29 октября иранское независимое агентство новостей Tasnim News Agency сообщило, что исторический лидер организации «Моджахедин-е Хальк» (МЕК) умер три года назад на охраняемом американском военном объекте в США. Хотя и нет причин безоговорочно верить иранскому агентству, но, судя по представленным свидетельствам, скорее всего, это правда.
Сейчас о МЕК и его лидере молодое поколение иранцев мало что знает. Хотя эта организация сыграла выдающуюся роль в революционном движении против иранской монархии, а затем несколько лет наносила по режиму аятоллы Хомейни удары такой силы, что речь шла о его выживании. Соответственно, на рубеже 1970-80-х гг. лидер МЕК Масуд Раджави был одним из самых влиятельных политиков Ирана.
Странная судьба Раджави перекликается с шиитской религиозной традицией «скрытого имама». Сабаиты (последователи Абдуллаха ибн Сабы) считали, что их духовный вождь не умер, а исчез, и вернётся к ним для установления справедливости. Другая шиитская секта, кайсаниты, верили, что Мухаммад ибн Али скрывается и появится уже как Махди, чтобы наполнить мир справедливостью. Наконец, двенадцатый имам шиитов-двунадесятников Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди именуется аль-Гаиб («сокрытый»). Согласно догматике, он прибудет на землю по приказу Аллаха и объявится в Мекке, где к нему присоединятся его сторонники, а праведники восстанут из могил.
Идеологически и организационно МЕК - это секта, следовательно, Раджави для членов группировки был пророком. О нём стоит писать потому, что роль МЕК в недавней истории Ирана весьма значительна, и до сих пор эта группировка существует и имеет сторонников в Иране и за его пределами, включая отряды боевиков. При определённых обстоятельствах МЕК может вновь стать грозной силой.
MЕK был основан в 1965 г. левыми студентами для борьбы с монархией. Это были представители интеллигенции и средних слоёв (впоследствии влияние МЕК распространилось на трудящихся и люмпен-пролетариев). Идеологию организации можно охарактеризовать как исламо-марксистскую: она выступала против империализма и капитализма, за революцию в интересах трудящихся. Духовным отцом моджахедов считается левый исламский теоретик Али Шариати – создатель шиитской версии исламского социализма. МЕК не использовал термины «коммунизм» и «социализм», но большинство исследователей считает, что идеология моджахедов – это марксизм, облечённый в исламские словесные формы.
В 1971 г. МЕК начал партизанские акции против шахского режима, но понес большие потери от действий шахской спецслужбы САВАК. Полиция арестовала и Раджави, которого за терроризм приговорили к пожизненному заключению. Однако выжившие моджахеды повели организационную работу в подполье, внедряясь в рабочие и студенческие организации. С 1973 г. МЕК совершил серию нападений на банки, офисы компаний, полицейские участки и опорные пункты САВАК, на шахских чиновников и американских специалистов.
Во время революции в Иране (1978-79 гг.) МЕК был мощной силой – более организованной, чем мятежное духовенство, и более многочисленной, чем коммунистическая Народная партия (Туде) и марксистская партизанская Организация партизан-федаинов (жертвующих собой) иранского народа (ОПФИН). В его составе числилось более 100 тысяч членов и 10-15 тысяч боевиков. Восстание в Тегеране 9-11 февраля 1979 г., свергнувшее монархию, подняли техники ВВС – члены и симпатизанты МЕК. Революция освободила из тюрем политзаключённых: вышел на свободу и Раджави, немедленно включившийся в политическую борьбу уже в качестве непререкаемого лидера МЕК.
Однако к власти пришло реакционное духовенство во главе с аятоллой Хомейни, отнюдь не симпатизировавшее МЕК. Первый президент Ирана Абольхасан Банисадр, хоть и был выдвинут на этот пост Хомейни, пользовался поддержкой МЕК: он тяготился подчинённостью духовному лидеру революции, косному обскурантисту и ярому антидемократу.
Между исламскими властями и МЕК постепенно разгорался конфликт – сначала бескровный, но обострявшийся по мере усиления исламских государственных структур. Хомейни называл моджахедов «лицемерами» и «отступниками», МЕК обвинял Хомейни в «монополизации власти», «угоне революции», «попирании демократических прав» и «заговоре с целью установления фашистской диктатуры».
