Два столетия назад нации Латинской Америки освободились от власти Испании, но их историю продолжает омрачать тень каудильо — авторитетного вождя, стоящего во главе военных и великих землевладельцев. Каждый раз, когда один из них теряет власть, другой быстро занимает его место. Почему этот регион продолжает быть пленником колониального наследия и частных военных формирований?
История сильного человека: как появился каудильо?
Термин «каудильо» стал обозначением для таких властителей с начала XIX века, когда многие из бывших испанских колоний в Америке получили свободу, но не стабильность.
Лидеры этих молодых государств старались укрепить свои позиции, определить основы государственности и национальной принадлежности, защитить себя от соперников.
Именно в это время в политической жизни Латинской Америки возник образ могущественного вождя — каудильо, под которым позднее будут иметь в виду таких лидеров, как Альфредо Стресснер, Аугусто Пиночет, Фидель Кастро и многих других диктаторов этого региона.
В испанском справочнике 1611 года определение «каудильо» обозначало командира войска, а «шейха» определяли как лидера вассального государства или предводителя народа. На протяжении двух последующих столетий в колониях Латинской Америки зарождалась уникальная экономическая и социальная система, где земли разделялись на большие участки, известные как латифундии.
Эти поместья и их плантации имели различные управленческие подходы: одни к середине XIX века начали функционировать как современные компании с капиталистическим подходом к хозяйствованию, другие сохраняли старые патриархальные и феодальные традиции.
Несмотря на разнообразие управленческих методов, латифундии функционировали достаточно независимо: их продукция удовлетворяла потребности собственников и трудящихся, при этом множество рабочих семей жили на той же плантации десятилетиями, пользуясь покровительством земельных владельцев. Эти сообщества были не только экономически значимы, но и служили уникальной социокультурной и политической организацией для многих.
Институцию асьенды некоторые исследователи определяют как феодальную из-за её зависимости рабочих от землевладельца. Однако, в отличие от классических феодальных систем, у неё отсутствовали четко определенные взаимные гарантии, которые балансировали бы ограниченные свободы и права вассалов. Другие описывают асьенду как капиталистическую структуру, хотя она и отличалась от традиционных коммерческих предприятий.
Каждое такое поместье было похоже на небольшое государство с правящим лендлордом и его вассалами, которые были ему безоговорочно преданы. Землевладелец обеспечивал своих крестьян стабильностью, защитой и основными жизненными ресурсами, а в ответ требовал абсолютное подчинение. Для жителей таких поместий их хозяева были гораздо авторитетнее, чем далекие колониальные управляющие, представляющие корону в далекой столице.
На рубеже XIX и XX веков каудильизм для жителей латиноамериканских колоний превратился не только в индикатор социального положения, но и в уклад жизни, формируя быт для многих социальных слоев, объединенных общими интересами, деятельностью, ценностями и межличностными отношениями.
После нескольких столетий под властью европейцев многие колониальные жители продолжали жить в невежестве и нищете. В их глазах землевладельцы воплощали архетип могущественного вождя или главы семьи: заботливого и великодушного, но в то же время жесткого и непоколебимого.
Большинство из них не придавали значение скрытым мотивам латифундистов, когда те противостояли государственной власти, участвовали в закулисных играх или боролись за независимость своих территорий.
Сакрализация образа лидера стала основой отношений между каудильо и их сторонниками, которые, обещая лояльность в обмен на защиту и поддержку, видели в них столпы своих традиций, ценностей и привычек. И этот привычный уклад, по их мнению, находился под угрозой из-за изменений, насаждаемых испанскими властями.
Вперёд, к свободе?
В начале XIX века стремление к независимости в Латинской Америке усилилось из-за нескольких факторов. Прежде всего креолы, которые составляли значительную часть местных землевладельцев и родились в колониях, но имели европейские корни, были практически исключены из участия в политическом процессе.
Доминирующий дом Бурбонов в Испании пытался усилить свою власть, запрещая креолам занимать государственные посты, предпочитая при этом экспортировать бюрократов прямо из Европы.
Позднее, когда с 1808 по 1813 год Испания оказалась под оккупацией Наполеона, это привело к значительному ослаблению контроля над колониями. Этот упадок авторитета в Латинской Америке стал дополнительным стимулом для тех, кто уже был недоволен европейским влиянием.
В такой обстановке ускорилась атомизация колоний: всё больше землевладений существовали как отдельные государства со своими правителями, армиями и экономикой. Колониальным властям они подчинялись лишь формально.
Каудильо: режим и образ мысли
Большинство государств Латинской Америки достигли независимости после военных столкновений между местными вождями-каудильо, которые, как считалось, защищали интересы населения своими личными армиями, и колониальными правителями, чья способность к централизации управления и сохранению территориальной целостности заметно ослабла с течением времени.
Такое многолетнее военное противостояние привело к тому, что новообразованные нации Латинской Америки в начальные периоды своего существования были тесно завязаны с милитаризмом. Военные часто играли ключевую роль в политической жизни, становясь диктаторами или частью военных правительств.
В некоторых случаях, когда на пост президента приходило гражданское лицо, его решения все равно были зависимы от военных или влиятельных землевладельцев, чья поддержка могла быть как приобретена, так и утрачена.
Ученые Эрик Вольф и Эдвард Хансен определили четыре ключевых аспекта каудильизма в качестве политической структуры:
- Система отношений «хозяин-подопечный» регулярно воспроизводится и укрепляется личными связями, где присутствует элемент доминирования и зависимости, амбиции повысить свой статус с помощью власти и военных действий.
- Отсутствие эффективных институтов, гарантирующих стабильное функционирование и взаимодействие различных государственных структур.
- Применение физической силы становится обычным методом в политических стычках и распрях.
- Неуверенное и нестабильное положение лидеров, которые не могут укрепить свою позицию на вершине власти.
По этим принципам страны региона живут и по сей день. И предпосылок для изменения этого как будто и нет.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅Россия строит главную, самую мощную электростанцию в мире. Покажем, чем же она так хороша
✅ Школы дореволюционной России: 10 фактов, которые вас изумят
✅Почему коронавирус вернулся — и стоит ли его бояться по-прежнему
✅ С какими проблемами пользователи айфонов столкнутся в России уже очень скоро?
✅Зачем на подлодках нужны окна, когда их все равно нельзя открыть?