Найти тему
Екатерина Панова

Слияние рек

Фото-ретро
Фото-ретро

Есть стиль в фотографии: "Было-стало". Я решила попробовать свои силы в этом незатейливом стиле. Казалось бы чего сложного? Открываешь Интернет-поиск, находишь два фото определенного места за прежний год и за нынешний, делаешь сравнение. Нашла старое фото на ретро-карте своего города фотографию места, которое мне с детства знакомо: берег реки Ингоды, где проходит железная дорога. В центре наверху на фото видно узкую полоску песка противоположного берега. Вот именно на этом пляже я с детства пропадала днями все лето. Старшие умели плавать и переплывали реку. Я не могла это сделать и всегда мечтала попасть туда, увидеть тот берег реки. Он был пустой, ни кустов, ни травы, одни серые круглые камни, и мелководье. И вот я его вижу на старом фото. К сожалению современного фото того берега реки я не нашла. И решила, что когда-нибудь отравлюсь в далекое путешествие в обход, далеко через два моста улицы Луговой, Ярославской, через город, по улице Бабушкина, вокруг горы, этой самой, где проходит железная дорога. К станции Антипиха, оттуда прямиком пешком 3 км по жд путям к вот этой скале, и я на месте: на том берегу реки. Деревня это, не деревня? Поселок городского типа? В лесу погулять, ягоды пособирать. Казалось бы рукой подать, только реку переплыть, всего метров 5. Но моста здесь поблизости нет, хотя Антипиха теперь уже стала городским районом. Все никак не решалась на длинное нелегкое путешествие по незнакомым местам. И вот однажды, этим летом собралась с духом, когда мне уже исполнилось 52 года решила исполнить свою детскую мечту. Заодно сделаю фото в точности такое же как в 1910 году это сделал неизвестный фотограф для открытки видов Забайкалья. Если бы я знала, что это все не так просто окажется. Об этом пойдет рассказ. Автор под псевдоним Анн и Серж Сэровы.

Анн и Серж Сэровы
Анн и Серж Сэровы

124. Скала горы Батарейная. Место слияния двух рек Ингоды и Читинки. Прогулка к жд 6203 км.

«Спорят Ингода с Читой: Кто - самая важная?

-Я бегу в центре города, и ношу его имя, - сказала быстрая Читинка.

-Да, но ты забыла, что ты – всего лишь мой приток, ответила могучая Ингода».

Насыпь 1 мкрн.

Однажды наводнение хлынуло на улицы 1 микрорайона. Улицы превратились в бурные реки, которые все прибывали. К реке Читинке сделали насыпь из глинозема вперемешку с колотым щебнем. И покрыли бетонными плитами и дорожкой из цемента вдоль всего микрорайона в город. Эта набережная тянется вдоль берега от моста улицы Ярославского до моста района магазина «Радуга», и, может, и дальше. К реке есть спуск в виде бетонных лесенок. Но сквозь щели бетона прорастают деревья, кусты и трава. Во время наводнений лестницы заносит песком и грязью. Это дает дополнительную почву для растений. И лестницы становятся непроходимыми. По вечерам лестницы у воды становятся подобием летнего кафе, где бывают даже свои завсегдатаи. Они шумно гуляют, выпивают, хрустят чипсами, семечками и орехами, обязательно разбивают свои стеклянные бутылки об ступеньки лестницы, которая ведет прямо в воду. В воде полно битого стекла. В советское время разбить стеклотару было безумием, потому что ее даже специально искали повсюду и сдавали в приемный пункт в обмен на деньги. Теперь вся тара, будь то бумага, оклеенная целлофаном, будь то пластик, или стекло, все это не стоит и ломаного гроша. Ни у кого не возникает ни малейшего стимула это искать, собирать и сдавать, потому что и самих приемных пунктов тары уже не существует в наши дни 2000-х годов. Вся эта красотень копится на берегу реки. ЖЭУ организуют бумажные объявления, для сбора людей на субботник весной и осенью. Также отряды добровольцев могут пройти по берегу и собрать мусор в мешки. Но сразу на следующий же день чистоты, появляется ровно столько же мусора снова и снова. Добровольцы субботники исчезли, понимая всю ситуацию вопроса: бесполезно бороться с мусором.

Мусор здесь никто теперь не убирает, даже добровольцы. Рядом с набережной проходит автомобильная трасса, вдоль 1 микрорайона, вдоль реки Читинка, безо всяких светофоров и пешеходных дорожек, и потому эта трасса стала очень оживленной. Машины здесь снуют туда-сюда и трудно перейти через дорогу с реки с набережной в микрорайон, в часы пик стоять здесь приходится долго. Кроме того люди, сидящие в машинах, бросают различный мусор вдоль дороги. Эту дорогу стали убирать дорожники, они косят траву, и убирают мусор в мешки. Мешки сгружают на свою машину. Но на саму набережную и ниже на спуск к реке они не заходят. Тот мусор остается лежать годами. Только неравнодушные люди, прохожие иногда перекидывают с набережной некоторый мусор: одну две бутылки, ближе к дороге, чтобы этот мусор убрали дорожники. Дорожники приходят убирать мусор только раз в году осенью. Это небольшая бригада рабочих, которые идут с той и с другой стороны этой трассы.

Мой дом стоит у самой реки. Но микрорайон большой, много народа выходит на берег прогуляться. Съев конфету или выпив бутылку воды, люди тут же бросают бутылки, фантики, даже не задумываясь над тем, что здесь природа, и важно ее беречь. Я иногда прогуливаю у реки свою кошку. Спуск к реке возможен только по лесенке, и потому я иногда выхожу ее чистить от песка, принесенного наводнением, обрезаю наросшие кусты и траву, одеваю перчаточки, убираю мусор в мешок. Отношу мусор в контейнер. Наступил 2023 год. Всюду после наводнения мусор застрял в деревьях еще с прошлого года. В прошлом году я плюнула на это, и за тот и за этот год мусора накопилось пять больших мешков на одной только лесенке. Еле дотащила до контейнера. На следующий же день мусора на лесенке было снова много. Это неприятный факт. Потому я решила выбраться из города на природу, подышать свежим ароматом цветов.

