Барби наделала много шума. И то, с каким резонансом фильм идёт в прокате, только подтверждает его актуальность.
Я, как и многие, с нетерпением ждала, когда фильм придёт к нам. Впервые в жизни даже пришлось купить билет в кино заранее — с такой скоростью расходились хорошие, да и не только, места. Настрой был скептический, но интерес преобладал. Поэтому увидев афишу, мы с подругой ринулись расталкивать школьниц и подростков в зале кинотеатра.
Слишком банально
После первых минут просмотра меня начало бомбить. Я знала, что этот фильм срежиссирован женщиной и претендует на статус оды феминизму. И до чего неприятно было осознавать, что создатели пошли по пути “модного современного феминизма”, не имеющего ничего общего с изначальной идеологией.
Какое сообщение они хотели передать обществу, состоящему и из женщин, и из мужчин, превознося одних и унижая других? Попробуйте-ка достучаться до мужчин, выставляя их никчёмными, несмышлёными барашками. Они точно вас услышат и поймут, да...
Все представительницы женского пола в фильме, они же куклы Барби — это красивые, сильные и независимые женщины. Кен же, напротив — жалкое безвольное существо, которое умеет только с треском впиливаться в картонные волны, вызывая всеобщий смех. Он ходит хвостом за Барби, а та предпочитает свои интересы ему.
Я вся такая сильная и независимая в кругу таких же сильных независимых подруг сижу и занимаюсь сильными и независимыми делами (а именно — танцую и пою на девичнике).
Идеальная картина жизни современной женщины по мнению создателей фильма?
В попытках разрушить одни стереотипы режиссёр создала другие.
Но оправдано
Через минут 30 просмотра мой бомбёж сменился принятием. И мне даже начало нравится.
Сценаристы вывернули все гендерные стереотипы по максимуму, чтобы наглядно показать два противоположных друг другу общества — в одном правят женщины, в другом — мужчины. В одном царит пластиковый мир, в другом — реальное безумие. Когда Кен, насмотревшись на маскулинность “настоящих мужчин”, возвращается в Барбиленд, он извращает его до неузнаваемости. Пробудившееся в нём “мужское начало” стало источником насилия, соперничества, слёз и разгрома. Женщины “заняли своё место”, которое — вы ни за что не поверите — значится как “угождать во всём мужчинам”. Быть поваром на кухне, уборщицей в доме… ну дальше знаете сами.
Идея стара как мир. Подход стар как мир. Вот так хорошо, вот так — плохо. Чёрное и белое, правильное и неправильное, сильный и слабый, бла-бла-бла. В итоге, естественно, мы приходим к выводу, что нужна идеальная середина, где мужчины в меру мужчины, а женщины в меру женщины. Хэппи энд!
Или так — Хэппи энд?
Не всё так просто
Несмотря на довольно прозаичный подход, в этом фильме действительно что-то есть. Взять хотя бы монолог главной героини (человеческой женщины). Его сложно назвать революционным, но это не отменяет его актуальность. Всё, что начинает происходить после него — повод, из за которого я могу рекомендовать этот фильм другим.
Требования к женщинам высоки, несправедливы и неоднозначны. И об этом нужно говорить — в фильмах, книгах, по ТВ и в соцсетях.
Чем больше женщины выступают за свои права, тем большее сопротивление оказывает общество. Все эти “разоблачительные” обзоры на фильмы, снятые мужчинами-блогерами, о том какой фильм глупый, наивный, неинтересный и банальный, только доказывает необходимость подобных картин.
Феминизм, пусть и в таком извращённом его виде, неизменно становится поводом для дискуссий: “Опять какая-то женщина решила снять какой-то фильм, чтобы показать, какие женщины крутые! Ещё и про куклу Барби, прикиньте! Ну чё за банальная идея?”
Если фильм такой банальный и неинтересный, что же вы все о нём говорите?
Совсем другая история
Для меня фильм про другое. И этим он мне понравился.
Многие женщины очень трепетно относятся к своему внешнему виду. И речь не про губки бантиком и скулы, которыми можно нарезать кольцами колбаску, а про самые бытовые вещи.
