно, она настолько верующая, что Бог внял ее просьбам и меня, вот такого бесовского, прокляли. Может быть и такой вариант. Проклятье можно снять, по убеждениям все тех же магинь и колдунов, если обратиться к ним за помощью. Но я не рекомендую этого делать, как раз для этого и пишу подобные статьи, чтобы вы разбирались в вопросах магии.

Древние люди относились к проклятью несколько иначе. Во-первых, это реальная угроза, как было сказано выше. И разбрасываться ею просто так было бы глупо. Во-вторых, многие современные маги, если вы обратитесь к ним с желанием проклясть кого-либо, расскажут странную информацию о том, что будет какая-то отдача. Только он/она опытный маг сможет помочь вам в этом вопросе. В древности всего этого не было. Проклятье не давало никаких отдач, наводилось просто, и если вы где-то совершали ошибку (что собственно и происходило, поэтому мы знаем о том, что проклятья работали) то ничего не происходило в общем-то. В-третьих, проклятья никогда не были чем-то размытым. Ни жениться, ни встретить любовь, вечное одиночество, смертельное проклятье, на понос, на золотуху... Основной целью проклятья было наказание.

-2

Вот об этом стоит поговорить отдельно. Действительно, проклятья назначались, как строжайшая мера наказания. Стояли они выше смертной казни (или на уровне с отсечением головы), имели религиозный подтекст и очень тесно в Древнем Египте были связаны с культом богини Маат. О Маат мы уже говорили тут. Но по традиции, для тех, кому влом читать, коротко поясню. Маат богиня истины, справедливости и баланса. Боги не могли выбрать за человека судьбу, не могла этого сделать и Маат, поэтому все вопросы с негодяями решались на загробном суде. Однако, Маат была хранительницей мирового баланса, и если кто-то пытался его нарушить, например, фараон, который ленился выполнять свои обязанности, нарушал баланс Маат. Тогда происходило следующее, ослабленная власть смещалась достаточно легко, у руля становился новый фараон, зачастую не родственник (или дальний) смещенному, и тем самым свершался Маат. То есть, баланс восстанавливался и у власти оказывался нормальный, способный правитель. Вот для смещенного правителя, проклятья были вполне реальными. В попытке сместить бога, Эхнатон, со своей новой верой в Атона, а не Амона, хлебнул немало горя с этими проклятьями, правда после смерти. Других правители второй династии, кто хотел сместить Гора и поставить Сета, тоже проклинались, и тоже после смерти. Но почему же я говорю, что эти проклятья работали, если все они свершались после смерти? Сейчас расскажу.

Самым страшным проклятьем было забвенье. Имена фараонов были написаны и в гробницах, и в документах, и высечены на камнях в пустыне, везде, где только можно и нельзя. Вот для того, чтобы свершилось проклятье, такие имена выдалбливали, и заменяли другими. Первые поколения еще помнили имена этих царей, но старались о них не говорить и не вспоминать. Дальше имя стиралось и все просто помнили какого-то мракобеса у власти, но шло время. Время, которое безжалостно затирало все, сейчас, благодаря тому, что не все удавалось стереть, что-то мы знаем. Но всю информацию о египетских правителях древности черпают из трех совершенно разных списков. Каждый из этих списков, помимо того, что сохранился не полностью, попросту пропускает царей, ему неугодных. Например, вместо реальной ситуации и трех сменившихся царей, написан один, которому и приплюсовали годы правления двух предыдущих. На раскопках находят черепок от сосуда с именем неизвестного, который никак не присутствует в трех списках и больше нигде не фигурирует. И возникает вопрос, этот на черепке, он вообще существовал? Может быть это какое-то второе имя одного из малоизвестных фараонов, а может быть затесался в правление кого-то из тех, кого мы знаем.

Но это еще не все. Беда со списками продолжается еще и потому, что многих из них не помнили, что-то не удалось прочитать. Мы знаем несколько правителей с именем Худжефа, что означает «стерто». Скорее всего эти имена просто не могли прочитать, это вовсе не означает, что они подверглись проклятью. Видимо, человек, просто не смог прочитать и заключил слово «стерто» в картуш. Рамку, которая выделяет царское имя. Как видите, проклятье максимально рабочее, и многих из правителей не помнили уже спустя сто лет после смерти, а в наше время об их существовании известно только благодаря хронологии. Другой вопрос, что и помнить там особо нечего, не то чтобы они правили подолгу.