Прогулка в лес.

Я выбрала станцию недалеко от города: Антипиха. Бывая на реке За-Ингодой, я видела через реку эти дома и слышала звуки скота и собак и мотоциклов. Казалось бы, рукой подать, через реку Ингоду. Парни посмелее могут переплыть. Я же не могу. Лодки у меня нет, и водного самоката тоже. У меня рисовалась картина обычной деревни, с одной или двумя ровными прямыми улицами вдоль реки. Несколько домов, несколько дач. И дальше за деревней железная дорога. А за нею горы, лес, поляны, полные земляники, цветов и травы. Всегда хотелось там побывать. Посмотреть с того берега на этот. Как там выглядит гора, скала, железная дорога? Все это было крайне любопытно.

Но самым важным был один единственный фотоснимок, который мне не давал покоя. Почему нет подобного снимка на фото нынешнего времени, чтобы сравнить его, насколько все изменилось? Этот снимок был сделан в 20-веке, место, где проходит железная дорога, у самой скалы, и видна река Ингода, точнее место слияния двух рек: Ингоды и ее притока Читинки. Казалось бы, важный объект как в истории, так в туризме. И совершенно не освещен ни одним текстом в просторах Интернета. Как жаль. Неужели так трудно сесть в троллейбус и доехать до конечной остановки, прогуляться в лес, выйти к железной дороге и сделать этот снимок? Что за чушь? Я нашла в себе силы и время проверить карту и местность. Что у меня получилось?

А получилось вот что, это место как заговоренное. Я хожу уже здесь не один день, прошел уже месяц, с тех пор, как я предпринимала попытки пройти туда. Это место оказалось очень и очень опасным летом для прохождения туда. Ввиду того, что на этой окраине города оказалось много куч мусора, от этого много бродячих собак на этих кучах. И встреча с ними довольно неприятна.

Препятствие №1. Наводнение.

Сначала я решила пройти пешком. Далеко ли эта скала? Дорога вдоль берега Читинки. Набережная вдоль 1 микрорайона идет до моста улицы Ярославского. Стали ремонтировать этот мост через Читинку. К этому времени вода в реке внезапно стала прибывать, как нарочно. Я ходила по берегу Читинки туда и сюда. И дальше за мостом стали делать насыпь от наводнения. Странно то, что насыпали грунт не у берега, а в середине реки сделали длинную дорогу из битого камня. Зачем? Сузили реку. Возникло наводнение и затопило в реке эту дорогу. А насыпь так и не успели сделать. Тропинка вдоль берега шла у заборов частных домов. Река размыла тропинку до самых заборов домов, и пройти по берегу стало невозможно.

Что приносит наводнение?

Если человечество стало таким умным, прогрессивным, то почему не могут изобрести элементарных вещей для очистки природы от мусора и сточных вод. Наоборот, изобретения направлены на то, чтобы сделать атмосферу более напряженной и грязной, чтобы людям урезать их нужды. Сначала отобрали наделы земли, выдали небольшие участки. Потом стали эти участки сокращать. А теперь стали выживать из этих участков примитивными методами, сжигая, наводняя водой, загрязняя людям их среду обитания: дороги, реки, леса. Люди превратились в бессловесные существа, которые не могут отстоять свои права. Их улицы становятся все меньше, крайние дома предпринимают различные меры самозащиты: кучами песка, или деревом или камнями перекрывают дороги от городских мусоровозов. От наводнения складывают мешки с песком.

Это не люди – это щит. В Антипиха.

Это не люди – это щит За-Ингодой.

Это не люди – это щит на Промышленной.

Почему? Вопрос, конечно, интересный. Хотелось бы знать на это ответ.

Речь идет о казусах с проблемой мусора и сточных вод. А еще, в реке появилась грязь, тоннами. Темная глина вперемешку с песком. Такая была раньше в странных местах.

Например, в реке Читинка с вокзала Чита-2 из туалета и прачечной текли сточные воды в реку и образовывали притоку. Приблизиться к этой притоке было сложно, грязи по колено. Купаться в ней точно также проблематично. Она неглубокая по колено, где половина уровня грязи. Вода в ней всегда стоячая и потому очень теплая. Обычно сточная рыжая вода окрашивает поверхность серых камушков. На реке все дно состояло из гальки, небольшие закругленные камушки разной формы, разного цвета от рыже-коричневого до серого. Много было блинчиков. Затем эти блинчики вдруг исчезли. Видимо, все блинчики расхватали за эти 50 лет с 1950 года, чтобы пускать их по реке. И все округлые плоские камушки оказались на середине реки глубоко на дне?

Купаться было сложно на камнях. Песок намывало не везде. И не всегда доставалось место на этом пляже. К тому же пляж густо зарастал тальником и травой. Но даже на песочке на пляже, в реке уже били камушки. Вода была относительно чистая, не питьевая, но все камушки было видно. Потому приходилось одевать тапочки, сандалии, чтобы ходить по камням по дну реки.

Потом река стала внезапно мелеть, и реку можно было перейти по пояс, местами по грудь. Ямки стали самыми занятыми, там ныряли и купались и плавали. Чаще на реке были перекаты. Так перекат соединял протоку и реку. Со стороны берега к воде протоки было не подойти из-за глубокой грязи. В протоке стали купаться маленькие дети со стороны реки на островке. Потому что там неглубоко, и вода всегда теплая, в жаркие дни даже горячая как парное молоко.

