Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Ар–хи–ме–ды!" (СССР, 1976) и "Семь нянек" (СССР, 1962): советские комедии

Ар–хи–ме–ды! СССР, 1976. Режиссер Александр Павловский. Сценарист Юрий Киселев. Актеры: Сергей Иванов, Моисей Мурадян, Сергей Михайлов, Александр Игнатуша, Галина Сулима, Александр Хочинский, Владимир Меньшов, Любовь Стриженова, Гарри Бардин, Александр Масляков и др. 26,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Павловский (1947–2018) поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов, из которых наибольшую известность получил минисериал «Зеленый фургон» (1983). В тысячу самых кассовых советских кинолент входит музыкальная комедия Александра Павловского «Ар–хи–ме–ды!».

Зрительский успех музыкальной комедии "Ар-хи-ме-ды" можно объяснить лишь строгими запретами на западную поп и рок-музыку, свойственными эпохе 1970-х. Представьте себе хоть минуту, что отечественное телевидение 1975-1976 годов ежедневно показывало бы хоть десятую часть нынешнего музыкально-развлекательного потока, а на концертных площадках Москвы пели бы Лайза Минелли и Майкл Джексон со своей тогдашней семейной группой...

Но на фоне песен Кобзона и Хиля даже скромный эстрадный репертуар, предложенный в "Ар-хи-ме-дах" Марком Минковым, казался тогдашней молодежи, штурмовавшей прилавки с "выброшенными" в продажу дисками каких-нибудь "Червоных гитар", вполне сносным. Тем паче, что одну из главных ролей в фильме сыграл обаятельный молодой актер Сергей Иванов, полюбившийся зрителям по фильму Леонида Быкова "В бой идут одни старики".

Так что к мнению тогдашних кинокритиков, пытавшихся в своих рецензиях анализировать очевидные сценарные и режиссерские слабости "Ар-хи-ме-дов", прислушались разве что самые "продвинутые" читатели отечественных киножурналов.

Сегодняшние зрители вспоминают картину «Ар–хи–ме–ды!» с ностальгическим чувством:

«Мне и моим подругам было по 14 лет. Я даже затрудняюсь сказать сколько раз (настолько много) мы посмотрели этот фильм, мы даже убегали с уроков – благо кинотеатр был близко. Нам все нравилось и актеры, которые снимались (особенно Сергей Иванов) и музыка, звучавшая в этом фильме» (Лариса).

«Весёлый музыкальный фильмец, прикольненький, пусть наивненький, но душок молодости, стремлений, азарта присутствует» (Помпей).

Киновед Александр Федоров

-2

Семь нянек. СССР, 1962. Режиссер Ролан Быков. Сценаристы Валерий Фрид, Юлий Дунский. Актеры: Семён Морозов, Валентин Буров, Владимир Ивашов, Микаэла Дроздовская, Татьяна Надеждина, Наталья Батырева, Татьяна Карева, Виктор Хохряков, Валентин Зубков и др. 26,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Знаменитый режиссер и актер Ролан Быков (1929–1998) поставил 9 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Семь нянек», «Айболит–66», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Чучело») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

«Семь нянек» – самая кассовая комедия Ролана Быкова, в которой комсомольцы–активисты пытаются перевоспитать трудного подростка, а тот этому пытается сопротивляться…

Вот как писал о ней на страницах журнала «Искусство кино» кинокритик Василий Сухаревич (1912-1983): «Комедии «Семь нянек» стать по-настоящему острой, смешной и, наконец, истинно высокой мешает робость. Ведь схематизм характеров всех почти бел исключёния членов бригады коммунистического тру­да объясняется прежде всего тем, что авторы филь­ма не проявили твердого характера, побоялись хотя бы одного на них сделать смешным. А почему? Разве многочисленные теперь бригады коммунистическо­го труда — это сонмы праведников? Разве люди объ­единились в них затем, чтобы подчеркнуть свои доб­родетели? Разве борьба за успехи в труде, за овла­дение техникой, знаниями не сочетается в жизни людей с борьбой против косности, рутины, консер­ватизма, против всяческих пережитков прошлого в обществе, на предприятии, дома, в каждом на своих близких и, наконец, в самих себе? А разве эта борьба идёт по канонически пра­вилам, как богослужение, и в ней не бывает острых поворотов, неожиданных событий, сомнений и даже вполне естественных ошибок? Разве в самом усердии, в самом желании семи нянек еще как-то и еще к чем-то себя проявить нет забавного, молодого зазнайства, нет оттенка тщеславия? Так уже сам замысел комедии давал возможность показать, что и в великом грешнике, который ведь только, в сущнос­ти, испорченный мальчишка, и в самих воспитате­лях, которые не так уже далеко от него ушли, еще сколько угодно детского и мальчишеского… Итак, главный недостаток этого фильма возник от неумения так соединить глубокое с мелким, великое с ничтожным и трагическое со смешным, чтобы оно служило наиболее верному от­ражению правды жизни» (Сухаревич, 1962: 49).

Сегодняшние зрители с удовольствием пересматривают эту смешную комедию:

«Очень нравится этот фильм. … Вроде смешной, наивный и легкий, а на самом деле грустный: очень жаль мальчишку. Взяли молодые ребята куклу, поиграли и бросили. Потом одумались, конечно, они же такие положительные... А пацану каково? … Р. Быков шутя такую больную тему поднял. И неразрешимую задачу поставил» (Марина).

«Я вообще фанатка этого фильма! Могу пересматривать бесконечно). Очень "живой" фильм, диалоги пускай наивные, но очень смешные и всегда в точку. …Прелестный фильм))» (Катя).

«Чудесный фильм не столько о трудный подростках и "няньках" сколько о человеческих отношениях и взрослении. Фильм одновременно трогательный смешной и серьезный. … смотреть можно бесконечно» (Светония).

«Члены молодежной бригады с простодушным энтузиазмом принялись за "воспитание" Афанасия, а в результате получилось, что трудный подросток их всех "перевоспитал". Фильм разоблачает комсомольское прекраснодушие и абстрактный гуманизм, не имеющие ничего общего с реальной действительностью» (А. Ефимов).

Киновед Александр Федоров