К сожалению, это единственный вид проклятий из Древнего Египта, который был вполне рабочим. Как видите, магия тут не при чем, хотя в основе такого проклятья лежала именно магия. Потому что древние египтяне не просто так стирали имя фараона. Еще на момент объединения Верхнего и Нижнего Египта, при первых династиях, иметь право на вечную жизнь мог только царь. Простые люди такого блага лишались, но и с царем все было не так просто. Принцип вечной жизни заключался обязательно в том, что царя должны помнить. Таким образом его душа, которая живет в загробном мире с богами, могла возвращаться в мир живых и помогать своим поданным даже после смерти. А если стереть имя, и царь забудется, то никто ему не будет делать подношений, никто не будет его помнить, и вечности такому царю не видать.

-3

Вообще, все проклятья древних египтян были направлены, как раз на лишение вечности. Это была самая страшная кара. Проблема только в том, что этой вечности было настолько сложно достичь, что вариант просто быть хорошим человеком, который подчиняется и чтит богов вообще не рабочий. Надо иметь средства или огромные социальные связи. Действует фактор случайности, так как в процессе бальзамирования, которым пользовались древние египтяне, огрех было столько, что там объективно одна мумия сохранится, другая развалится. А если мумия развалилась, то прощай вечность. Помимо этого, надо еще умудриться правильно умереть, потому что если отрубят голову или утонешь, то тоже вечности не будет. Но даже при соблюдении всех этих факторов, вечность не гарантируется, потому что после этого человек попадает в Дуат (загробный мир) и там тоже надо умудриться не умереть. И даже если там не умер повторно, то все будет решать загробный суд. Ну, и казалось бы, преодолев все эти препятствия наконец-то можно обрести вечность, если ты хороший человек? Не факт. Тут египтяне вставили палки себе в колеса своим следующим проклятьем.

-4

Проклятье фараонов. Так мы знаем его сейчас, а в древности это относилось к любой гробнице, не обязательно царской. Историю о том, как раскапывая гробницу Тутанхамона ученые мерли, как мухи от древнеегипетского проклятья известна многим. Но для тех, кого это обошло стороной, напомню.

Египтолог Говард Картер и собиратель древностей Джордж Карнарвон спустя шесть лет поисков в 1922 году обнаружили нетронутую царскую гробницу, которая и принадлежала Тутанхамону. За этим великим, без преувеличения, открытием следили самые выдающиеся печатные издания. В это время увлеченность общества Египтом, древностями, реликвиями, стилистикой, была на пике популярности. Собственно, спустя четыре месяца после того, как была вскрыта гробница умер Джордж Карнарвон. Эти события сразу связали с проклятьем. На протяжении следующих восьми лет, как минимум десять смертей связывали с проклятьем Тутанхамона. После вскрытия гробницы, она была открыта для посещения, не всем и каждому, а за большие деньги, но все же туда водили экскурсии и некоторые люди после них умирали.

А теперь я хочу прояснить сразу, я не собираюсь тут разбирать древнеегипетские яды, плесневые гребки, болячки, от которых и умерли все эти люди. Не собираюсь я и петь дифирамбы древним египтянам на тему их ума по заражению гробницы. Я тут о другом рассказываю, так вот ни с какой из точек зрения, это не могло быть связано с проклятьем фараона. Объясняю.

Древние египтяне верили, что как только душа фараона выходит из тела, то в тот же день, а если точнее, то ночью того же дня, усопший садится в барку солнечного бога Ра и отправляется в вечное путешествие. Как было сказано выше, фараон отличался от других людей, его не ждал загробный суд, его дорога была прямая, ясная и верная. При соблюдении всех прижизненных условий, а это сохранение мумии, проведение всех ритуалов, оживали души. У обычных людей Ка и Ба соединяясь рождали Ах, который попадая на поля Иалу (рай) обретал там новую жизнь и становился Сах. Так вот именно Сах представлял опасность для любого древнеегипетского жителя. А вот с фараоном дела обстояли немного иначе. Ка фараона блуждало между загробным миром и миром живых. Блуждать где попало Ка фараона не могло, обитало в гробнице и храме при гробнице, соответственно. Приходило такое Ка через ложные двери, которые были практически во всех усыпальницах. Уходило тоже через них.