Потом внезапно берег очень густо стал зарастать огромными кустами и травой. Тут приехали вездеходы и экскаваторы, они удалили всю растительность, разровняли все барханы грязи, гальки и песка, что намела река. И таким образом, маленькая протока из грязи исчезла. Но долго это не продлилось. Весь берег снова быстро зарос кустами и травой. А уровень реки то очень сильно снижался, то очень высоко поднимался. За лето река могла прибывать несколько раз. Наводнение размыло протоку, и намыло остров песка снова, но..более высокий. А наводнения стали обыденностью. Река не выходила за насыпь, а достигала ее краев. Там, где насыпи не было, дома плавали в воде.

Таким образом, каждое наводнение приносило уже не только песок, и наметала длинные косы из гальки. Но и размывала края берега и намывала к ним грязь все больше и больше. Все чистенькие камушки, которые было видно в воде, покрылись слоем грязи и водорослей. Так весь берег стал непроходимой трясиной. Она стала зарастать травой, которая в наводнение была ужасными водорослями. Водоросли даже стали цвести.

На Ингоде та же картина. Прибавить можно еще и то, что по берегу реки в воде бензин. Стоянки, где моют машины, сливают все масла в реку. Цветная вода у края берега стала нормой. Там, где течет эта жидкость в лесу полоса пожелтевшей травы, трава слегла, как будто по траве прокатился большой вал. Таким образом, обе реки стали покрываться грязью у берега толстым слоем. Эта грязь очень питательная для леса, семена ветер раздувает и только появившаяся грязь уже усеяна ростками травы и корнями ближайших деревьев. Если грязь намело на плиты, и деревья вырастают, то за неимением земли падают от собственного веса.

Откуда эта грязь? Сказать сложно.

Трасса.

Но главное к этому прибавилось событие: заброшенная насыпь от строительства железной дороги стала трассой. Начинается в лесу За-Ингодой от скалы среза Сухотино. Заканчивается в поселке Антипиха, где срез скала горы Батарейная. Насыпь из глинозема вперемешку с щебнем, высокая, прямая и удобная тем, что напрямую соединяет берега петли Ингоды от Сухотино до Антипихи и идет через весь поселок. Эта траса дает возможность быстро попасть в лес, куда не ступала нога человека.

Но охрана окружающей среды распорядилась лесов по-своему: трасса стала дорогой для мусоровозов. Они стали выгружать мусор вдоль всей трассы. Трасса проходит в лесу За-Ингодой, и в поселке Антипиха. Дополнительно к этому выгружает шлак ТЭЦ-2 на Святое Зеркальное озеро возле трассы. И шлак уже подходит вплотную к реке Ингоде. Дополнительно к этому появились сточные воды, которые образуют целые озера «Вонючие», их так и называют озеро «Вонючее». В этих озерах помимо мусора еще и мыльная грязная вода. Когда идет дождь все это невероятно пахнет нехорошо на много километров вокруг. Находиться в такой среде невозможно, результаты аномальные: возникает упадок сил, обостряются все болячки, и надолго. Это влияет на память, на сон, на производительность. Эти озера на горе Батарейная уже смывают микрорайон Батарейный, почва покрыта трещинами, овраг подходит все ближе к домам. Эти озера и в поселке Антипиха вдоль трассы, якобы пересохшая притока Ингоды во время ливней и наводнений размыла почву и образовала эти глубокие пропасти-болота. На песчаной почве все эти частные одноэтажные дома вдоль реки стоят, как щит, который вот-вот рухнет, одной стороны река и ее грязь, с другой стороны протока, пропасть болот. И только выше в гору вместо леса, птиц, земляники, уже подходит город, с его многоэтажками, микрорайонами, который сделал здесь огромную свалку и сточные озера-пропасти прямо на этот поселок, где живут люди. Люди копошатся в домиках, крохотных огородиках посреди огромной свалки мусора.

Мало того, что берега рек превратились в городскую свалку. Так еще и далеко в лес вдоль всей трассы с той и с другой стороны сваливают городской мусор мусоровозы прямо в лес. Как это назвать. Этому нет даже названия. Сливать в природу в реку сточные воды без фильтра. В чистый лес мусоровозы едут. И это в порядке вещей, что они сваливают мусор все дальше, все больше территории покрывается мусором. Именно та территория, которая раньше охранялась строго, каждая веточка багула.

Можно себе представить картину: люди живут по улице Промышленная, весь берег реки - это свалка, где никогда не бывает уборки, наоборот, добавляется все больше грязи. Все это плавает во время наводнения по реке. Вдоль до конца улицы берег покрывается кучами мусора до памятника Сухотино. Памятник давно превратился в неофициальный огромный культурный туристический центр, густо посещаемый в любое время года. Люди рвутся из грязного города от мусора на природу. И что они там находят? Природу? Нет, тонны мусора вдоль всей реки. Загрязненную воду сточными водами. И берег, покрытый грязью и водорослями.

Можно себе представить картину: люди живут вдоль берега Читинки, как в пределах города, так и за городом на ближайшей станции. Не на дальней, как в песне, а «на ближайшей станции сойду, пройдусь по луговой траве по пояс.»

Ближайшая станция Антипиха. Античная, за что ее так обозвали. Что в ней античного, невозможно понять. (Руины Античного тоннеля, которые стали скалой). Здесь воочию можно наблюдать чудо природы: среди величественный вершин в котловине огромного вулкана слияние двух рек: в большую Ингоду впадает маленькая Читинка. Но опять же, это чудо природы не охраняется. И туристы предпочитают обходить эти места стороной ввиду множества Вонючих озер и свалок мусора. Именно к этому прекрасному месту «Слияния рек» и скале-срезу для железной дороги на горе Пирамиде под названием Батарейная. На картах ГУГЛ со спутника гора выглядит как правильная пирамида, у которой срезана одна грань. (Когда здесь проходил тоннель и грань не была срезана).

