Найти в Дзене
Библио Графия

Нравы викторианской Англии в романе «Вот так мы теперь живём» Энтони Троллопа

В центре романа Энтони Троллопа «Вот так мы теперь живём» — семейство Карбери: 43-летняя очаровательная вдова и её взрослые дети, сын Феликс и дочь Генриетта. Сэр Феликс промотал свою часть наследства отца и теперь сидит на шее матери и сестры. Семья живёт довольно скромно для их статуса. Деньги есть, но их недостаточно, чтобы леди Карбери могла обеспечить роскошную жизнь себе и непутёвому сыну. В мечтах она видит выгодные браки детей, а также свой успех на писательском поприще, который может дать внушительный доход. Но главная её любовь и забота — сын.

Дочь Генриетта, куда менее любимая родителями, выросла совсем другой. «Её не испортили деньги, титул и соблазны чересчур раннего знакомства со светом». Генриетте исполнился 21 год, она мила и приятна внешне, но, главное, скромна в своих желаниях.

Главной целью сэра Феликса была женитьба на деньгах. С этим красавчик-мот смирился. Но и жениться, имея каменное сердце, было непросто. Даже глупышки чувствовали его холодность. Женитьба срывалась.

И вот в Лондон из Парижа приезжает Огастес Мельмотт, эсквайр, по слухам, сказочно богатый. Мельмотт — отец девицы, на состояние которой и положил глаз сэр Феликс. Вокруг Мари вились стаи женихов. Но у барышни тоже дела не клеились. Чувств явно ни у кого не было. И тут вдруг нарисовался такой льстивый красавчик...

-2

800 страниц романа «Вот так мы теперь живём» посвящено автором семейству Карбери и тем, кто с ними соприкасался. Здесь и история с влюблёнными претендентами на руку и сердце Генриетты, возрастным сэром Роджером и молодым Полом Монтегю. И история загадочного Огастеса Мельмотта, дочь которого не похожа на свою мать, а мать — на жену. И судьба леди Карбери, её литературных вечеров и литературных опусов. Все тайны раскроются, все вопросы разрешатся. Никого автор не оставит обделённым. О сюжете, пожалуй, всё.

-3

Теперь язык, структура, общие впечатления.

Хорош ли язык Троллопа? Безусловно. В описании характеров персонажей он чрезвычайно вкусен. И нотка иронии — дополнительное удовольствие для читателя, который её чувствует.

«Желание леди Карбери выдать дочь замуж за Роджера сильно подогревалось заботой о сыне».
«Лета стыдятся не чувств, а лишь того, что выражают их без той грации, которой гордится юность».

Роман Троллопа — хроника. Хроника викторианской жизни. Приёмы, визиты, матримониальные планы... Широкая палитра жизни разных слоёв общества, людей разных возрастов, занятий и нравственных устоев. Автор создал множество портретов и последовательно проследил за тем, как у кого сложилась судьба. Всё кропотливо выписано. Но мне не хватило, если честно, живой картинки, точнее даже — живых эмоций, чувств.

Не получилось ни привязаться к героям, ни очароваться хотя бы одной историей любви. От викторианского романа, каюсь, жду этого. Троллоп показал мир браков по расчёту, где нет места чувствам. Троллопа сравнивают с Джейн Остин. О, нет. Троллоп по-мужски рационален. Не получилось у него, даже описывая любовь, поведать романтическую историю или историю страсти. А ведь браков «на один квадратный метр» в романе немало.

Тем не менее. Большая ли литература Троллоп? Конечно. Не зря Лев Толстой писал в своём дневнике: «Троллоп убивает меня своим мастерством». Очень любезно с его стороны. Но Лев Николаевич мог бы так уж не убиваться. До его глубочайшего психологизма в раскрытии внутреннего мира героев Троллопу далеко. Но не подумайте, что я сравниваю. Ни в коей мере. Троллоп хорош по-своему. В описании нравов и быта викторианской Англии он мастер. Хочу прочитать его цикл «Барсетширские хроники». Говорят, что это лучшее, что создал Троллоп.

Читали Троллопа?

Любите викторианские романы?

Мой Телеграм | Поддержать канал