01.11.2023. АПИ — Не уплаченные компанией налоги должны возмещаться ее контролирующими лицами, но они освобождаются от уплаты штрафов. Такое решение вчера принял Конституционный суд России.
Справка
По данным Федеральной налоговой службы, на 1 января налоговая недоимка превысила триллион рублей, задолженность по санкциям и пени – 311,5 млрд. 20 и 32 процента этих сумм соответственно приходится на лиц, признанных банкротами.
В Реестр субсидиарных ответчиков включено почти 15 тысяч лиц, привлеченных к гражданско-правовой ответственности по делам о банкротстве с участием налоговых органов.
Действующий федеральный закон предусматривает презумпцию вины владельцев, топ-менеджеров и иных так называемых контролирующих лиц компаний в их банкротстве. Поэтому в отсутствие доказательства обратного они привлекаются к субсидиарной ответственности по долгам признанного несостоятельным юридического лица.
Такое решение, в частности, было принято в отношении учредителя и генерального директора московского ООО «Грибной сезон» Людмилы Ваулиной и ее гражданского супруга Владимира Червякова. Заявление о признании компании банкротом подала фискальная служба – налоговая недоимка превышала 105 млн рублей, еще почти 12 млн составляли штрафы. Но юридическое лицо оказалось «пустышкой» – у него не обнаружили никакого имущества. Поэтому арбитражный суд прекратил дело о несостоятельности и возложил налоговые обязательства на Людмилу Ваулину и Владимира Червякова.
Обращаясь в Конституционный суд России, бывший руководитель жаловалась на несправедливость нормы закона, позволяющей привлекать контролирующих лиц к субсидиарной ответственности без учета фактических обстоятельств дела, степени их вины, отсутствия средств и семейного положения.
Высшая инстанция напомнила, что действующее законодательство предписывает учитывать вину и причинно-следственную связь между банкротством должника и поведением контролирующего лица. В частности, номинальный директор может освобождаться от субсидиарной ответственности, если поможет установить личности настоящих руководителей.
Равно как контролирующее лицо обязано возместить причиненный государству вред – уплатить не поступившие в бюджет налоги и пени. В свою очередь, штрафы за налоговые правонарушения носят не восстановительный, а карательный характер. Для применения такого наказания необходимо устанавливать все составы проступка. «При этом субъективное усмотрение государственных органов (будь то органы прокуратуры или налоговые органы) в выборе конкретного механизма защиты интересов бюджета не должно приводить к столь значительным последствиям для имущественного положения физического лица, виновного в невозможности полного погашения требований кредиторов организации-налогоплательщика», – отмечается в постановлении высшей инстанции.
Служители конституционной Фемиды пришли к выводу, что в порядке субсидиарной ответственности не могут взыскиваться наложенные на организацию налоговые штрафы. «Иное регулирование противоречило бы конституционным принципам справедливости и соразмерности», – заключил Конституционный суд России.