Здесь картина иная: мусора по пояс, и озера из нечистот. В воздухе зловонной атмосферы стоит звенящая тишина от мух и комаров. Да и дорога сюда является проблемой. Точнее дороги туда вовсе нет.

Препятствие №2 - отсутствие дорог, отсутствие автобуса, его остановки в точке пути жд 6203км.

Дорога 1.

Со стороны улицы Даурская. Улица не асфальтирована и ведет прямо на вершину горы. Лес, и вершина, рукой подать, в двух шагах. Но подойти к нему здесь сложно. Улица заканчивается тупиком, забором: здание ремонт машин, злые собаки, разгуливающие без привязи. Объездной дороги дальше за задание нет. А тропинка среди леса может привести к Вонючим озерам, к ручьям-сточных вод, которые во время ливней становятся бурными реками и размывают не просто овраги, а целые пропасти, поскольку гора состоит из светлого чистого песка. Посему дороги все временные, и меняются от дождей. От улицы Даурская асфальтированной дороги - нет.

Дорога 2.

Со стороны улицы Ленина, у Выставочного центра также есть дорога, но… к этому добавляется неровность дороги, уровень: то вверх, то вниз, то вбок. А нужна прямая дорога к вершине горы. Вершину горы с высокой антеной отчетливо видно, в двух шагах. Дорога очень узкая, только для одной машины, без пешеходов. С одной стороны гаражи, с другой стороны насыпь и поверх насыпи забор из бетона. Не асфальтирована, из песка, крутая, и во время дождя или гололеда, она непроходима. И ее размывает вода, превращает в овраг, к тому же из насыпи сделали карьер, где берут песок. От этого дорога еще больше превращается в овраг, где дополнительно забор из бетона может упасть на дорогу. Но… снова под дорогой пересекает труба сточного ручья из озера в озеро, прямо у краев дороги - пропасти-Вонючие озера, на берегах которого в мутных водах колышется мусор. Шаг вправо, шаг влево и болото. Дорога снова заканчивается тупиком, забор, здания ремонта машин и гаражи, злые собаки без привязи. Объездной дороги дальше гаражей нет. кругов вонючие обрывистые озера не дают подойти к вершине. От дороги отходит ответвление: не доходя до трубы ручья, вбок вправо такая же песчаная узкая дорога. С одной стороны у края дороги стоит высокая насыпь, на ней высокий бетонный забор. Этот участок обозначен как свалка мусора. На деле свалки нет, но всюду кости, которые грызли собаки. С другой стороны дороги - болота, пропасть. Именно за болотом гора, скала, цель пути, в двух шагах. Болото – преграда для пути. Остается идти вдоль болота по дороге. Дорога ведет не на вершину, а вправо к жд путям. Ко всему этому добавляются кучи мусора на дороге. И на этих кучах вскакивают, издали завидя, стаи бродячих собак, которых может отогнать только движущаяся машина с закрытыми наглухо окнами. Но кучи мусора не дадут проехать дальше по дороге. От кучи мусора на дороге до насыпи в бетонном заборе есть дыра, от которой идет тропинка обратно в город через пустырь к Выставочному центру, через эту огражденную территорию, где постоянно находятся бродячие собаки. Весь пустырь усеян костями свиных голов как в фильме ужасов. Хотя пустырь на карте обозначен как свалка, свалки здесь нет, встречаются руины зданий.

Дорога 3.

Вдоль улицы Ленина после Выставочного центра стоит высокий железный забор. За ним магазин Читинка. От магазина идет асфальтированная дорога в нужную сторону. Но снова тупик, здесь микрорайон Батарейный. Возможно, из окон верхних этажей видно тот самый вид, что есть на фото, если фотоаппарат обладает функцией приближения объекта как в полевом бинокле. Посмотреть в окошечко подъезда на верхнем этаже, это не вариант, кроме того окошечко может быть недоступно для осмотра за окном, а предназначено только для освещения в дневное время. за микрорайоном дороги нет, обрыв очень глубокий, в котором тонны мусора и течет странный ручей, который все больше размывает эту пропасть, особенно во время дождей. Стоять у обрыва на краю сложно, здесь вся поверхность песчаная и покрылась трещинами, вот-вот обвалится глубоко вниз. Дома стоят у самой пропасти. Самый крайний дом с рисунком "Чегеваро". Почему бы свалку-землю не переместить в этот обрыв, чтобы заполнить его, сделав фундаментом? (А через много лет, эту свалку будут раскапывать ученые). В пропасть есть песчаная дорога вниз. Но она поворачивает влево к бетонному забору к Выставочнуму центру, к той самой куче мусора, где сидит стая собак. Пропастью окружается здесь микрорайон углом, и там глубоко наверняка на кучах сидят собаки. Тропинок в пропасть нет, это крутой обрыв. Единственная дорога. Но на карте она очень длинная и ведет через ручьи и мимо нескольких подобных искусственных сточных озер. Наверняка, на карте не обозначено, что там есть кучи мусора на дороге, и овраги, недавно размытые. Люди ходят из микрорайона в лес по этой дороге, не боясь, потому что держат на поводке свою огромную собаку. Они ходят там по горе вдали по тропинкам, которые уже хорошо знают. Пешком через ямы буераки и овраги, полные мусора пройти невозможно. Есть тропинки, но куда они заведут еще вопрос. Тем более, что все тропинки песчаные, и во время дождей они очень изменяются. Впереди ничего не видно за поворотами, лес из тополей, порой прямо в глубочайших оврагах с мусором.

Дорога 4.

Спуститься еще ниже и найти ближайший путь внизу горы. Дальше идет улица Селенгинская, за домами внизу тупик, высокий забор железной дороги, вдоль которого снова бегает стая собак.

Дорога 5.