Представьте — просыпаетесь вы с любимым мужчиной в кровати и вам хочется обнять его, поцеловать, сказать “С добрым утро, котюнечка”. Но потом вы вспоминаете, что вечером наяривали сухарики с чесноком, и с утра, пока зубы нечищеные, вашим амбре изо рта можно пытать людей в концлагерях. Так себе романтика, не как в фильмах уж точно.
Насколько мир был бы лучше без этих неприятных условностей! Ты не вспотеешь на нервном совещании и не завоняешь любимый брючный костюм; не будешь переживать во время месячных, что после тебя на кресле в автобусе останется красная метка; маленький прыщик не испортит тебе долгожданное свидание с крашем.
В кукольном мире Барби всего этого нет — она красива и всегда опрятна, идеальна, весела. Её волосы не растреплет порыв ветра, а попа не оставит складки на платье после сидения.
Но в этом мире и нет жизни — эмоций, событий, прогресса. Этакий день сурка. Каждый день “самый лучший”, а значит, он ничем не примечательнее предыдущего. Всё те же танцы, лица, места. Всё тот же идеальный мир.
Когда Барби попадает в реальный мир, она сталкивается с ним во всём его разнообразии — как в плохом смысле, что нам показывают в первую очередь, так и в хорошем, что мы видим в финальной сцене.
Барби решает стать человеком, потому что жить лучше, чем ходить по пластиковому идеальному миру. Плакать, смеяться, возмущаться, сгорать от нетерпения, злиться, возбуждаться, бояться, радоваться.
Заключительная сцена заставила меня прослезиться. И подумать, что фильм стоит советовать всем людям, которые находятся в тяжёлом положении, потому что жизнь и мир вокруг их разочаровывают.
Мир и жизнь прекрасны, даже с запахами изо рта, подгоревшей яичницей и мятой кофточкой. Об этом пытается сказать нам фильм.
А что по поводу влияния куклы?
В фильме активно муссируется вопрос влияния куклы на человечество в целом и детскую психику в частности. Мол, Барби создала в обществе недостижимые идеалы красоты и пропагандирует нездоровое отношение к женщине.
Отчасти, с этим можно согласиться. В теории. На практике обвинять куклу в угнетённом женском себяощущении глупо.
Я очень любила куклы Барби. Во времена детства моя семья имела хороший достаток — мне не только покупали лучшие куклы дома, но и привозили их из-за границы. Каждую Барби из своей коллекции я принимала с визгами радостями. А на каждый Новый год в пожеланиях Деду Морозу заказывала комплекты новой кукольной одежды.
Когда родители купили мне трёхэтажный кукольный домик, моё детское сердечко разрывалось от счастья…
Я играла в Барби много и часто. У меня было много сценариев, придуманных или заимствованных из реальной жизни. В какой-то момент, не помню точно, в какой, я начала класть Кена на Барби и накрывать их розовым плюшевым одеялком, имитируя “взрослые штучки”.
Повлияло ли это на мою психику? Ни на йоту. Я никогда не переживала, что совсем непохожа ни на одну из своих кукол. Глаза у меня не голубые, волосы не такие длинные, грудь в два раза меньше, а ноги в два раза короче. Скажу больше, я гораздо больше загонялась по поводу своей внешности, видя идеальные отфотошопленные лица голливудских красавиц — моделей и актирис. Вот, кто по-настоящему пропагандирует угнетающие многих стандарты красоты.
А кукла, она просто кукла, если ребёнок, играющий с ней, растёт в здоровой обстановке с адекватными родителями. Воспитываем детей мы, а не игрушки.
Что в итоге?
Фильм оставил противоречивые чувства, но к просмотру желателен. Он заставляет подумать, а это уже что-то. Его хочется обсудить. И, что самое для меня важное, он вдохновляет (заключительная сцена — ванлав). После него чувствуешь тепло и благодарность миру. Куклы, если смотреть на картину с этого ракурса, лишь фон.
P.S.
Подпортила впечатление приятного послевкусия сцена после титров. Посмотрите сами, спойлерить не буду. Она опошлила все идеи, которые режиссёр (принципиально не использую слово “режиссёрка”) пыталась заложить в голову людей. Неужели стать женщиной, это про то, что нам показали???
А что думаете вы? Смотрели фильм? Какие впечатления он оставил?