В начале 1981 г. власти закрыли офисы МЕК и фактически запретили его деятельность. Отряды пасдаранов (Корпуса стражей исламской революции – КСИР) и боевики хомейнистской Партии Аллаха нападали на моджахедов, убивали их и бросали в тюрьмы. Пытавшийся защитить своих союзников президент Банисадр сам оказался под ударом: 21 июня 1981 г. Меджлис вынес Банисадру импичмент с формулировкой «за деятельность, направленную против исламского духовенства». Армия и КСИР нанесли удары по сторонникам отстранённого президента и по МЕК по всему Ирану. Банисадр и Раджави сумели бежать в Ирак, с сентября 1980 г. ведший войну с Ираном; туда же потянулись и тысячи моджахедов. Оставшиеся в Иране моджахеды развернули ожесточенную войну с режимом. Взрывы бомб и стрельба на улицах летом 1981 г. парализовали все крупные города. 30 августа 1981 г. взрыв страшный силы потряс здание Меджлиса, в котором находился избранный вместо отставленного Банисадра президент Раджаи и премьер-министр Мухаммед Джавад Бахонар. Оба погибли – а также 70 министров и депутатов. В Иранском Курдистане боевики МЕК и примкнувшие к ним марксисты-федаины объединились с курдскими повстанцами и вели тяжелые бои с армией и пасдаранами.
Однако армия и пасдараны уже были сильнее, и весной 1982 г. МЕК почти прекратил боевые действия. В боях 1981-82 гг. погибли тысячи людей – как моджахедов, так и гражданских лиц (МЕК утверждал, что более 100 тысяч, в т.ч. 20 тысяч моджахедов).
В Ираке МЕК создал Национальный совет сопротивления Ирана (НССИ) – зонтичную оппозиционную структуру, в состав которой вошли курдские повстанцы и часть федаинов. Другие враждебные режиму Хомейни силы – монархисты адмирала Овейси, демократы последнего шахского премьер-министра Шапура Бахтияра и марксисты из движения «Пейкар» в НССИ не вошли. Главой коалиции стал Раджави; фактически совет был лишь вывеской, прикрытием для МЕК.
Моджахеды заключили военный союз с Саддамом Хусейном против иранского режима. В Иране при помощи иракцев была сформирована Национально-освободительная армия Ирана из числа бежавших в Ирак моджахедов численностью 7-10 тысяч хорошо вооружённых и фанатичных бойцов. Она участвовала в боях на ирано-иракском фронте.
18 июня 1988 г. иракская армия начала решительное наступление против Ирана, получившее название операции «Сорок звёзд». Используя отравляющие газы и опираясь на господство в воздухе, войска Саддама Хусейна прорвали фронт в районе Мехрана и углубились на иранскую территорию до 100 км. Моджахеды сражались на острие иракского наступления. 20 июля аятолла Хомейни был вынужден приказать прекратить сопротивление и начать переговоры о мире. А 26 июля 20-тысячная армия моджахедов, получив от Саддама Хусейна 300 танков и артиллерию, вторглась в Иран, надеясь сокрушить исламский режим (операция «Вечный свет»).
Под городом Исламабаде-Герб её встретили иранские силы: режим Хомейни бросил против моджахедов всё, что у него оставалось – остатки армии, пасдаранов и ополченцев-басиджей, в числе которых были и безоружные подростки из окрестных городов и сел; всего около 400 тысяч бойцов и 800 танков. В чудовищной бойне иранская лохмотная армия понесла огромные потери (до 55 тысяч убитыми), но МЭК был разбит и отброшен обратно в Ирак.
После поражения Раджави заявил, что провал наступления вызван тем, что бойцы слишком много думают о своих супругах и детях, поэтому все уцелевшие моджахеды были разлучены со своими семьями. МЕК, подобно китайским тайпинам XIX века, запретила семейные отношения, любовь и секс в своих рядах.
Исламский режим в Иране отреагировал на атаку МЕК массовыми казнями политзаключенных и вообще всех реальных и потенциальных оппозиционеров. Тысячи людей были убиты без суда и следствия – оппозиция считает, что погибло около 30 тысяч человек.
После окончания ирано-иракской войны МЕК продолжал контролировать свои лагеря в Ираке, где поддерживалась казарменная дисциплина с отдельным проживанием мужчин, женщин и детей. Небольшие группы моджахедов время от времени проникали в Иран и совершали теракты. В частности, в 1999 г. моджахеды застрелили Али Сайяда Ширази, командующего иранскими войсками во время войны, лично руководившего битвой под Исламабаде-Гербом. В Ираке моджахеды выполняли жандармские функции: так, они участвовали в подавлении восстания курдов и шиитов против Саддама Хусейна в 1991 г.