Спуститься еще ниже. Высоким железным забором с двух сторон закрыта железная дорога. Забор тянется далеко до самой горы. Нет прохода вдоль забора ни с той, ни с другой стороны. Дальше железнодорожный мост, под мостом есть служебный выход на рельсы. Между рельсами идет дорога не асфальтированная. Наверняка ходить по путям запрещено. Да и поезда ходят очень часто, иногда по два с той и с другой стороны навстречу друг другу. И находиться на этой дороге между двумя поездами не очень приятно. А если на этой дороге снова будут собаки, с обеих сторон высокий забор. Как это можно было раньше, на этом фото 20-го века, вдоль по путям, также точно в нашем 22 веке пройти невозможно.

Дорога 6.

От моста идет улица Аянская. Асфальтированная до горы, а далее на карте она - грунтовка. Казалось бы, река, почему бы ей не быть вдоль реки, или вдоль железной дороги. Так нет же, она заходит от реки высоко в гору к этому железнодорожному мосту. Потом от моста на прямой угол поворачивает и спускается к реке и снова идет вдоль реки. Попытка спуститься от жд моста по этой улице к реке. И там рукой подать до скалы. На карте это расстояние велико, но скалу уже видно. Обзорность здесь великолепная. Дорога самая удобная ровно к этому месту. Но впереди внизу пробежала одна собака через дорогу, за ней другая и так далее… Пешая прогулка там невозможна. Вдоль всей дороги на спуске стоят частные дома, где злые собаки и бегают без привязи. Это не бродячие псы, которых можно отогнать. Они нацелены порвать за свой кусок хлеба, что делает дорогу более опасной. Для местных эти собаки не представляют сложностей. А для меня - это тупик.

Дорога 7.

Прямо по путям на поезде. Электричка останавливается ровно в центре поселка, что очень неудобно по двум случаям: во-первых, если там, частные дома и дачи, там могут быть собаки. Издалека видно, что там стоят частные дома. А где дома, там и собаки, и скот. И лучше всего пройти от станции по дороге к реке подальше от домов. Во-вторых, место слияния рек находится от станции далеко. В-третьих, электричка идет туда всего два раза: слишком рано и слишком поздно для того, чтобы загорать на реке. В четвертый надо выбрать солнечный день, прогулки по горе в пасмурные дни опасны молниями. А рано утром сложно определить какой будет погода.

Дорога 8.

Но как оказалось, автобусы ходят туда через каждые пять минут: 25 и 21. Остановка 25 слишком далеко от микрорайона, аж, на улице Бабушкина. Остановка 21 вполне подходит на вокзале, это близко. На карте я наметила для себя маршрут, который бы не дал мне слишком израсходовать свои силы. И выйти можно на конечной остановке, возле магазина, которая на краю поселка, близко к скале, что очень удобно. Путь до скалы и обратно займет менее часа. Можно еще и прогуляться на вершину горы или, наоборот, вниз к реке, как я мечтала: попасть на другой берег реки. Есть ли от остановки дорога к скале, это еще вопрос. Только вот почему в справочной автобусов, мне сказали, что это не пригородный автобус, а городской. Я не придала этому значения. Туда ходит городской автобус, наверное, потому, что там много дач?

Итак, я на месте. День ясный, солнечный. Села в маршрутку 21 и осматриваю окрестности, которые проносятся перед глазами. Вот, та самая остановка, от которой идет улица Даурская. Но автобус идет в Антипиху не вдоль реки, что было слишком просто. А он идет в обход горы Батарейная, что мне ну никак не нужно. Проделав такой большой путь, у меня здания стали мелькать перед глазами. Вроде бы я здесь была в юности, с бабушкой. Я видела этот мост над дорогой. Всегда хотелось выйти здесь и побродить по нему, что это за мост, и куда он ведет? А дальше, все, не помню ничего. Мне стало страшно, все магазины были одинаковыми. И как оказалось у автобуса две конечные остановки. Какая из них возле скалы? Как спросить? Рядом со скалой есть железная дорога. Может возле железной дороги? Водитель оказался бурят по национальности, и спрашивать у него было бесполезно. А рассказывать женщинам-дачницам цель поездки к скале что-то не хотелось. Я вышла на первой же конечной рядом с железной дорогой. Может она меня приведет меня куда нужно, к скале? Никого леса я не увидела. Кругом одни постройки. И поняла, что до скалы отсюда далеко, то есть ее даже не видно. На остановке пришлось спросить про скалу. Мне объяснили, что я вышла на другой стороне поселка, и мне придется пилить пешком еще очень далеко через весь поселок (взбуждоражив всех собак). Я пошла вместе людьми в поселок. Дорога туда была странной. По заброшенной ветке железной дороги, которая шла не вдоль реки, а под прямым углом, поперек, от остановки к реке. Попутчик рассказывал мне про эти окрестности, что он давно их все уже облазил, перечислял названия. Но я конечно ничего не запомнила из его слов. Что очень жаль. Поскольку на картах нет этих названий вообще. Горы и ручьи безымянные. Так старая железная дорога с какого завода или депо, привела нас к обычной железной дороге и странной трассе рядом с нею. Дальше к реке его путь был в поселок. А мне он показал дорогу к скале - ориентиром белое здание станции Антипиха, что находится посреди поселка. Оно виднелось вдали. Что именно за ним дальше и есть скала. Жаль, что мне пришлось идти через весь поселок, с одного конца на другой, чего я больше всего и боялась, где много-много собак. На мое счастье возле железной дороги на трассе не было собак. Я пока не видела здесь ничего, что могло омрачить мой путь. Казались странными только болота-озера вдоль возле трассы, да пересохшие ручьи. Тоннели для ручьев давно стали кратчайшими дорогами для машин под рельсами железной дороги. Хотя, чтобы проехать по такому узкому тоннелю водителю надо изловчиться вписаться ровненько и не встретить впереди никого.

