Демпинг в госзакупках – это явление, когда продавец предлагает свои товары или услуги по цене ниже НЦК на 25%, а то и больше. Это явление может быть вполне законным, и оправданным, но и случаи нездоровой конкуренции тоже имеют место.
Для борьбы с демпингом в 44-ФЗ существуют специальные меры:
1. Увеличение обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза,
2. Для контрактов с НМЦК до 15 млн. руб. – предоставить выписку из реестра исполненных контрактов, где указано что за прошедший, а в определенных случаях, 2 прошедших года, без штрафов были исполнены более 3 аналогичных контрактов. (так же заказчики могут запросить гарантийные письма, сведения о наличии товара на складе участника и пр)
Одной из причин демпинга в госзакупках может быть желание продавца зайти на рынок товаров\услуг, или увеличить долю своего присутствия на рынке, получить новых клиентов. В таком случае, продавец может снизить цену на свои товары или услуги до уровня, который не позволяет ему получить адекватную прибыль, но позволяет выиграть торги.
У крупных и оптовых компаний, как правило, выстроены партнерские сети, что позволяет им заранее договариваться о хороших скидках. В некоторых закупках поставщики могут использовать товар из более дешевых материалов, или худшего качества. И тут демпинг вполне уместен, если товар/ услуга отвечает требованиям закупочной документации.
Но иногда происходит и «черный» демпинг, когда кто-то из поставщиков сознательно роняет цену ниже рыночной, а то и закупочной с целью не дать победить кому-то из конкурентов. Это может привести к тому, что другие поставщики не смогут конкурировать с такой низкой ценой и вынуждены будут отказаться от участия. И вот эти действия уже караются со стороны надзорных органов.
Глобально последствия демпинга в госзакупках могут быть как положительными, так и негативными.
Положительные:
- Государство может получить товары или услуги по более низкой цене, что позволит ему сэкономить бюджетные средства.
- Молодые и небольшие компании все же могут заявить о себе.
Негативные
- Некоторые (особенно начинающие участники и небольшие поставщики) могут уйти с рынка, не выдержав подобную конкуренцию.
- Заказчик может получить товары или услуги низкого качества.