По факту ситуация была следующий. Когда Тутанхамон отошел к праотцам, его душа села на лодку и уплыла с Ра. Там фараон лично познакомился со всеми богами, поприветствовал своих предков и начал работу. Время от времени он через ложную дверь возвращался в гробницу, шел в храм, ел подношения ему, и выслушивал просьбы о помощи. Например, подогнали Тутанхамону ногу барана, запеченную с травами и лепешку, и накидывают, что засуха в этом году, а нынешний фараон челом и там бил, и сям бил, а что-то засуха как была, так и есть. Помоги-ка ему, Тутанхамон, по-братски, все ж родненькие, все твои поданные, все тебя помнят. Съел Тутанхамон Ка бараньей ноги и лепешку, пошел обратно в гробницу, через ложную дверь попал к богам, и накидывает. Что-то беда там какая-то, засуха говорят будет, ты мне бог, брат мой уже, помоги, да пошли моим подданным дождь, урожай им пошли хороший. А бог говорит: «Нет! Они в том году во время праздника статую мою уронили и хозяйство ей отбили, ничего я им делать не буду». Тогда Тутанхамон отвечает: «Так-то оно так, только если урожая им хорошего не будет, то они тебе не только хозяйство на празднике отобьют, но храмы пожгут, статуи разрушат и ко мне придут. Ты помоги, а они хозяйство восстановят, работают над этим, они ребята хорошие». И вот бог задумался, и послал дождя людям.

Смысл истории в том, что теперь фараон является сам богом, и помогает своим подданным решать вопросы с богами, но уже по ту сторону жизни. Но для того, чтобы так и продолжалось, надо чтобы мумия была в сохранности, а подношения были регулярными. Вот и вся инструкция. Но древние египтяне еще на заре цивилизации столкнулись с такой проблемой как наглость. Наглость воров была такой, что это вводило в ступор все древнее общество. Они там полвека на износ работают, пирамиду отгрохали, а потом пришли какие-то дурачки древнеегипетские и все ценности вынесли, а еще и дырку в стене проделали. Ну, нормальные, нет? Кто ж так делает? Хоть бы через дверь перлись. Ну, это я наперед забегаю, изначально-то через дверь и перлись. В самом начале у древних египтян не было мысли, что кто-то способен осквернить святыню. Поэтому особых мер не предпринимали. Воры преспокойненько заходили, забирали все и выходили через дверь. Все чинно. Тогда фараоны и их советники стали думать, что делать, решили вопрос умом. Вот когда церемония похорон пройдет, они вход камнем заложат. Валун огромный, с места не сдвинуть, он упадет и навеки закроет усыпальницу. Воры даже двигать камень не стали, просто пробили дырку рядом и втопили за сокровищами, обнесли все под чистую.

В ход теперь пошла хитрость, строили огромную усыпальницу (собственно пирамиду) и небольшую мастабу где-то в другом месте. Чтобы никто не знал, где похоронили фараона. Воры, как птички слетались в пирамиду, тырили там наложенное, а фараон преспокойненько лежал в другом месте. Только что это должно решить? Воры все равно натыкались на усыпальницу и грабили. Им не то чтобы было принципиально, чтобы в ней лежал или не лежал фараон. Не было принципиально, но так только кажется. На самом деле уже тогда проклятье фараонов существовало и вопреки тому, что гробницы действительно обносили, верили в это проклятье все, даже воры.

Так вот ситуация, сидит себе Тутанхамон, пьет винище, посматривает косо на богиню, больно красивая. Дай, думает, схожу, посмотрю, что там мои черти делают живые, заодно принесу чем вино закусить. Но пить это вредно, вы не пейте. Тутанхамон уже умер поэтому ему можно. Так вот спускается он, ночь на дворе, тишина в гробнице, чешет он проторенной дорожкой во мраке и вдруг слышит, как тишину нарушают шумы. Вот тут с точки зрения проклятья можно сказать, что фараону повезло, потому что он в нужное время попал. Может прям сейчас закошмарить до диареи этих наглецов. Но не всегда было так. Зачастую фараон спускался в уже разграбленную гробницу и шел на поиски воров, чтобы кошмарить их и доводить до беды.