Когда я дошла до здания вокзала наслаждаясь видами гор за рекой Ингодой, я заметила что трасса идет дальше и упирается в реку, что очень странно. Мне это что-то напоминает. Неужели это та самая трасса заброшенного строительства железной дороги? Если это так, то это просто чудо, что я по случайности попала на другую остановку. И берег реки совсем рядом. И можно будет увидеть те самые быки недостроенного жд моста через реку Ингода, только уже с другой стороны берега. Вот здорово! Я об этом даже не мечтала. Но тогда, это значит, к моему сожалению, что я очень далеко от дома, аж возле лагеря Чайка, что напротив через реку. И пешком как-нибудь вернуться до дома не получится. Чтож, так тому и быть. Цель маршрута изменилась. Я увидела то, что и не помышляла увидеть. Я даже не подозревала, что заброшенная насыпь для жд дороги есть не только в нашем лесу За-Ингодой, но и продолжается за рекой, здесь в Антипиха и проходить через всю Антипиха. Это удивительно. И я пошла дальше от вокзала к реке, посмотреть, действительно ли это так? Я и не подозревала, что дальше меня ожидали пренеприятные приключения.

Эти частные дома или дачи, или то и другое, у реки ютились рядом друг другу в самой низине похоже без улиц сплошным комком вдоль всей трассы. И от трассы их отделяли большие болота, окруженные валами. Вообще местность была негладкой, насыпи, овраги, мосты через ручьи. Высоко вверху город. И нет никакого леса, с ягодными полянами, цветочными лугами. Гора песчаная, состоит из обрывов, наверху стоят еще такие дачи, где также не видно улиц. К этим обрывам даже нет дорог, и заходить туда надо издалека вверху. И вряд ли оттуда был путь к скале, к железной дороге. А в обход через вершину наверняка тоже не простой путь. От станции уже недалеко видно скалу. Отсюда самое удобное место добраться туда. Но я решила пройти к реке дальше по этой трассе, чтобы узреть быки. Я еще не верила этому, действительно дли это то, о чем я подозреваю. Дорога очень коротко привела меня к обрыву. Как будто там внизу был большой песчаный карьер для строительства. От тупика дорога поворачивала вправо в самый низ карьера. Здесь вся дорога была усыпана мусором, не пройти. На дороге была белая легковая машина, кто-то что-то выгружал или загружал. Это было как в фильме ужасов. Дорога проходила по дну карьера с мусором.

Как будто здесь был песчаный холм, у которого снесли вершину, и прокопали глубокое дно котлована. И весь котлован усыпан кучами мусора, как его края, так и его дно. Не кабы абы, бутылка, пакет, а кучами. Явно это были мусоровозы. Сразу за котлованом на конце дороги уже виднелись быки и насыпь под прямым углом пересекающая эту трассу до быков. Та насыпь шла от железной дороги до быков. Глянув на это великолепное зрелище, я быстро повернула обратно к станции, далеко в обход, чтобы не проходить мимо странной машины. Жаль, быки вблизи посмотреть не удалось. Хотя они были в двух шагах. Через котлован и мусор к ним не попасть. Если бы этот котлован заполнился водой, это было бы огромное глубокое озеро, с крутыми краями, ведущими сразу на глубину. От станции дороги не было. Пришлось идти по шпалам. За станцией были еще дома, ветхие. От последнего дома прямо из его двора вела дорога по котловану вдоль железной дороги. Поезда шли один за другим, пришлось спуститься с железнодорожной насыпи вниз на эту дорогу. С этой стороны мусора не было, но было болото, и на дороге были огромные лужи. Через котлован дорога привела к насыпи, которая шла вдоль реки от железной дороги. От реки весь этот мусор отделяла только эта насыпь. У реки за насыпью еще была низина, проходили дороги, которые местами глубоко размыло, где росли кусты, но сейчас было наводнение и все было в воде. С этой насыпи весь котлован был как на ладони. На другом конце котлована стояли быки. Я пошла туда. То есть я через станцию обошла полностью весь котлован и дошла до быков. Спустилась к реке, где стояли еще быки в воде в реке. К самой воде подойти было невозможно, большая глубина у самого края, и грязь по колено. Если спуститься в воду, то соскользнешь на самую глубину в эту трясину. И я пошла обратно. Солнце стало палить нещадно. Пот катился, одежда прилипала к телу. От котлована шел страшный запах.

Вдоль железной дороги, насыпи дальше за котлованом дорога шла дальше по низине, где лужи уже были непроходимы и сливались с рекой. Пришлось идти снова по шпалам. На этот раз здесь появилась дорога, служебная насыпь для машин в продолжение жд насыпи. Там, где начиналась скала, эта насыпь оборвалась, и дорога снова ушла вниз, где были лужи. Здесь река была уже далеко в низине. Как раз это самое место, которое было видно в детстве. Лужи на этой дороге были проходимы, можно было пройти к реке. Солнце палит нещадно, катится пот, но я увидела на дороге следы собак. И пришлось на реку не заходить, о чем я так мечтала, быстрее вернулась и пошла подальше отсюда, через железную дорогу наверх скалы. Там стояли недостроенные дачи, и паслись лошади. А я боюсь лошадей.

6203км
6203км

Здесь у самого края скалы была тропинка, она меня привела на окраину, где уже нет домов. В одном месте была странная яма, как труба, ведущая вертикально вниз как длинный колодец. Я хотела сделать на телефон фото панорамы города отсюда со скалы. Но в кармане заметила пропажу. Видимо, доставала телефон, и где-то в пути выронила карточку. Жаль. Ее надо заблокировать. Я расстроилась. А вдруг я ее уронила совсем недавно. Надо вернуться и посмотреть. Да, но от цели путешествия я буквально в двух шагах, вот оно слияние рек. Нужно дойти до точки съемки того кадра, это займет не более 15 минут ходьбы. Думаю, там нет собак. Но все прекрасные пейзажи, луга и цветы были теперь далеко. А все мои мысли были заняты своей пропажей: одним глазком, может она здесь рядом? Пришлось повернуть назад.

