Мы с вами уже определили место царства растений в живой природе. Теперь расскажу подробнее, как построить занятие на углубление знаний о растительном мире.
В первую очередь необходимо понять устройство растений, из каких частей они состоят. У нас довольно подробно и в учебнике написано, но можно обратиться к видеоуроку. После просим детей заполнить кроссворд. Во-первых, им становится проще вычленить нужное из полотна текста учебника, во-вторых, пересечение слов в кроссворде обращает внимание учеников на правописание терминов.
Таким образом были структурированы уже имеющиеся знания учеников или внедрены новые.
Далее повторяем материал с прошлого занятия - перечисляем свойства живого и чем растения отличаются от остальных. Задаемся вопросом "Как растения сами получают питание?"
Слово уже фигурировало и в видео, и в учебнике, но с перепутанными буквами создает некоторые трудности с распознаванием. Даем попробовать его вспомнить и записать на строчку.
Следующее задание - узнать, что нужно для фотосинтеза (и вписать в левые 3 пункта) и что получает растение в ходе этого процесса (2 пункта справа)
Схему про размножение растений заполняем по материалам из учебника. В первой строчке наименования двух видов размножения, а на нижних строчках 3 варианта размножения вегетативным способом.
Не стоит просить писать детей сразу ручкой. Они нервничают, начинают исправлять или боятся писать вовсе. Введите практику, что пишут карандашом, потом вы вместе проверяете догадки и есть возможность вписать четко ручкой правильные версии.
Что касается жизненного цикла растения в данном уроке (да и многих тем в начальной школе), любой зрячий человек вполне может посмотреть на картинку и сказать, что на ней находится.
Поэтому обращаем взор учеников на изображение жизненного цикла. Объясняем, что здесь рассматривается растение с его рождения к взрослению. Так же карандашом просим подписать кратко, что они видят на 4 этапах жизни. Они увидят и зернышко(семечко), и появившиеся корни, росток, и взрослое растение с листьями. Останется обсудить их догадки и вместе прийти к верным терминам.
За счет того, что познание происходило через собственных сил ребенка, усвоение материала происходит быстрее.
Но на этом уроке изучение растений не заканчивается. Еще нужна самостоятельная работа (самостоятельная без учителя, а не форма контроля) и закрепление материала. Этому способствует наличие разнообразных предметов у одного преподавателя начальной школы.
Поэтому углубить и закрепить знания о растениях можно на уроке технологии при помощи коллажа: объемное растение из бумаги (стебель из спирали, бутон-открытка, за которым скрыт плод, листики-аппликация) с подписанными частями и их функциями, которые необходимо вписать после прочтения темы в учебнике.
В итоге у каждого ребенка есть конспект темы на распечатке с урока, а также наглядный "конспект" в виде коллажа, по которому легко можно воспроизвести тему из учебника, для чтения которого была поставлена цель.