-5

Это идеальное проклятье, считали на тот момент египтяне. Ты его не проверишь, мифологии оно не противоречит, как минимум от большинства случаев убережет. Нет, не уберегло. Воры в проклятье верили, поэтому чтобы не нажить себе проблем, брали с собой из гробницы мумию фараона, разрывали и выбрасывали в пустыни. Нет мумии, нет души, нет проблем. Мстить некому, они второй раз убили фараона, ироды.

На момент вскрытия гробницы Тутанхамона мумия была на месте, получается точно рабочее проклятье? Нет, потому что гробница Тутанхамона была заброшена, забыта на долгие столетья, как и имя самого Тутанхамона. Может быть на слуху оно и было какой-то период времени, но что насчет подношений? Египтяне, которые обрели новую веру, вступили в монотеизм отказавшись от своих старых богов, носили своему прошлому фараону, жившему среди старых богов, покушать? Нет, не носили, гробницу и самого царя забыли, потому не имеет никакой разницы для магии древних египтян, была ли мумия цела, была ли усыпальница вскрыта. С точки зрения древних обрядов, души Тутанхамона больше не существует, она канула в забвенье, случайно попав под самое первое описанное проклятье. Да и без проклятья, выжить варианта не было, потому что Ка (душа) фараона должна есть и пить, чтобы жить.

И это уникальная особенность магии Древнего Египта. Они очень филигранно вписывали загробный мир в мир живых. После смерти человек получал новую жизнь, с новыми правилами, но под завязку вся она зависела от живых людей. Живых людей, череды случайностей, своего поведения, своих решений и выборов. И это действительно одно из самых страшных проклятий на которое способны люди, предать забвению, обесценить, свести на ноль всю твою жизнь и труды. Поэтому, байка про проклятье Тутанхамона, противоречит не только науке, но и магии. Она вообще никуда не вписывается, бельмом на глазу раздражая своей глупостью.

Но и у этой байки есть свой смысл. Для обычного человека, тем более верующего, не связанного с наукой или историей, бывает трудно осмыслить происходящее. Для науки и истории, это объекты изучений, страсть, предмет, который способен подарить знания, а знания в свою очередь двигают прогресс. Для всех остальных это тела великих людей и могилы, которые нещадно грабят, куда-то увозят, оскверняют тела погибших и тому подобное. Многие считают, что лежали там тела три тысячи лет и лежали бы дальше, нечего ворошить прошлое, а то будет замешана магия и души этих людей отомстят, грешно это все и так далее. Но благодаря этим открытиям эти тела вообще сохраняются, сохраняются предметы истории, чтобы на них можно было смотреть. Никому не известно сколько ценнейших артефактов, которым по нескольку тысяч лет, хранятся в частных коллекциях, скупленные на черном рынке от тех самых грабителей, точно так же оскверняющих могилы, только без опыта и желания сохранить. А магия, в особенности проклятья, древних египтян, давно уже не имеют никакой силы, потому что были на долгое время забыты обществом и следуя правилам своей же игры, умерли во второй раз.

Но помимо вот таких проклятий, которые были зачастую связаны с фараоном, были и более приземленные, но не менее страшные. Одним из таких было имя. Древние египтяне очень бережно относились к своему имени, которых у человека было несколько. Одно имя давали при рождении, знала его только мать и ребенок, другое имя, которым пользовались в повседневной жизни, а еще появлялось третье. Вот это третье имя, это скорее было прозвищем. Давалось оно на работе, среди друзей и отражало какие-то человеческие качества. Не знаю, как вас, а меня в свое время очень впечатлил этот факт. В моем детстве у меня тоже было прозвище, меня называли профессор из-за очков, которые собственно ношу я и по сей день (не те же самые, а то подумаете, что всю жизнь лицо не менялось, мое хлебосольное в детскую оправу уже не влезет). И не только у меня, у всех во дворе были какие-то свои прозвища. Уже с возрастом эти прозвища менялись, в школе было другое, среди друзей другое, потом в институте другое дали. В общем, это какая-то такая милая часть жизни, которая делает тебя частью определенного коллектива. Понимать, что четыре тысячи лет назад, люди тоже использовали прозвища, как принадлежность к определенному коллективу, это такой величественный момент, будто в эту секунду с древним египтянином вас связывает невидимой нитью, сквозь века, войны, религию, сквозь все то время, под которыми погребено безымянное тело такого человека. Но прямо сейчас, там, во времени, он все еще живет, вместе со своим прозвищем, семьей, рабочим коллективом, желанием поесть и надеждой на светлое будущее.