Препятствие №3. Странная аномальная погода на горе Батарейная.

Я побродила у реки, и точно помнила свой каждый шаг и высматривала внизу карточку. Вдоль реки растут кусты тальника, и вода образовала лужи как озера в кустах и на дороге. Кстати, во время наводнения через реку кроме кустов и воды ничего не видно на том берегу. Грязи по колено, и к берегу не подойти, не только не искупаться, не позагорать, но даже не умыть от пота руки и лицо. Едва я спустилась с горы, с насыпи железной дороги и по дороге пошла к реке, где видела грязь, случилось странное явление. Вдруг, ни с того ни с сего, при ясном небе, набежала туча прямо надо мною. Стал громыхать гром, и сверкала молния. Ливанул дождь как из ведра.

Здесь на карте вдоль железной дороги проходит грунтовка-дорога улица Аянская до поселка до самой станции. На деле это дорогой назвать сложно, сплошные ямы - непроходимые лужи как озера. Мне удалось у дороги найти большой куст, под которым было относительно сухо как под зонтом. Раскидистые ветви свисали низко, по ним струями текла вода. Я смогла умыть этой водой руки и лицо от пота. Прохлада наполнила землю, и подул свежий ветерок, теперь от влажной одежды стало холодно. Я видела небо в белых облаках, и только надо мной висела эта грозовая тучка и грозно громыхала громом и молнией, не давая мне сдвинуться с места ни на шаг. Я знала, что вот-вот дождь закончится, и снова будет нестерпимая жара. Искупнуться будет негде, и намокшая одежда будет совсем кстати. Я переждала этот ливень, он длился не более 10 минут. Когда дождик уже мелко моросил, без грозы, я вышла из укрытия, несмотря на холодный ветер, решила основательно промокнуть под дождем, так как искупаться в реке не получится. Дождь быстро закончился, а намокшая одежда просохла от палящего солнца еще быстрее, за пять минут. Я поблагодарила небо, что дождь меня не застал там на этой точке, на скале-горе. Ужас, что могло бы быть. Может, мне наоборот, круто повезло, что я туда не попала.

С той стороны реки в низине на песчаном пляже возле острова как раз напротив 6203 жд км, эта гора кажется очень уютной по причине наводнений. Что только там можно спастись от плохой ненастной погоды. Словно эти дома строит сам Ной. Во время наводнений все люди завороженно смотрят на уютные домики на самой вершине горы, желающие, слово крысы с тонущего корабля, переползти на спасительную скалу. Когда я посетила этот райский уголок, я поняла, что в низине как раз более спокойнее, именно во время непогоды, и вот почему.

Странно то, что при подъеме на гору, на открытой местности трава колючая, земля сухая, а чем выше в гору, тем земля сырее. Может облака ложатся на гору и питают ее влагой, паром? Дополнительно есть рвы вокруг горы, в которые собирается роса и решает проблему с орошением, где цветы растут буйным цветом. Рано утром на горе очень очень влажно и скользко. Это важно помнить: что во время утреннего тумана и росы, и зимнего инея, снега, во время дождя, в сырую погоду очень сколько, и прогулки на скале очень опасны. Только у вершины пологий склон, где еще можно ходить, но здесь тучи совсем рядом, и молнии сверкающие освещают все вокруг своим страшным электрическим светом, непредсказуемо ударяющем в различные места. В-общем уютным это мес то не назовешь, страшно.

От дождя луж стало еще больше, а дорога улицы Аянской превратилась в слякоть вперемешку с мусором. Я прошла весь путь по мокрым лужам от этого места до того, где начиналась трасса, до той стороны поселка. Карточку найти не удалось. Пришлось ее заблокировать. Хорошо, что еще были наличные деньги. Время было уже вечернее. Я хотела дождаться электрички. Прохожие не смогли ответить, когда и где она проходит, и посоветовали идти туда в самый конец поселка на автобус. При слове :"Электричка" все посмотрели на меня испуганно как на свалившуюся с неба. Странно, почему? Что такого в этом слове? Как раз там, где я вышла из автобуса. Как оказалось, к другой остановке здесь нет дороги, не пройти по обрыву, только в обход. На станции все было закрыто, и появилась большая злая собака. Я даже заплакала. Пришлось идти еще раз в другой конец поселка. Так весь день прошел в поисках карточки. А цель пути не была достигнута. Просто заговоренное проклятое место какое-то. Сюда я больше не вернусь никогда. Это слишком страшно. Больше всего мне запомнились страшные лошади, как они могли пастись на вершине этой скалы? Как им не страшно там жить? А если они провалятся в колодец на самое дно этой горы? Экстремальные условия для скота по тропинкам для горных козлов. И только сейчас я заметила, что это была не обычная прогулка недалеко в лес, а что я - экстремал. (Х-3-м).

Я попрощалась с необычной скалой. Я бы дала ей название "Индиана-Джонс". Жаль, что нет асфальтированной дороги к смотровой площадке горы Батарейная с любой стороны: как со стороны улицы Ленина через улицу Даурскую, или через Выставочный центр, или через микрорайон Батарейный, так и со стороны улицы Аянской. Проселочная дорога ведет только к гаражам и полна опасностей: на дороге кучи мусора, на них стаи собак, глубокие овраги как огромные пропасти, полные мусора, иногда непроходимый лес, ручей и озера из нечистот без фильтра, или биоактиватора среди природы. А ведь гора Батарейная - единственное место, где можно наблюдать уникальное чудо природы - слияние рек, в реку Ингоду впадает река Читинка. Кроме того, открывается панорама города как на ладони. Мечтаю, чтобы сделали удобную смотровую площадку. Можно даже издали, в одном из домов микрорайона Батарейный, или создали бы башню, специально со смотровой площадкой, если нет возможности соорудить ее на природе, на горе-скале. Конечно, приток туристов испортит природу, может потому сюда все дороги существуют только в обход скалы. Но, по-моему, здесь к природе даже более беспощадны, чем в городе.

