Найти тему

ПРО «СЛОЖНЫЙ» ТЕКСТ И «ЛЁГКИЕ» ВРЕМЕНА

ПРО «СЛОЖНЫЙ» ТЕКСТ И «ЛЁГКИЕ» ВРЕМЕНА
Тяжёлые времена рождают сильных людей, сильные люди создают лёгкие времена. Лёгкие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжёлые времена. При посредственном анализе данной сентенции просится вывод – сложности провоцируют мыслительный процесс. И не обязательно жизненные сложности…

Объемный литературный труд современного читателя, к сожалению, пугает. Даже просто пост в интернете длиннее трех строчек зачастую собирает у читателя неодобрительные складки на лбу, и он мысленно произносит: «Ну уж нет, это я читать точно не буду!» Современный школьник, зачастую одобряемый родителями, выбирает краткий пересказ литературного произведения – сюжет усвоили и замечательно!

Недавно на уроке литературы разбирали относительно коротенький рассказ-притчу Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Сюжет: некий безымянный господин из Нового Света пустился в путешествие, чтобы повидать Старый Свет. В дороге приключилась беда и господин помер. Господина поместили в ящик из-под содовой и в новом качестве, в сопровождении жены и дочери, которые утратили свою финансовую привлекательность для окружающих, отправили обратно в Америку. Все… Неужели все? А как же притча? В чем смысл-то? Блокбастер, а не притча. А смысл кроется в аллегории и антитезе, на которой построен весь рассказ, кроется в средствах художественной выразительности, смысл – в деталях! Детали в кратком содержании как раз опускаются.
Результат – смысл утрачен.

Литературный текст – это тоже художественное полотно, которое содержит свой колорит, композицию. Что-то мы увидим сразу, что-то откроем для себя при повторном, более пристальном прочтении, а что-то по прошествии длительного времени, с позиции возраста и опыта.

Представьте себе картину Ван Гога «Звездное небо» в кратком пересказе, где опущены экспрессия, манера исполнения художника, опущены детали… Просто намалеваны точки-звезды на черном фоне. Все… Результат – это не картина Ван Гога, это что-то совершенно другое…

Не лишайте себя эстетического удовольствия первооткрывателя. Позвольте себе прочитать литературный текст в полном объеме, откройте для себя вселенную художественного полотна! Как же по-другому понять, что нравится, какие литературные, художественные предпочтения? Как формировать художественный вкус, если не пробовать? Мы ограничены временем и пространством, литературный текст – нет. Это чей-то жизненный опыт, в полном объеме доставшийся нам.

🖊С любовью, учитель русского языка и литературы Юлия Владимировна Сарсатских.

#Педагоги1МККПишут #ПервыйМосковскийКадетскийКорпус #ГБОУПМКК #МРСД33 #ДОНМ #ПМКК #МоскваГодПедагогаНаставника #КадетскаяШколаГосударственныхВоспитанниц #СарсатскихЮлия

-2