Продолжим рассказывать о прекрасных зеленых питонах! Первую часть можно прочитать здесь.
Джаяпура (Jayapura)
Джаяпура – столица Индонезийской провинции Папуа (раньше эта провинция называлась Ириан Джайя). Довольно большой город, находится на севере острова, недалеко от границы с Папуа –Новая Гвинея (далее ПНГ). Зеленые питоны живут там почти везде, как в ближних и дальних окрестностях, так и самом городе.
Зооторговцы обычно называют несколько наименований мест из этой области, например Джаяпура, Лере, Гейнем, Сиклоп и т.д., но мне кажется проще объединить все эти локалитеты под одним названием.
Питоны из этой большой территории могут довольно сильно отличаться друг от друга, но у всех экземпляров от туда хвост имеет либо желтый, либо желто-зеленый цвет. Основная окраска – типичная для вида ,часто с продольной полосой голубого цвета, белыми или желтоватыми пятнами, но часто и без них. Известны экземпляры голубого цвета, но гораздо реже, чем например у хондров из Ару. Молодые бывают как красно-коричневого, так и желтого цвета,часто в одном выводке. Особо крупных змей из этой области не бывает, размеры средние.
Далее – несколько фотографий питонов из Джаяпура.
Животные из описываемого локалитета являются одними из моих любимых. Они хорошо живут в неволе, как правило не агрессивны, молодежь их легче, чем у других форм начинает питаться. Кроме того, из этой области известно довольно много разных вариантов окраски. Они хороши для дальнейшей селекции, причем их можно «варить» самих в себе, не подмешивая кровь из других регионов.
Уверен, что эти змеи еще преподнесут много приятных сюрпризов. Мы еще вернемся к этому вопросу.
Биак
Биак – райское место – остров, расположенный к северу от Новой Гвинеи. Покрыт негустыми лесами, климат более сухой, чем на большей части ареала зеленого питона. Питоны с этого острова довольно легко узнаваемы. У них очень часто во взрослом состоянии сохраняется желтый цвет. Некоторые, как правило разводные, экземпляры почти целиком желтые.
Эта форма очень изменчива. Часто бывают совсем без желтого, но все покрыты белыми пятнами на грязно- зеленом фоне, прямо как звездами. Зеленый цвет не такой яркий, как у других форм, но благодаря желтым пятнам, черному рисунку, белым «звездочкам» выглядят очень празднично и неординарно. Хвостик с черной пигментацией. Попадаются голубоватые особи. Дети могут быть как красные, так и желтые, обычно в одном выводке и те и другие. Часто, чаще, чем другие, Биак проявляет свой неуживчивый характер, обычно это молодые или природные экземпляры. Очень перспективны, на мой взгляд, для селекции как внутри своей расы, так и для скрещивания с другими расами.
На Биаке много лет ведется активный нелегальный сбор этих питонов, как взрослых, так и маленьких. Поэтому именно этих питонов чаще всего продают как в Индонезии, так и с «липовыми» документами в Европе и Америке. Это удивительно, но за многие годы бесконтрольного, массового вылова численность этих чудесных змей на острове остается довольно высокой.
Биакские природные хондры очень часто бывают сильно заражены гельминтами, от которых часто мрут. Впрочем, это справедливо для всего вида в целом, но Биак как-то уж особенно хорош в этом плане. Также у них во множестве попадаются подкожные гельминты, которых местные умельцы весьма ловко вырезают лезвиями безопасной (для кого?!) бритвы.
Кофиау, Мисол, Соронг
Сначала я хотел все эти формы описать отдельно, но передумал. И вот почему. Во- первых, объем получается уж больно велик! Во- вторых, эти расы похожи одна на другую.