Окончание путешествия.

От станции была дорога дальше от реки вверх в гору в город к остановке. На автобус-маршрутку пришлось даже подбежать. Он домчал до дома за считанные минуты. Вот моя остановка. Дорожные приключения с 11.00 до 18 00. Как же хорошо было вернуться наконец домой. От вокзала я уже шла как на прогулке, где нет злых собак, нет коней, нет грозы, и разных странных неожиданный преград. Сколько страхов я там натерпелась, сколько приключений испытала. Здесь я спустилась по плитам набережной, где я гуляла со своим котенком, к реке близко к воде, где наконец-то можно было умыть руки и лицо. На том берегу на песочке пляжа среди кустов купались дети. Только здесь я смогла искупаться и посидеть на солнышке пять минут. Здесь возле дома берег оказался не таким уж грязным, и бродячие собаки не такими уж злыми. Я хотела уехать от городского шума и мусора, и завидовала людям, что живут там непосредственно на природе. Но теперь понимала, что скорее они завидуют нам, что здесь нет свалки и сточных вод.

Гора Батарейная
Гора Батарейная

ПС.: Ответ на вопрос, почему люди-щит? Потому что в некоторую пору в этих местах снесены все мосты, чтобы сохранить природу. На природу высыпают тонны мусора и сточных вод, при этом засыпая саму деревню вместе с людьми. Люди стали на охрану природы как живой щит. Если одни дома рушатся от наваленного на них мусора, то на их месте вырастают новые. Я видела реку с той стороны, прямиком от острова в реке. Люди насыпают кучи песка на дорогу, заваливают дорогу деревьями, чтобы преградить путь мусоровозов к природе. Чтобы кормить свой скот, пастухи сгребают мусор грабельками в кучки и сжигают. Точно также люди делают и на реке, если провести прямую линию от острова, по улице Песчаной к другому острову на реке Ингоде. (Острова-руины древних мостов, ставшие в советское время причалами из бетона, в наши дни бетонные плиты хаотично остались лежать у берега). Там также дороги перекрыты и бревнами, и шпалами, и большими камнями. Этот вопрос мусора поднимали люди не раз на выборах губернатора, но за эти вопросы они были уволены со своей работы. А президент решил проблему мусора в стране: вывозить мусор из столицы на Север в лес. Так ценой своей жизни люди преграждают засорение природы, став живым щитом на этих дорогах в лес.

Самое то времечко, когда пора снимать фильм-продолжение про Индиану Джонса – прототип Степан Павлович Шумов, американский эмигрант-путешественник по дороге вокруг Всего Света, не по своей воле, а по мобилизации царя Николая-2 на Первую Мировую войну во Францию через Восток, Индию, Египет (см газета 1917 года «Мишка»). Итак, Индиана по веревочному лассо спускается вниз на дно пирамиды по колодцу на вершине горы и потревожил подземные самые тайные пещеры, откуда выползут человеческие гибриды давно умерших воинов. А сверху в него стреляет лазерным лучом, громом и молниями НЛО, что зависло над тучей, чтобы не пустить в свои военные секреты лабиринтов. Продолжение следует…

Гора в форме пирамиды под названием Батарейная, где откопали железнодорожный тоннель, но не стали его ремонтировать, а снесли край скалы, грунт вывезли на вагонетках, и использовали для строительства насыпи дорожной ветки. В центре города располагался зловещий зеленый парк, огороженный столбами из искусственного камня-гранита, или сложенными из кирпича, между столбами железная низкая решетка. За этим забором посреди мрачных дерев стоял высокий каменный храм. Это было городское кладбище. Людей хоронили, делали мраморное надгробие, или бюст, или древне-греческую статую, рядом сажали деревце. Вскоре все места на кладбище были заняты, саженцы стали большими деревьями. Могилы стали раскапывать, и хоронили на это место усопших. И хотя старые могилы были давно заброшены, и никто не помнил тех, кто в них находится. Но…все же прежние косточки аккуратно доставали, мыли и складывали на полочки в храме, зажигали свечу. Свечи в храме не гасли, а горели всегда. Когда пришли мародеры, они снесли не только кладбище, но и сам храм разрушили и перемололи в прах, и развеяли прах по ветру. Разворовали статуи. А каменные могильные плиты использовали для строительства. Железные могильные плиты сдали в пункт сбора цветного металла. И только далеко за границей некоторые храмы продолжали свою работу: например, в Помпеях. См (смотрите) «Путешествие в Италию» — кинофильм режиссёра Роберто Росселлини, вышедший на экраны в 1954 году. Лента частично основана на романе Колетт «Дуэт».

На фото ковбои из популярного в свои годы фильма «Воздушные приключения» 1965 года. Действие фильма происходит в Англии, 1910 года. Так как эти события были недавними, то реальность всех костюмов и событий максимальная: и мода, и дух того времени, который называют теперь винтажным. Первые международные авиагонки Лондон-Париж. Приз - 10000 фунтов стерлингов от английской газеты, которая хочет убедить весь мир, что Британия правит не только морями. Участники со всего света: немцы, японцы, французы, американцы… И в фильме много смешного в обыгрывании национальных особенностей персонажей, потому что в ролях знаменитые комедианты: Бенни Хилл, Стюарт Уитман, Сара Майлз, Джеймс Фокс и многие другие.


С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц