Найти в Дзене
The Geek Wolf

Парашют для летающей машины // безопасность превыше всего

Как любой человек, хоть раз оказавшийся в самолете в грозу, я не раз задавал себе вопрос: почему летательные аппараты не оборудуются специальными парашютами, позволяющими в случае возникновения критических проблем безопасно опуститься на землю? Как выяснилось, вопрос этот не то чтобы очень избитый, но несколько раз по разному решенный. В частности, малая авиация применяет парашют для экстренной посадки, хотя, конечно, нельзя сказать при этом, что все одноместные или двухместные легкие самолетики по дефолту оборудованы системой, подобной CAPS (Cirrus Airframe Parachute System) или BRS (Ballistic Recovery System). Тем не менее, одним из факторов, сделавших именно лёгкие планеры Cirrus лидерами продаж на Западе, стала возможность пилота и пассажиров надеяться на «еще один шанс», то есть на страховочную парашютную систему CAPS.

extremetech.com
extremetech.com

Опираясь на все сказанное выше, рискну предположить, что сама возможность наличия у суперсовременного аппарата класса eVTOL парашюта для безопасного приземления никого уже не удивляет. Электрические аппараты вертикального взлета и посадки (именно так переводится аббревиатура eVTOL) потихоньку готовятся войти нашу обычную жизнь и компании-производители стараются создать максимально эффективное сочетание безопасности и эффективности как для «водителей», так и для пассажиров транспортного средства. Главная проблема, которую должны преодолеть инженеры спасательных систем — это относительно небольшая высота и довольно высокая скорость, с которой обещает передвигаться по воздуху электрический транспорт. При максимальной высоте полета в 152 метра eVTOL большую часть времени будет находиться на гораздо меньших высотах. Исходя из таких раскладов, многие критично настроенные эксперты сомневаются, что какая-либо парашютная система сможет эффективно сработать на столь небольшом расстоянии до земли.

extremetech.com
extremetech.com

Однако тест новой системы парашютов от компании AeroHT получился вполне обнадеживающим. Ее разработка XPENG X2 оказалась невероятно проворной. По команде пилота летающего аппарата на высоте 50 метров пиропатроны выкинули в небо над eVTOL целых четыре парашюта и аккуратно «поставили» аппарат на землю, не повредив его. Скептики, правда, совершенно справедливо, на мой взгляд, требуют данных о рассчетах нагрузок на пассажиров и «водителя», которые они испытывают во время срабатывания спасательной системы и касания аппаратом земли. Чуть более оптимистичные фанаты нового транспорта в ответ не менее справедливо замечают, что выбор между перегрузками и аварией для всех по идее должен быть очевиден. Что получится на самом деле, мы вероятно узнаем уже в ближайшие год-два.