Ар–хи–ме–ды! СССР, 1976. Режиссер Александр Павловский. Сценарист Юрий Киселев. Актеры: Сергей Иванов, Моисей Мурадян, Сергей Михайлов, Александр Игнатуша, Галина Сулима, Александр Хочинский, Владимир Меньшов, Любовь Стриженова, Гарри Бардин, Александр Масляков и др. 26,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Павловский (1947–2018) поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов, из которых наибольшую известность получил минисериал «Зеленый фургон» (1983). В тысячу самых кассовых советских кинолент входит музыкальная комедия Александра Павловского «Ар–хи–ме–ды!».
Зрительский успех музыкальной комедии "Ар-хи-ме-ды" можно объяснить лишь строгими запретами на западную поп и рок-музыку, свойственными эпохе 1970-х. Представьте себе хоть минуту, что отечественное телевидение 1975-1976 годов ежедневно показывало бы хоть десятую часть нынешнего музыкально-развлекательного потока, а на концертных площадках Москвы пели бы Лайза Минелли и Майкл Джексон со своей тогдашней семейной группой...
Но на фоне песен Кобзона и Хиля даже скромный эстрадный репертуар, предложенный в "Ар-хи-ме-дах" Марком Минковым, казался тогдашней молодежи, штурмовавшей прилавки с "выброшенными" в продажу дисками каких-нибудь "Червоных гитар", вполне сносным. Тем паче, что одну из главных ролей в фильме сыграл обаятельный молодой актер Сергей Иванов, полюбившийся зрителям по фильму Леонида Быкова "В бой идут одни старики".
Так что к мнению тогдашних кинокритиков, пытавшихся в своих рецензиях анализировать очевидные сценарные и режиссерские слабости "Ар-хи-ме-дов", прислушались разве что самые "продвинутые" читатели отечественных киножурналов.
Сегодняшние зрители вспоминают картину «Ар–хи–ме–ды!» с ностальгическим чувством:
«Мне и моим подругам было по 14 лет. Я даже затрудняюсь сказать сколько раз (настолько много) мы посмотрели этот фильм, мы даже убегали с уроков – благо кинотеатр был близко. Нам все нравилось и актеры, которые снимались (особенно Сергей Иванов) и музыка, звучавшая в этом фильме» (Лариса).
«Весёлый музыкальный фильмец, прикольненький, пусть наивненький, но душок молодости, стремлений, азарта присутствует» (Помпей).
Киновед Александр Федоров
Семь нянек. СССР, 1962. Режиссер Ролан Быков. Сценаристы Валерий Фрид, Юлий Дунский. Актеры: Семён Морозов, Валентин Буров, Владимир Ивашов, Микаэла Дроздовская, Татьяна Надеждина, Наталья Батырева, Татьяна Карева, Виктор Хохряков, Валентин Зубков и др. 26,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Знаменитый режиссер и актер Ролан Быков (1929–1998) поставил 9 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Семь нянек», «Айболит–66», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Чучело») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
«Семь нянек» – самая кассовая комедия Ролана Быкова, в которой комсомольцы–активисты пытаются перевоспитать трудного подростка, а тот этому пытается сопротивляться…
Вот как писал о ней на страницах журнала «Искусство кино» кинокритик Василий Сухаревич (1912-1983): «Комедии «Семь нянек» стать по-настоящему острой, смешной и, наконец, истинно высокой мешает робость. Ведь схематизм характеров всех почти бел исключёния членов бригады коммунистического труда объясняется прежде всего тем, что авторы фильма не проявили твердого характера, побоялись хотя бы одного на них сделать смешным. А почему? Разве многочисленные теперь бригады коммунистического труда — это сонмы праведников? Разве люди объединились в них затем, чтобы подчеркнуть свои добродетели? Разве борьба за успехи в труде, за овладение техникой, знаниями не сочетается в жизни людей с борьбой против косности, рутины, консерватизма, против всяческих пережитков прошлого в обществе, на предприятии, дома, в каждом на своих близких и, наконец, в самих себе? А разве эта борьба идёт по канонически правилам, как богослужение, и в ней не бывает острых поворотов, неожиданных событий, сомнений и даже вполне естественных ошибок? Разве в самом усердии, в самом желании семи нянек еще как-то и еще к чем-то себя проявить нет забавного, молодого зазнайства, нет оттенка тщеславия? Так уже сам замысел комедии давал возможность показать, что и в великом грешнике, который ведь только, в сущности, испорченный мальчишка, и в самих воспитателях, которые не так уже далеко от него ушли, еще сколько угодно детского и мальчишеского… Итак, главный недостаток этого фильма возник от неумения так соединить глубокое с мелким, великое с ничтожным и трагическое со смешным, чтобы оно служило наиболее верному отражению правды жизни» (Сухаревич, 1962: 49).
Сегодняшние зрители с удовольствием пересматривают эту смешную комедию:
«Очень нравится этот фильм. … Вроде смешной, наивный и легкий, а на самом деле грустный: очень жаль мальчишку. Взяли молодые ребята куклу, поиграли и бросили. Потом одумались, конечно, они же такие положительные... А пацану каково? … Р. Быков шутя такую больную тему поднял. И неразрешимую задачу поставил» (Марина).
«Я вообще фанатка этого фильма! Могу пересматривать бесконечно). Очень "живой" фильм, диалоги пускай наивные, но очень смешные и всегда в точку. …Прелестный фильм))» (Катя).
«Чудесный фильм не столько о трудный подростках и "няньках" сколько о человеческих отношениях и взрослении. Фильм одновременно трогательный смешной и серьезный. … смотреть можно бесконечно» (Светония).
«Члены молодежной бригады с простодушным энтузиазмом принялись за "воспитание" Афанасия, а в результате получилось, что трудный подросток их всех "перевоспитал". Фильм разоблачает комсомольское прекраснодушие и абстрактный гуманизм, не имеющие ничего общего с реальной действительностью» (А. Ефимов).
Киновед Александр Федоров