Народные симпатии к моджахедам, сильные в 1979-81 гг., постепенно угасали. В этой ситуации в рядах МЕК нарастало отчаянье, подозрительность и поиски виновных. Начались аресты, пытки и казни тех, кого подозревали в измене или намерении дезертировать. Моджахеды окончательно превратились в секту фанатиков, в настоящих зомби, готовых выполнить любое приказание вождей – подобно тому, как в Китае хунвейбины слепо подчинялись Мао Цзэдуну.
При вторжении американской армии в Ирак МЕК осталась нейтральной, а после крушения режима Саддама Хусейна руководство группировки в лагере Ашрафия заключило соглашение с американцами и сложило оружие. Война моджахедов закончилась. По данным infoplease.com, с 1979 по 2010 г. боевики МЕК убили 16 тысяч граждан Ирана (не считая погибших от рук моджахедов на ирано-иракском фронте, включая финальную операцию «Вечный свет»). Британский парламентский комитет по свободе Ирана заявил, что с 1980 г. погибли примерно 120 тысяч членов и сторонников MЕK.
Тем не менее моджахеды выжили. США, долгое время считавшие МЕК террористической и тоталитарной организацией, вычеркнула ее из своего «черного списка». После того, как в 2011 г. проиранские боевики из числа иракских шиитов атаковали лагеря МЕК и Ираке, американцы помогли моджахедам перебраться в Албанию. Сам Масуд Раджави в 2003 г. бесследно исчез, и МЕК возглавила его жена Мирьям Раджави – властная и опытная партизанка, обладающая железной волей. Одна из её сестёр была убита шахскими агентами, другая казнена тюремщиками Хомейни. В октябре 1993 г. НССИ избрал Мирьям Раджави «временным президентом Ирана».
По информации Tasnim, Масуд Раджави был тяжело ранен (получил серьёзные травмы ног и лица) – то ли при бомбардировке лагеря американской авиацией, то ли в результате обстрела иранскими войсками. Раненый, он был вывезен в США, где 17 лет, страдая от ран и болезней, провёл в качестве полугостя-полупленника. Он потерял зрение, ему ампутировали ногу, и о возвращении к политической деятельности не могло быть и речи. В 2020 г. исторический лидер МЕК скончался в неустановленном месте от сердечного приступа, место его захоронения также неизвестно.
NBC News утверждает, что боевики МЕК давно действуют по заданиям израильской спецслужбы «Моссад», убив с 2007 г. не менее шести иранских физиков-ядерщиков; учитывая огромный опыт терактов, ненависть к иранскому режиму и фанатизм моджахедов, это более чем правдоподобно.
МЕК на протяжении многих лет остается ведущей оппозиционной организацией Ирана. Пользуясь определённой поддержкой США (точнее, части республиканцев как в органах власти, так и в вне их), МЕК позиционирует себя как демократическая, светская организация, выступающая за ненасильственные методы борьбы, однако её приверженность демократии вызывает законные сомнения. Организация не отказалась ни от своей исламо-марксистской программы, ни от практики разделения семей. Наблюдатели отмечают, что в рядах МЭК существует религиозный культ Мирьям Раджави, что плохо стыкуется с демократически образом, который она приписывает своей группировке.
США надеются на падение режима «бешеных мулл» в Иране, и неудивительно, что они ищут структуру, которая придет к власти после этого, и пытаются ее «приручить». МЕК – один из кандидатов. Демократы, группировавшиеся вокруг последнего шахского премьера Шапура Бахтияра, после его убийства в 1991 г. иранскими спецслужбами себя не проявляют. Правда, в последние годы с МЕК конкурируют активизировавшие подпольную и террористическую деятельность монархисты принца Резы Пехлеви.
У моджахедов мало шансов на приход к власти. Иранцы вряд ли захотят поддержать движение, известное им в основном как группировка террористов и убийц (каковыми бы ни были их мотивы). Иранская прозападная молодежь и женщины, выступающие за свободу, тоже вряд ли выступят на стороне людей, у которых руки по локоть в крови, да еще исповедующих странную идеологию и религиозный культ своего вождя.