Соронг – довольно большой город на самом западе Новой Гвинеи, мне показалось, едва ли не больше, чем Джаяпура. Именно от туда поступают змеи из всех этих трех мест, а также порой и из других, например, Биака, Манокваре
Начнем собственно с Соронга. У этих животных на отличном зеленом фоне обычно имеется голубая полоска, часто присутствуют мелкие белые пятна. Хвост всегда черный, иногда совсем черный, будто обмакнутый в тушь. Дети всегда желтые.
Очень похожие питоны живут также на островах около Соронга, таких, как Вайгео, Батанта, Салавати.
Мисол – довольно большой остров к западу от Новой Гвинеи. Видимо, это самая западная точка , наравне с Кофиау, распространения зеленого питона. Мне казалось, что уж от туда-то будут какие-нибудь особенные питоны, тем более, что и до Кофиау недалеко.
Оказалось, что это не так. Нет, мисольские питоны очень красивы, но традиционной для этого вида красотой. Дети – желтые, которые к году становятся зелеными. Очень похожи на новорожденных Соронг или Кофиау. Взрослые – такие же, как и Соронг, только, пожалуй, побольше белых пятнышек.
Ну и Кофиау, наделавшие столько шуму и денег хитрым торговцам. Не помню точно, но первые хондры из Кофиау стали поступать в Джакарту лет 5-6 назад (на момент написания статьи в 2010 году). Цена была немалой, если не ошибаюсь, 600 американских долларов. И это здесь, в Джакарте! Остается только гадать, какие деньги платили за них американские и европейские коллекционеры в то время… А прославились эти питоны тем, что они во взрослом состоянии остаются канареечно-желтого цвета!
Так получилось, что тогда же я познакомился с «открывателем» этой новой формы, зооторговцем из Соронга Г-ном Насиром. Конечно, я его подробно расспрашивал об этих тварях. И он говорил, что с острова Кофиау все зеленые питоны только желтого цвета. Я верил. Тем более, что купленные у Насира питоны были уже довольно крупными подростками, без всякого намека на позеленение.
В следующий Насиров приезд я попросил его привезти взрослых змей, но он сказал, что эти, которых он возит, и есть взрослые, и крупнее на Кофиау нету! Отоно чё! Обманул, подставил! Самые черные сомнения меня грызли, но ведь надежда умирает последней! И поехал я на Кофиау сам, дабы на месте во всем разобраться.
Ну и разобрался, конечно. В первый же день. В деревне мне принесли скрученную из металлической сетки клеточку с палочкой внутри, на которой сидел маленький желтый питончик. А я попросил такого же желтого, но большого. Меня тут же всей деревней и просветили, что эти змеи в молодости желтые, а старые все зеленые.
И тем не менее, жители этой прекрасной деревеньки, они же и единственные ловцы этих змей, ошиблись! Совсем немножко, но ошиблись.
На этих фотографиях проиллюстрирована примерная история этих змей, кроме самой последней страницы. Многие, очень многие ( но не все!) самки сохраняют свой цвет неизменным вплоть до первой кладки. И даже часто становятся еще краше, чем в девичестве! Посмотрите на картинку : ярко желтая спинка, почти белые бока. И из – под этого великолепия лезут желтенькие детки! Но, к сожалению, жители той деревни на Кофиау не ошиблись, разве что чуть- чуть. Все наши самки и все наши самцы после первого брачного сезона очень быстро, часто всего за несколько дней приняли обычный зеленый наряд. Ну, у какой-то самки осталась желтоватая морда, какая-то приобрела зеленый, но совсем светлый, необычный цвет, но все равно не желтый. Самцы перецвели еще раньше самок. И из всей этой кучи, голов 15-20-ти , остался один единственный самец, который, к сожалению, пал лет пяти с небольшим от роду, оставался желтым до самой смерти.
Такая вот интересная история. И вот фото этого стойкого желтого самца. Он успел оставить многочисленное потомство, к счастью. Но дети его, в первой генерации, уже сейчас зеленые, а им по 2 года…
Автор: Владимир Одинченко