Найти в Дзене
Тайны литературы

Аппетит, о котором ходили легенды: кулинарные пристрастия Ивана Андреевича Крылова

Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец конца XVIII – середины XIX века. Помимо своего творчества Крылов был известен вредной привычкой – неуёмной страстью к еде. Об обжорстве Крылова ходили легенды, ставшие поводом считать, что баснописец умер от переедания. Крылов родился в семье армейского офицера, который во время восстания Пугачёва служил в Яицкой крепости. Пятилетний мальчик вместе с матерью был отправлен в Оренбург, который вскоре был осаждён. Продовольственный голод, начавшийся в городе, глубоко поразил ребёнка. Пережитое в детстве называют причиной последующего неумеренного потребления пищи баснописцем. Любивший вдоволь полакомиться кулинарными изысками Крылов имел тучное телосложение, но ни в какую не хотел слушать предостерегавших его докторов. Он никогда не пропускал обед и ужин, стараясь попробовать всё, что есть на столе и как можно больше. Одежда Крылова, который был, к тому же, весьма неопрятным человеком, всегда была испачкана каким-нибудь соусом или пятн

Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец конца XVIII – середины XIX века. Помимо своего творчества Крылов был известен вредной привычкой – неуёмной страстью к еде. Об обжорстве Крылова ходили легенды, ставшие поводом считать, что баснописец умер от переедания.

Иван Андреевич Крылов
Иван Андреевич Крылов

Крылов родился в семье армейского офицера, который во время восстания Пугачёва служил в Яицкой крепости. Пятилетний мальчик вместе с матерью был отправлен в Оренбург, который вскоре был осаждён. Продовольственный голод, начавшийся в городе, глубоко поразил ребёнка. Пережитое в детстве называют причиной последующего неумеренного потребления пищи баснописцем.

Любивший вдоволь полакомиться кулинарными изысками Крылов имел тучное телосложение, но ни в какую не хотел слушать предостерегавших его докторов. Он никогда не пропускал обед и ужин, стараясь попробовать всё, что есть на столе и как можно больше. Одежда Крылова, который был, к тому же, весьма неопрятным человеком, всегда была испачкана каким-нибудь соусом или пятнами от напитков.

Крылов регулярно посещал званые ужины, и хозяева, знавшие о его страсти, продумывали дополнительные блюда к меню, а также стремились удивить гостя необычными угощениями. К примеру, на одном из обедов гостей угощали ухой с расстегаями, а перед Крыловым была поставлена глубокая тарелка с горой расстегаев.

После приёма пищи Крылов не любил общаться с другими людьми, но при этом, съев очередное блюдо, он обязательно высказывал замечания о съеденном. На упомянутом обеде он похвалил расстегай, в котором не нашёл ни единой косточки, а уху назвал «янтарным наваром». Поэтому, съев три тарелки, он с нетерпением ждал добавки. Телячьи отбивные, еле помещавшиеся на тарелке, но Крылов моментально поглотил две и потянулся за третьей, прежде чем другие гости справились с одной отбивной. Поданную далее жареную индейку Крылов с восхищением назвал Жар-птицей. Обрадованный тем, что к столу подали мочёные овощи и ягоды с фруктами, Крылов воскликнул: «Мочёное царство, Нептуново царство!», стремительно поглощая яблоки одно за одним.

Императрица Екатерина очень тепло относилась к Крылову, а потому он бывал гостем и на её обедах и ужинах. Но монаршеские угощения не нашли отклику у желудка Крылова. Он отмечал, что с таких приёмов всегда возвращается голодным. После одного из таких обедов Крылов был возмущён, что слуги трудились в основном над сервировкой стола, а работой царских поваров остался крайне недоволен. Не понравился ему суп, состоявший всего из пяти ложек жидкости, пирожки размером с грецкий орех. И если в других домах слуги видя, как Крылов управляется с очередной тарелкой еды, уже держали наготове дополнительные порции, то здесь ему приходилось буквально вылавливать лакеев и отнимать лишние пирожки. Такой же мелкой показалась Крылову рыба, а в студень, по его мнению, пошли пищевые остатки. Осознав, что больше одной порции ему не достанется, баснописец поразился: «Что же это такое? Здесь только пробовать дают?!» От принесённой вскоре индейки ему досталось маленькая ножка, что чуть ли не довело Крылова до слёз. Императрица, увидев это, сжалилась и велела подать индейку ещё раз. Де Апельсиновый десерт с желе тоже расстроил баснописца. От злости он проглотил его целиком вместе с кожурой, даже не распробовав вкуса. Вернувшись домой, Крылов пожалел, что отпустил прислугу, не велев приготовить ему ужин, ведь вернулся из гостей «голодный-преголодный».

Более тридцати пяти лет Крылов посещал Английский клуб, где сытно обедал. Его приблизительное меню составляли: щи, кулебяка, пирожки, гусь с груздями, сиг с яйцами и поросёнок под хреном. Иногда он любил поесть устриц, причём поглощал их не менее 80 штук. После обеда Крылов обычно отдыхал или спал – в Английском клубе на стене, на которую облокачивалась его голова, даже появилось пятно.

Современник баснописца, поэт Батюшков, предрекал ему смерть от обжорства. Тем не менее, несмотря на свой нечеловеческий аппетит, Крылов прожил до 75 лет. Многие действительно считали, что он умер от заворот кишок, объевшись блинами. Однако истинной причиной смерти стало воспаление лёгких.