Собственно, у фараона было пять имен, у простых людей традиционно три, включая прозвище. Вот знание этого прозвища, или имени которое было в обиходе ничего не давало. Это как бы не настоящее имя. А вот знание настоящего имени человека давало путь ко всевозможным проклятьям. И проклятья эти были довольно страшными на словах. И смерть, и понос, и золотуха, и вечное одиночество, и лишение вечности. Поэтому личное имя, которое считалось человеческой душой Рен, хранили от всех в тайне. Но были и официальные манипуляции на уровне государства с именами. Например, если ловили преступника, и он делал что-то страшное, то его лишали личного имени, а нарекали новым. И вот новое имя, зачастую давалось связанным с загробным миром. Что-то вроде: «Проклятый Богами», «Покинутый Тотом», «Уродливый Пучеглаз», «Мерзость Гора». Подобные имена, в случае, если человеку все же каким-то образом удавалось получить правильное погребение на суде играли в минус сразу, но и при жизни работали не хуже. Это было что-то вроде клейма и каждый в городе старался такого преступника избегать. Впрочем, зависимо от тяжести преступления, такое имя могли давать временно и по прошествии какого-то периода, если человек исправлялся, то личное имя ему возвращалось. Правда была и тут проблема, такое личное имя знали все, и суеверному египтянину заработать моральную травму, в ожидании кончины, ничего не стоило.

-6

Были и еще более бытовые проклятья уже на нашем уровне магии. На нашем в том смысле, что такие же бредовые и лепились на коленке, как любовные напитки. Впрочем, сведений о них не так много, но имеются. Разные фигурки, которые лепили из волос и воска, как бы делая копию живого человека и забирали у его Ка силу. Какие-то заклинания на тот же понос, и неудачи. Но говорить об этом, как о распространенном явлении очень трудно, ибо те случаи, которые описаны, больше похожи на те, где человека просто в чем-либо хотят обвинить, либо обвинить не называя причины обвинения. Используя такую причину, как слепленную фигурку, чтобы скрыть истинный мотив обвинения.

Не совсем ясно и как подобные фигурки делались с точки зрения древнеегипетской магии. Потому что ни один бог не стал бы помощником в таком деле. Скорее всего, если и существовали действительно подобные практики, то обращались к местным духам или существам, не являющимся богами. Но тут надо принимать во внимание и то, что несмотря на всю свою набожность, египтяне были открыто настроены к другим божествам, в которых верили другие государства. Признавать их у себя и верить, нет, но принимать за данность, что где-то там, боги другие, и они такие же реальные, как наши было в порядке вещей. Потому, это колдовство вполне могло быть направлено от местных или не местных духов. О том, что оно было нерабочим, говорить не имеет смысла, ибо это очевидно. Никакая фигурка из глины, воска или другого материала не опасна, если только это не каменная фигурка которой вам по лбу дадут, там конечно ущерба может быть побольше, чем от проклятья.

В целом, все древнеегипетские проклятья были направлены не на вред, а на защиту. По большей части потому, что крайне странным было бы лепить подобную фигурку жене фараона, чтобы наслать на него проклятье. При условии, что если ты это делаешь, то в магию точно веришь, а за этим фараоном стоит целая армия богов и предков. Поэтому то, что древние люди верили в такие проклятья, я лично, ставлю под сомненье, но факт остается фактом, что обвинения подобные были. В любом из вариантов, если вы ведете нормальный образ жизни, не грабите могилы, не убиваете, а просто живете своей жизнью, бояться вам было нечего даже в магическом обществе Древнего Египта. Ни одно из проклятий древности не работало так, как описывают его шарлатаны, когда всему роду угрожала опасность, или проклятье касалось какой-то группы людей. Нет, это всегда индивидуальная вещь, и даже проклятье фараона, направлено только на тех, кто осквернил могилу. То, что потом в эту дырку, продолбленную заходить могли другие, просто посмотреть на все вокруг никак бы не вызывало злости у древнеегипетского правителя. А даже если бы и вызвало, что он вам сделает, дважды покойный древнеегипетский государь? Уже все, поезд ушел, живые профукали его существование. Спасибо за внимание! Берегите Себя и помните, ни одно проклятье не упадет на вашу голову, до тех пор, пока вы рассуждаете здраво! А в следующий раз мы поговорим о науке в Древнем Египте.